Деньги в терапии (3)

Пропущенные встречи.

 

            Пропущенные встречи без своевременного сообщения клиентом оплачиваются. При этом чаще всего причина пропуска не важна. Но об этом условии клиент должен знать заранее. Я не предупреждаю клиентов об оплате пропущенных встреч до прецедента. Я этого не делаю, т.к. в разговоре о том, чего пока нет, вижу больше заботы терапевта о себе. Без прецедента для меня это условие видится односторонним, свидетельствует о неравности. Это, конечно, моё субъективное переживание.

            В большинстве случаев в моей практике у клиентов нет пропуска встреч. Когда же это всё-таки происходит, то до клиента важно донести терапевтическое понимание ответственности человека за своё время, за свои обстоятельства на этом конкретном примере. Клиенту важно помочь понять, что в принятии этого условия – оплата пропущенных встреч – наше уважение к нему, наша вера в его самостоятельность и состоятельность. Также в принятии этого условия – его уважение к нашему времени, доверие к процессу терапии. Клиенты, с которыми есть такая договорённость, заботятся о моём времени, заранее предупреждают об изменениях в их жизни, из-за которых встреча отменяется. Когда это не получается вовремя, оплачивают всегда, проявляя внутреннее согласие к такой ситуации.

            В моей практике были два случая, когда я пропустила встречи. Оба эти случая свидетельствовали о моих сложностях с клиентами в тот момент. Оба случая супервизировались.

            Я хотела бы поделиться, как решался вопрос оплаты. В первом случае клиентка позвонила через час пятнадцать минут после того, как я не пришла. Она была уверена, что это она ошиблась во времени. Через 20 минут после звонка я была в своём кабинет. В ответ на моё предложение обсудить цену того времени, которое она потратила, ожидая меня, клиентка с благодарностью рассказала, как ей было полезно именно так провести это время. Оценила это время как терапию. К счастью, результат моего сопротивления – вытеснение и моё отсутствие в назначенный час - в том случае не повредили клиентке. Более того, эта талантливая дама использовала мою оплошность во благо себе. Я готова была заплатить клиентке своими деньгами, но после обсуждения стало очевидным, что осуществление этой моей готовности неуместно.

            В случае с другим клиентом я забыла о встрече, которая была уже девятнадцатой в наших отношениях. Встречи проходили в одно и то же время, и надо же было умудриться, забыть. Причиной такого сильного сопротивления было то, что я недооценила важность и трудность для меня тех реалий, которыми клиент поделился на предыдущей встрече. Этот пропущенный мною терапевтический час мы перенесли на следующий день. Денег я не взяла. Это была моя плата за пропущенную встречу. Клиент из вежливости сначала отказывался от этого предложения, но, по сути, был с ним согласен. Условия должны действовать в обе стороны. Ему, как и мне, важна была равность в отношениях. И эта равность должна конкретно проявляться, подтверждаться в сложных ситуациях.

 

«Забыл деньги».

            Ситуации, когда клиент забыл деньги или не имеет их, на мой взгляд, для терапевта похожи. Есть перспектива - не получить сегодня деньги за свою работу. Тогда встаёт вопрос: а есть за что платить? Может, работа такова, что и платить не за что? По крайней мере, клиент может так считать.

            Есть факт, причина не важна. И факт таков – за консультацию сегодня ноль рублей. И не важно, что клиент отдаст деньги при следующей встрече. А прямо сейчас – их нет. Эта ситуация способна содействовать профессиональному росту. Важно и опытному терапевту побыть в состоянии удерживания вероятности, что эта наша работа ничего не стоит. Некоторая депрессивность, которую терапевту стоит намеренно усугублять, может принести плоды: поможет осознать степень своего сомнения и силу своей уверенности. Неоценённость ведёт к переоценке, к осознанной ценности своей работы, своей профессии. Возможно, появятся вопросы для супервизии, темы для личной терапии.

            Прецеденты, когда у клиентов на момент консультации нет денег, достаточно редки. Во всех этих редких случаях я работала с клиентами. Не появлялось желание отказываться работать, потому что в тех конкретных случаях я не видела смысла делать это. Допускаю, что в каком-то гипотетическом случае отказ мог бы быть полезным для клиента.

            В отношениях с одним клиентом, с которым у нас был долгосрочный контракт, имело место несколько фактов консультаций «в долг» всякий раз, как будто, по разным причинам. Об этом клиенте можно говорить, как о зависимом. В его поведении присутствовали манипулятивные и демонстративные проявления. Он хотел раскачать границы и порядки в терапии – так проявлялась его жизненная трудность в наших отношениях. Одной из удерживаемых мной задач с этим клиентом и было создание правил, границ. И это не могло произойти просто по договорённости, т.к. клиент всем «нутром», неосознанно, был против этого. Поэтому мы шли некой дорогой к порядку. В ситуациях отсутствия денег проявлялось обострение его симптоматики. С данным клиентом не всегда даже стоило «прямо сейчас» останавливаться на обсуждении этого факта. Я лишь отмечала для себя, что, к сожалению, -  пока борьба. И в нашей борьбе за порядок я вынуждена отступать.

            Когда одна моя клиента забыла деньги, я, кроме всего прочего, и обрадовалась тоже. Обрадовалась потому, что эта клиентка следовала очень жёсткому правилу – не быть ни у кого в долгу. Для неё трудны были социальные связи с людьми, которые не входили в узкий круг очень близких. Ей хотелось принести деньги сразу в этот же день. Я предложила повременить – побыть неделю « в долгу», довериться мне. Хотя бы для того, чтобы реализовать смысл поговорки – «могу копать, могу не копать».

            Итак, тем, что клиент не оплачивает консультацию в день встречи, терапевт может воспользоваться как знаком, сигналом. Это иногда означает реальную неоценённость, неценность терапии для клиента. Это может быть случай, случайность, недоразумение, на которые стоит адекватно среагировать. Эта ситуация проявляет каждого клиента по-своему, движет терапевта в направлении активной рефлексии или супервизии.

 

Как отдаются деньги. Как берутся деньги.

 

            Момент передачи денег важен. В этих секундах много информативного. Я как-то отметила, что всегда встаю, перед тем, как взять деньги. Передача денег - некая граница между терапевтическим пространством и реальной жизнью.

            Клиент встаёт синхронно со мной. Вынимает из кармана заранее приготовленные деньги. Передавая, смотрит в глаза. Уважительно, сдержанно говорит: «Спасибо». Мне спокойно. Уважение взаимно. Мы пока деловые партнёры, в процессе - слаженность. На таком расстоянии между нами нет проблем. А, если ближе? А кто сейчас против более близкого расстояния – он или я? Вопросы приобретают особую актуальность, учитывая трудности клиента в близких отношениях.

            Клиентка стоит ко мне спиной, ищет в сумке. Вынимает, но не деньги, а расческу. Я оборачиваю обе руки ладонями вверх, располагая их приблизительно на уровне плеч. Демонстрируя одновременно удивление и готовность взять деньги. «Ах, да. Сейчас заплачу», - говорит. Она затягивает время, проявляя свою неудовлетворённость. Что-то недосказано. В следующий раз важно помочь ей более осознанно выбирать темы в процессе нашей встречи. Более чётко отмечать то, на что у нас уходит время, как она им распоряжается.        

            Хотя, я полагаю, в этой ситуации особо говорить не стоит: важно действо, невербальные проявления обоих. Но иногда, когда хочется, в сам момент передачи я задаю какой-то из вопросов: «Как отдаются деньги? Как расставаться с ними? С каким чувством? За что сегодня платите?»

            Для меня самые приятные деньги те, когда мы с клиентом разделяем чувство, что наш час стоит больше или намного больше, чем деньги по контракту. И в этом больше – искренняя и взаимная благодарность, теплота и наполненность от переживания смысла происходящего.

            Итак, то, что происходит при передаче денег, проявляет результативность данной встречи или какого-то периода работы. В этой процедуре – некая экологическая проверка. Опираясь на свои чувства, мы может сканировать то, что есть сейчас между нами и клиентом. В этой ситуации для терапевта - большой потенциал возможностей определить будущие стратегии и задачи.

            Подводя коротко общие итоги по теме «деньги терапии», можно сказать, что, с каждым клиентом вырисовывается особая картина работы. Деньги и ситуации вокруг них в терапии говорят:

  • о мотивации
  • о характере клиента
  • о его проблеме
  • о наших отношениях

В заключении о деньгах в терапии без сомнения могу сказать, что деньги - для терапии, а не терапия для денег.

Начало статьи "Деньги в терапии":

http://www.psyoffice.ru/article/dengi_v_terapii_1/

http://www.psyoffice.ru/article/dengi_v_terapii_2/

 

 

 



Просмотров: 339
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Денег нет, но вы держитесь». Где взять деньги, когда они очень нужны
  • Деньги для жизни или жизнь для денег? Или почему семейные психологи решили сделать тренинг про деньги.
  • Деньги из ниоткуда. Как «найти» деньги, когда они очень нужны
  • Правило денег №1. Когда мы теряем свои деньги?
  • Почему деньги «убегают» от вас? Хотя вы стараетесь изо всех сил (но денег больше не становится)
  • Как перестать тратить деньги и начать копить? Хочу перестать бояться денег. Как получать деньги?
  • Семья и деньги. Часть 1. Я, семья, деньги. Повышаем мотивацию к зарабатыванию денег.
  • Деньги любят, когда их считают. Они от этого «растут» и приумножаются
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Клиент и деньги
  • Нет денег? Есть решение! Как «привлечь» деньги в свой кошелек
  • Деньги должны работать (и приносить нам новые деньги)
  • За что клиент платит деньги.
  • Семья и деньги. Часть 2. Удовольствие и деньги. Работа с внутренним ребенком.
  • Как именно деньги могут испортить отношения:«Куда у нас деваются все деньги?»
  • Хочу больше денег. Как сделать, чтобы он давал мне деньги? Как убрать ревность? Как перестать ревновать?
  • Где взять деньги, когда они очень нужны
  • Деньги. Что можно сделать прямо сейчас, чтобы стать богаче
  • Своё любимое дело, много денег, чтобы легко, а я на эти деньги делаю что хочу. Хотите? Я - да )))
  • «Богатые» и «бедные». В чем между ними разница (и почему у первых всегда есть деньги)?
  • ДЕНЬГИ , ДЕНЬГИ! Почему с ними связано так многое?
  • Деньги в терапии (1)
  • Деньги в терапии (2)
  • Деньги в терапии
  • Деньги этого очень не «любят»! Но мы продолжаем их «отталкивать» от себя
  • Деньги в терапии и консультировании
  • Осознать свои истинные приоритеты и понять на что мы тратим время и деньги
  • Деньги, деньги, дребеденьги. А что о них говорить?
  • Кто для кого, деньги для нас или мы для денег?
  • Деньги и здоровье. Деньги и развитие. Денежные убеждения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь