|
Деньги в терапии и консультированииАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Тема денег наряду с сексом и смертью является неприличной и вытесняемой в Тень сознания. В капиталистическом обществе, где секс и продление жизни можно купить, деньги остаются, самой неприкосновенной темой, а в российском еще и одной из самых болезненных.
Отказ от обсуждения темы денег не снимает вопросов. Наоборот делает проблему более напряженной. То, что не называется, обретает неуправляемую силу. Существует множество примеров того, как вопросы денег в человеческой культуре деликатно замалчивались. Во всем мире известна система Станиславского, но мало кто знает, Константин Сергеевич был промышленником, который половину своей рабочей недели управлял фабрикой, а оставшееся время посвящал театру. Мы гордимся А.С. Пушкиным и слышали, что он погиб на дуэли за честь женщины. Но мало кто знает, что его долг на день смерти составлял по современным меркам миллиард рублей. Может не имея такого долга он смог бы прожить дольше? Отношение человека к деньгам напрямую зависит от уровня психологической зрелости. Символическое значение денег начинает проявляться во взаимоотношениях между людьми, и становятся промежуточным объектом общения. Деньги учитываются для сохранения баланса брать - давать и важны в контексте отношений. Самое очевидное – это приобретения и оплата во взаимном обмене. В этих случаях деньги существуют, как мое отношения к ним. И через деньги выражается мое отношение к людям. Деньги в терапии выполняют диагностическую функцию. Отношение к деньгам показывает уровень зрелости личности и глубину нарушений. В денежных отношениях определяется психологическое здоровье и клиента, и терапевта. По мере того как клиент начинает свободно обсуждать вопросы денежных отношений терапия может быть закончена или переведена на следующий уровень работы. Со своей стороны терапевт, не разрешивший свои личные проблемы отношений с деньгами, не сможет помочь клиенту вернуться к реальности и жить в ней. Он либо использует клиента, воспринимая того как источник прибыли в ущерб этики профессиональных взаимоотношений, либо возносит на облака. В последнем случае жертвует собой и своим временем. Желая стать спасителем, превращается в жертву. Клиент в этом случае также не адаптируется к жизни и не развивается. Мазохистический, самоотверженный, депрессивный или маниакальный терапевт не способен вывести человека из его проблемы. Деньги не пахнут и не портят. Портит плохое отношение к ним, то или иное мое представление о деньгах и их значение. Либо высокомерно аристократическое как к чему-то грязному, либо подчиненное, зависимое и стяжательское. Отвращение или любовь к ним. В деньгах выражается паранойя, мазохизм, садизм, психологическая зрелость или незрелость черт личности, а также верования человека. Деньгам служат и молятся, возводят в культ, проповедуют. За деньги продаются люди самых разных профессий от торговцев до церковников. Цивилизация со времен Каина развивается только благодаря тому, что действительным Богом стали деньги. В терапевтических отношениях, как и в любых других отношениях деньги выполняют утилитарную функцию. Деньги важны здесь для сохранения чувства реальности и прежде всего, важны для людей с нарушенным контактом с реальностью. Оплачивая услуги, клиент понимает, что и сколько стоит в этом мире и признает необходимость оплачивать свои желания. Принимая оплату, терапевт получает средства к своему существованию, как и любой другой на своей работе. Является просто специалистом в своей области, а не другом, любимым и наживающимся на чужой беде. В терапевтических отношениях помощь получают не потому что терапевт заменяет клиенту отца или мать, не потому, что терапевт симпатизирует клиенту или любит его, а потому что клиент считает необходимым и возможным оплачивать работу терапевта. Проблемы с деньгами доэдипального уровняНа доэдипальном уровне деньги являются независимым от человека внешним объектом, от которого сам человек тотально зависит как ребенок от кормления матерью. Он не может зарабатывать и получать деньги самостоятельно без чужого волеизъявления. На оральной стадии деньги не платят и не считают. Мама кормит бесплатно, молоко мамы ничего стоит. На оральной стадии всегда присутствует агрессия на терапевта за то, что тот берет деньги и не помогает бесплатно. Он что-то знает, у него есть что-то, что мне крайне необходимо, но он не дает это, хотя и должен кормить меня бесплатно.
Деньги есть символические взаимоотношения и условия отношений. Но на оральной стадии символов нет, окружение должно кормить меня безусловно и в буквальном смысле. На этом уровне терапевта, аналитика воспринимаю как функцию и как того, время и расположение которого можно поглощать бесплатно. На выпускном в медицинском институте перед нами выступал известный хирург, который говорил, что не подаст руки тому, кто хоть однажды возьмет деньги у больного. Этот хирург, который начал свою практику еще в военное время и после никогда не брал у больных деньги, уже умер. Общество, представление о деньгах и о медицинской помощи изменилось. А люди на оральной стадии, как и двадцать лет назад считают, что их должны лечить бесплатно. Или формально принимают необходимость оплаты, но злятся или чувствуют себя обиженными когда приходится платить.
На оральном уровне любой вопрос, связанный с деньгами представляется ужасающим. Как только поток (кормление) прекращается, наступает депрессивное состояние. Мир представляется уничтожающим, а психологи воспринимаются либо как дойная корова, которая должна кормить пока не сдохнет, либо как существа бесчеловечные, лишенные сострадания и недостаточно профессиональными. Проблемы с деньгами анального уровня На анальной стадии развития уже появляется символическое мышление и символическое понимание денег. Деньги приобретают черты внешнего промежуточного объекта и через них устанавливается свой способ построения отношений с миром. Тревога здесь опредмечивается в страх потерять деньги, остаться без денег и столкнуться с ситуацией материальной незащищенности. Появляется любовь к деньгам и навязчивости. В обращении к другим потребность во внимании, дополняется желанием хорошей оценки. Я показываю свои какашки родителям, они рады, я горд. Я показываю, что у меня есть деньги и удовлетворен собой. Запоры становятся способом самоутверждения, телесным выражением страсти к накоплению и не умению давать. Символическое выражение запора: «Если мир мне ничего не дал, то и от меня ничего не получит». На этом уровне развития появляется счет – «время – деньги», «теряешь время – теряешь деньги», «кто рано встает, тому Бог дает», «деньги любят счет», «фекалии снятся к деньгам», «понт дороже денег»… Деньги начинают выступать способом совладания с тревогой и развиваются навязчивые состояния, связанные с деньгами. Пересчитывание купюр для уменьшения тревоги, заначки и клады, четкий баланс полученного и потраченного, аккуратность, пунктуальность, навязчивая потребность в контроле своего окружения без чего тревога вырывается на волю. Здесь же очень точное выстраивание баланса брать и давать. Соотнесение количества съеденного, своего личного «богатства» с выделенным и отданным — «хочешь быть богатым — умей делиться». Так уменьшается тревога. С другой стороны деньги сами становятся источником тревоги, поскольку могут быть украдены. Рядом с каждым сокровищем есть скелеты тех, кто хотел присвоить богатство. При пограничном уровне нарушений включаются бредовые (параноидные) проекции: «Он хочет обворовать, забрать, отжать мои деньги». Однажды наблюдал как один бизнесмен, спокойный и приятный в некоторых отношениях человек, приходил в психомоторное возбуждение и орал: «Где Мои Деньги!!!». В итоге он их действительно потерял. Проблемы денег на фаллической стадии На фаллической стадии деньги становятся символом престижа, статуса, власти и управления другими. Смотрел сюжет, где врач, подчеркивая свою уникальность, показывал зрителям приобретенную им дорогую иностранную книгу, которой у других врачей его специальности нет. Это мелкий пример, крупные — это дорогие усадьбы, яхты, машины и украшения, уникальные и неповторимые. На улице подвыпившая женщина громко разговаривает по телефону: «Ты, козел …, я тебе утром дала 500 рублей!». Она дала и теперь чувствует власть над ним. Если я владею деньгами, это дает основания для нарциссического самовозвеличивания и право покупать услуги женщин, мужчин, учителей для своих детей, гувернеров, психологов, психотерапевтов и пр. Мой парикмахер, стоматолог, психоаналитик, юрист – это отсюда. Я достиг высоты и теперь могу пользоваться ими, ставить в подчиненное положение, платить от щедрот своих, давать и получать взятки, государственные должности…
В терапевтических отношениях эта тенденция проявляется в пропусках встреч, в переносе времени, в стремлении занизить оплату, в бессознательной забывчивости и не своевременности оплаты, в нахождении причин, по которым оплата не может быть произведена сейчас — «у меня нет наличных, а у вас даже нет банкомата». Деньги в этих случаях функционируют не только в отношениях с другими, но и являются внутренним объектом. Так же как я отношусь к людям, покупая их, так же и деньги начинают управлять как объектом мною. Здесь отсутствует, неразвита субъектная составляющая личности, ощущение внутренней активности, возможности самостоятельно управлять своей жизнью, делать сознательные выборы, в которых возможен денежный ущерб. Человек попадает в рабство от денег, ставших его внутренним объектом, заложником дефицита или избытка денег. В плане взросления здесь уже имеется отчетливое стремление отделиться и выделиться - зависимость от своей подростковой независимости, денежная зависимость. В кошмаре «я хочу управлять всеми» появляется автономная подростковая личность, которая утверждается с помощью другого: «Ну что он может мне дать, если я его покупаю и он у меня в подчинении?» Если покупаю, то могу и обесценить, его лично, его методы, его работу: «Ты ничего не дал мне за мои деньги, твои слова ничего не стоят». Возможно, найду другого, может быть подороже и куплю его. У моего знакомого терапевт стоит пять тысяч в час, а этот только одну. Это отношения людей с садо-мазохистической характерологией. Кто-то кого-то всегда покупает и имеет, кто-то через кого-то всегда самоутверждается, я завишу от денег, но другие зависят от меня, мне должны и поэтому я выше. Так разрушается дружба и поэтому у друзей не берут в долг. Отношения к деньгам на доэдипальном уровне всегда окрашено аффективно - ужас-ужас, великая радость или меня уже ничего в этом мире не радует! Сколько минут радовался Абрамович после покупки очередной яхты? — «ничего не понимаю, мало плохо, много тоже нехорошо».
Проблема денег на эдипальном уровнеЭдипальные проблемы с деньгами вполне могут быть прикрыты рассуждениями о духовности, "наставления на путь", за которыми лишь потребность влияния на других может быть. Этими мотивами руководствуются и лидеры деструктивных сект, и некоторые представители официальных религий. В здоровом варианте эдипальный уровень - это уровень ценности развития и отношений. Отношения и разговоры о деньгах здесь — это плохо и сложно — "мне сложно разговаривать о деньгах". Но в то же время, не ужасно и не радостно. Это нормальный невротический уровень переживания дилеммы между желаниями и возможностями, поиск согласования желаний и возможностей, за которыми подспудно присутствует тема денег. Необходимость денег для урегулирования желаний и возможностей воспринимается как проблема, требующая решения. Вопрос денег люди начинают рассматривать как любые другие взрослые вопросы – воспитание детей, обсуждение переезда на новое местожительство, досуг и пр. На этом уровне уже мы не крутим деньгами, а деньги не крутят нами. Они теряют свою магическую власть как внутреннего объекта и становятся предметом, о котором иногда нужно думать и вопросом зрелых взаимоотношений. В этом моменте всегда возникают определенные трудности. Развитие клиента в платном терапевтическом процессе проходит через вопросы и сомнения: «Зачем я уже год хожу сюда, мне не нравится, что я хожу сюда, соответствует ли это моим желаниям, может я зря плачу деньги?» Здесь уместна аналогия со школой. Детям не нравится туда ходить, время можно тратить гораздо веселее и уроки они посещают для своих родителей. Только потом позже вызревает понимание, что я это делаю для себя. Так и в терапевтических отношениях я начинаю положительно оценивать результат по приметам того, что я развиваюсь, начинаю оценивать свои усилия и оплаченные деньги через призму своего развития, начинаю сознательно тратить время и деньги на себя. Инвестировать в себя время и деньги. На этом уровне становится отчетливым различие между стоимостью, ценностью и деньгами. Личностное развитие становится ценным и появляется понимание ценности терапевтических отношений как инструмента личного развития. Развитие возможно лишь в отношениях и терапевтические отношения есть особенный вид отношений, который нужно оплачивать. Вылечиться можно и без денег, но развитие всегда требует инвестиций в себя. Примерно 10% людей приходят к пониманию своего развития как ценности. Это и есть клиенты психологов, психотерапевтов, аналитиков, осознающие пользу отношений со специалистом и необходимость платить. Покупать не бренд или методику, а платить за отношения, необходимые для своего эмоционального развития, лучшего контакта с реальностью и лучших взаимоотношений с другими. P.S. У каждого из нас есть все описанные выше аспекты взаимоотношений с деньгами. И балерины какают, и человек с ценностью взаимоотношений и личного роста порой жадничает как анальщик. Денег всегда мало, как и то, что родители всегда в чем-то отказывают, подсчет купюр на всех действует успокоительно, каждого могут ограбить или могут отобрать деньги на законных основания, наличие высокой зарплаты повышает самооценку и т.д. и т.п. Вопрос не в том есть ли у кого-то инфантильные доэдипальные привязки к деньгам, а в том способны ли мы видеть в деньгах средство для развития ценностей? Способен ли решать вопрос, что стоит, а что не стоит? Зрелость в отношениях с деньгами проявляется в том, что отсутствие нужного количества денег не вызывает страданий (вопросы нищеты и выживания не рассматриваются). С другой стороны, наличие денег не мешает. Они дают возможность развиваться и открывать новые перспективы. Читать по теме: Сколько стоит? Оплата терапии и консультирования. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|