|
Деньги в терапииАвтор статьи: Силина Марина Валентиновна
1.Введение. Деньги являются значимым аспектом в терапии, обладают широким контекстом и большими экзистенциальными смыслами. Данная работа затрагивает очень важную и деликатную тему – роль денег в терапии, рассматривает три рода принадлежности денег: деньги клиента, деньги терапевта, деньги в терапевтических отношениях. Терапия – с одной стороны, достаточно глубокие человеческие отношения, с другой- сфера деятельности, услуг, где предлагается очень «субъективный товар». Это работа, за которую платят деньги, причем, деньги включены в процесс помощи клиенту и играют роль психотерапевтического фактора. Клиент - в данном контексте - человек, который платит деньги за решение своих трудностей. Терапевты – люди, которые в силу своей профессии должны быть готовы обсуждать любые темы – в том числе, и тему денег. Главная цель работы – подчеркнуть важное значение денег в терапии, глубже понять какие чувства за ними стоят у терапевта и клиента. Данная работа предлагает задуматься о том - чем являются деньги для каждого из нас для того, чтобы чувствовать себя уверенно в этой стихии. Во всех главах присутствует акцент на отношения к деньгам, в том числе и моё.
2. Роль денег в терапии. Деньги в терапии обладают широким контекстом и большими экзистенциальными смыслами. Каждый из нас имеет к ним своё отношение, поэтому и отношения с деньгами очень разные. На мой вопрос к коллегам: «Чем являются деньги в терапии?» - отвечали по-разному: оплата за терапию, гонорар, благодарность, вознаграждение, инструмент, стоимость консультации, вклад клиентов и т.д. Деньги в терапии могут о многом говорить:
Т.е. эта тема в нашей работе богата возможностями понять нам многое о себе, о наших клиентах и наших взаимоотношениях. Тема оплаты - большой потенциал, который определяет наши возможности или ограничения, и играют чрезвычайно важную роль в терапевтических отношениях.
2.1. Деньги в психотерапевтическом контракте. Как звучат деньги в психотерапевтическом контракте? Часто деньги являются началом разговора при заключении контракта. И уже в этот момент можно определить степень заинтересованности и мотивации клиента к работе. У терапевта тоже есть возможность прислушаться к себе, своим чувствам, и, учитывая их, определиться в собственном ценовом диапазоне. Обсуждая этот вопрос, можно прояснить – насколько обе стороны заинтересованы в совместной работе. Клиента всегда интересует вопрос – сколько он будет платить? И он с первой встречи должен знать – сколько будет стоить терапия, поскольку продолжительность терапии всегда связана с материальными затратами. Когда цель определена, можно определиться и со сроками, т.к. клиент не должен чувствовать, что это непонятно когда закончится. И здесь могут быть уместны промежуточные контракты. Установление размеров оплаты не должно напоминать торговую сделку. Обсуждая гонорар, консультант должен объяснить – почему терапия именно столько стоит, учитывая расценки коллег, свой опыт и статус, экономическое положение региона. При этом мы должны иметь представление – какую часть материального достатка клиент готов выделить из семейного бюджета, таким образом, взвешивая проблему клиента, его ожидания. В данный момент деньги выступают как инструмент. Можно, например, сообщить: «Мой обычный гонорар такой –то, но я понимаю, что Ваш достаток…и мы можем обсудить…». Терапевту желательно для себя определить собственные рамки «от – и – до» - как г.Кочюнас шутливо называет: « нижняя планка – совесть, верхняя – злость». При этом, передвигаясь в собственном диапазоне, выбирая соответствующую цену, терапевт должен четко, ясно и честно объяснить её себе и клиенту. Таким образом, обговаривать ту или иную сумму могут оба – и терапевт, и клиент, но результат должен быть совместным, адекватным – это начало хорошего сотрудничества. Есть клиенты, которые не всегда понимают когда, за что и сколько нужно платить. Для этого существует «свободноплавающий гонорар», когда можно пойти на эксперимент и предложить ему самому поучаствовать в определении стоимости работы, оценивая свою работу и работу терапевта. Но при этом, надо быть готовым к тому, что можно услышать не очень приятные комментарии со стороны клиента, критические замечания в свой адрес. Это бывает болезненно для личной и профессиональной уязвимости терапевта. Однако, хороший повод обнажить отношения между клиентом и терапевтом. Уместно вспомнить слова Алексейчика, произнесенных на группе: - Я не знаю сколько дать. «- Если не знаете, то много. Если не удобно – то очень много. По – настоящему благодарный пациент быстрее выздоравливает» Вообще, надо отдать должное Александру Ефимовичу – насколько виртуозно он справляется с этой непростой темой, задавая интересные, смелые, порой неожиданные вопросы. За всем этим стоят огромный опыт и знания, и конечно, собственное отношение к деньгам. 2.2. Деньги в терапевтических отношениях. Открытое обсуждение вопроса оплаты дает клиенту возможность получить полную информацию, на которую он имеет право и это помогает ему понять, что на встречах можно обсуждать любые жизненные вопросы. Периодически нужно прояснять – получает ли клиент за свои деньги то, чего хотел бы от терапии. Деньги часто обнажают отношения, вызывают разную гамму чувств, иногда сильных. «В денежных отношениях в терапии присутствует много не очень приятных чувств, далеко не всегда осознаваемых и не редко скрываемых как терапевтом, так и клиентом – неудовлетворенность, обида, злость, разочарование, зависть, страх. Их источником является несовпадение материальной оценки терапевтом своего труда с тем, как клиентами принимается эта оценка, особенно в случаях их ограниченных финансовых возможностей Нежелание клиентов оплачивать в достаточной мере (для терапевтов) трудную работу терапевта вызывает недоумение, раздражение. Эта сложная и часто скрытая динамика чувств осложняет терапевтические отношения. Их надо обсуждать[1]…» (Р.Кочюнас) Терапия – с одной стороны, достаточно глубокие человеческие отношения, с другой – сфера деятельности, услуг, где предлагается очень «субъективный товар». Это работа, за которую платят деньги, причем, деньги включены в процесс помощи клиенту и играют роль психотерапевтического фактора. Для эффективных терапевтических отношений вопрос денег – как и другие вопросы контракта – должны, повторюсь, чётко обсуждаться. Это ставит границы, т.к. для того, чтобы терапия была успешной, во - первых необходима дистанция между клиентом и терапевтом, которую создает тот факт, что клиент платит за терапию и это настраивает на работу, а не на чудо или «усыновление», во – вторых, отношения клиента и терапевта не должны превращаться просто в дружеские. Деньги заставляют ценить время, проведенное в кабинете и труд. В – третьих, поскольку почти у каждого есть фантазии об идеальном друге, идеальном учителе, мужчине, женщине, и нам хочется, чтобы нас понимали – деньги выполняют роль границы между двумя личностями со своими интересами – клиента и терапевта. Помимо прочего, психотерапевтическое пространство – это место, где можно обсуждать любые темы, тревожащие клиента. А поскольку тема денег играет немалую роль в нашей жизни, то о ней в рамках терапии не только можно, но и нужно говорить. Причем, важнее всего эту тему обсуждать тем людям, для которых тема денег «больное место». Например, человек скуповат или наоборот, компульсивно растрачивает деньги. Или его любимый сценарий – попытки «купить отношения». Или человек с высокой квалификацией и большим опытом работы постоянно зарабатывает меньше, чем стоит на самом деле, а то и вовсе работает бесплатно. Или клиент иногда считает, что не может тратить деньги на себя, а если и тратить, то на самое необходимое – например, здоровье, образование, но не на отдых, улучшение качества жизни, терапию. Это значит, что одна из травм, которую клиенты часто приносят с собой – их отношения с богатством и деньгами. Бедность или богатство – часто не влияние случая, а осознанный выбор человека, его позиция по отношению к жизни. Недавно на прием пришли мама с 12-летним сыном. Проблема – сын ворует из семьи деньги в особо крупных для такого возраста размерах – 1000руб и больше. Мальчик совершенно спокойно к этому относится и похоже, не считает это воровством –«У себя же беру». На мой вопрос «Знаешь ли сколько получают твои родители?» -ответить не смог. Спросила у мамы о зарплате мужа, но она отказалась отвечать на мой вопрос, и сказала, что эта тема в семье не обсуждается. У ребенка нет никакого представления о достатке в семье. Есть иллюзии, что непонятно сколько денег неизвестно откуда берутся. Со слов мамы было понятно, что в семье один кормилец-папа, т.к. она в декретном отпуске, он работает на заводе, где как известно, заработки небольшие. И внешне картина выглядела красноречиво – мама более, чем скромно одета, а сыночек наряжен в праздничный костюм и бабочку. И получается, что у детей в этой семье уже нет адекватного представления о деньгах, и с этим они отправляются в большую жизнь. Таким образом, разговор о деньгах, об оплате – это уже ниточка, за которую можно разматывать клубок внутренних трудностей клиента. 2.3. Трудности, возникающие в связи с оплатой терапии. Отдельной трудностью для терапевта является сообщение о повышении стоимости своей работы. Для этого должны быть серьёзные причины и основания. Если терапевт завышает стоимость своих услуг без явных на то причин, то это отрицательно сказывается для обеих сторон. Дело в том, что в процессе обучения по международным стандартам терапевт проходит и этическую подготовку: в частности у него развивается способность к «бессознательной честности». Проявление этого качества при завышении стоимости работы просты и доступны сознанию самого терапевта: он замечает, что с «завышенными» клиентами он удлиняет время сессии или идет на поводу у клиента, ему становится труднее противостоять мнению клиента, т.е. фактически ему становится труднее и неприятнее работать – поэтому терапевту для сохранения удовлетворенности своей работой «невыгодно» завышать цену просто так. Одна коллега поделилась: «Завышенная цена рождала во мне напряжение и желание быть какой-то особенно умной, суперэффективной и непременно «вылечивающей», от чего клиент совершенно теряет возможность «вылечиться» в нужном ему темпе. Но бывают и другие ситуации, когда приходится пересматривать контракт и снижать сумму гонорара. В моей практике недавно произошла подобная ситуация. У клиентки, с которой мы успешно сотрудничали в течении долгого времени изменились финансовые возможности в связи с разводом. И возник выбор – из своего бюджета она могла выделить на терапию всего тысячу рублей в месяц. А это значило, что либо нам стоило реже встречаться – 2 раза в месяц, либо сохранить периодичность, но снизить стоимость до 250рублей за встречу. Учитывая её хорошую мотивацию, наши сложившиеся отношения, я предложила ей перейти на снижение платы. Она испытывала некоторую неловкость от изменений, непривычность, которые стали происходить в её жизни из-за развода. Но в рамках нашей терапии была хорошая возможность убедиться, что в жизни можно решать любые вопросы, любые трудности – надо уметь договариваться с собой и миром. Я испытывала большое удовлетворение, что таким образом могла поддержать свою клиентку. Отдельную проблему для терапевтов представляют финансовые трудности клиентов. Особенно сложно, когда клиент мотивирован на терапию, однако не имеет на это денег. Отказать такому человеку сложно с эмоциональной точки зрения, об этом сложно договориться с собственной совестью. В процессе работы возникают и другие темы и вопросы: - Можно ли работать в долг? Готов (а) ли работать в долг? - Как относиться к пропущенным встречам? Должен ли их оплачивать клиент? - А как быть, если пропустил встречу терапевт? - А что значит – клиент забыл деньги? Забыл заплатить? - Как быть, если клиент приходит со сдачей, а у терапевта её нет? Отложить оплату до следующей встречи или повоспитывать клиента рублем? Здесь, наверное, нужно учитывать характер отношений с клиентом, и у каждого специалиста свое отношение к этим вопросам. А для некоторых, возможно, эти вопросы и вовсе не являются трудностью. 2.4. Платная и бесплатная психотерапия. Если говорить о стоимости услуг - терапия может быть дорогой, недорогой и бесплатной и не следует противопоставлять их друг - другу – «или – или». Каждый выберет себе то, что ему больше подходит. Клиент должен искать терапевта по своим возможностям. Должен быть естественный выбор. Психотерапия, как и коучинг – это удобство. Это более высокий уровень жизни, но без этого можно жить. По поводу бесплатной и платной работы есть разные мнения разных терапевтов. Одни терапевты, ссылаясь на свой опыт, утверждают, что финансовые затраты клиента важны для благоприятного исхода, т.к. повышается его ответственность, мотивация и включенность в процесс. Некоторые терапевты считают, что зависимость между суммой проплаченных денег и ответственностью за решение собственных проблем с очевидностью предполагает полезность «дорогой терапии» для «богатых клиентов». Т.к. «богатые клиенты» считают иногда для себя несерьёзным пойти к дешёвому специалисту. Так же как они выбирают для себя самые дорогие вещи, они могут выбирать и самых дорогих специалистов. Почему бы нет? Боб Муллан[2] в беседах с терапевтами – представителями разных школ и направлений, интересовался вопросами оплаты. Большинство из них считали, что за терапию надо платить, но уровень притязания у всех был разный. Всех их объединяло одно – они располагали широким диапазоном цен на свои услуги и склонялись к более низким и доступным расценкам. Другие не усматривали зависимости между оплатой и успешностью терапии. Например, Эрнесто Спинелли заявил: «Когда я работал в Национальной службе здравоохранения, люди не платили деньги напрямую: косвенно – через налоги. Но я не считаю, что есть разница в степени приверженности процессу или его значимости….И я думаю глупо говорить: «Оплата – эквивалент приверженности». Точно также рассуждал его коллега – психоаналитик Адам Филипс: «Я не считаю, что если человек платит за сеанс, он более привержен работе. Не понимаю, как кто – то может знать об этом. Как измеряется приверженность работе? Люди привержены терапии, когда они находят здесь диалог, который им действительно интересен» В журнале EXISTENTIA: Психология и психотерапия 1/2009(2) опубликована статья Даце Пурена (Латвия), где она предлагает заочную дискуссию с коллегами из разных культур по поводу денег в терапии. Между этими опросами прошло 10 лет – 10 лет назад тоже был кризис. Видимо, такая потребность исследовать эту тему неслучайна именно в эти периоды. Во времена кризисов обостряются и наши внутренние сложности, происходит переоценка ценностей, высвечиваются наши неуверенности. Что не изменилось за это время – это гибкое отношение к плате, допущение возможности получать символический гонорар. Но на что я обратила внимание – какая – то неуверенность по отношению к деньгам вообще. Или, я сказала бы, какая- то особая философия по отношению к ним, отличающаяся от философии людей, ориентированных на зарабатывание денег. И здесь мне вспоминается чья – то мысль: «Или мы имеем деньги, или мы имеем философский взгляд на деньги» По поводу платных и бесплатных клиентов у меня имеется свой личный опыт. Работая более трех лет в бесплатном и платном Центрах, могу утверждать, что клиенты этих центров значительно отличаются. Видимо, бесплатный клиент у нас и на Западе – не одно и то же. Там они платят исправно налоги, страховки, отсюда, возможно и отношение другое. Наш бесплатный клиент отличается низкой мотивацией, большими претензиями к терапевту. И я каждый раз считаю своим долгом напоминать «бесплатным» клиентам, что помощь в Центре – это фактически не бесплатная терапия – а опосредованно оплаченная – через налоги, которые платят граждане государству. От этой мысли и слов мне самой становится легче и приятней работать, да и у клиентов, думаю, частично исчезает иллюзия «задарма». Как сказала моя коллега, подражая Алексейчику – бесплатно – бес платит. По поводу альтруизма. Вообще альтруизма в чистом виде не бывает – он подразумевает вторичную выгоду – «чтобы меня любили, уважали, восхваляли, признавали, хорошо ко мне относились и т.д. Получается, что терапевт вместо того, чтобы решать задачи клиента – решает свои задачи. Существует волонтёрская деятельность среди платных терапевтов. Возможно, она так значима для них - потому что позволяет как – то компенсировать тот факт, что в других ситуациях они за свой труд берут деньги. Наверное, для собственной совести и внутренних моральных устоев – это хороший выход. У меня есть ещё одно объяснение такой щедрости. Для меня это сродни подаянию. Когда –то древний человек совершал ритуал жертвоприношения, желая умилостивить грозных богов и отвести от себя напасти. Возможно, и мы, жертвуя просящему ( в нашем случае-помощи), повторяем этот архитипический жест, словно заклинаем некое божество, надеясь избежать его гнева, а по сути – освободиться от страха иметь такие же трудности или обездоленность. Безусловно, есть ситуации, когда терапевты искренне помогают людям в разрешении жизненных трудностей, в чрезвычайных ситуациях, когда не приходит в голову вспоминать о цене вопроса. Поскольку в нашем мире правят деньги – считается «бесплатно» - вряд ли хорошо. Найдется не много желающих посетить бесплатного парикмахера. И терапевты и парикмахеры бывают выпускниками 3-х месячных курсов, а бывают Мастера. И здесь всё зависит от выбора каждого. 2.5. Можно ли назвать терапию бизнесом? Для этого следует дать определение понятию бизнес. Бизнес– самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от выполнения работ и оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке. Вроде бы, с одной стороны, нашу деятельность можно подвести под это понятие. Но, с другой – получение прибыли. Прибыль – превышение в денежном выражении доходов над затратами. И это никак не соотносится с нашей (скромной с точки зрения обогащения) деятельностью. Это не та сфера, где можно быстро разбогатеть или иметь выгоду. В соответствии с профессиональной этикой, мы больше ориентированы не на (безусловно важный) финансовый интерес, а на потребность в помощи. Интересны в этом плане рассуждения известного терапевта Эверетт Шостром: «…в бизнесе личность это уже не столько личность, сколько машина для делания денег…Как известно, психотерапия базируется на уважении личности и достоинства тех людей, которые обращаются за помощью. Но тот факт, что пришедший на консультацию человек – не просто страдающая личность, а клиент(!), несколько меняет всю ситуацию. Когда терапевт становится бизнесменом, практически невозможно удержаться от овеществления своего клиента. Психолога не принято у нас считать бизнесменом. Это, хотя и лестное для меня, но заблуждение. И я, как некая промежуточная стадия между психологом и бизнесменом, тоже переживаю глубокий душевный конфликт». Далее Шостром признается, что за каждую оказанную психотерапевтическую услугу вынужден брать гонорар, но при этом замечает: «…во мне сталкивается психотерапевт и бизнесмен, но ведь и человек, пришедший на консультацию не однороден. Он одновременно личность, требующая помощи, и клиент, которого надо обслужить». Шостром пытается как –то оправдаться перед собственной совестью профессионала и продолжает свои рассуждения: «…моя профессия обязывает меня к тому, чтобы сердце моё было открыто навстречу каждому. Но за время, которого у меня существенно меньше, чем душевной теплоты и любви к человечеству, за время, которого у меня в обрез, нужно платить. Вы платите не за любовь и внимание, которое я вам оказываю – вы платите компенсацию за потраченное на вас время.» Но тут же честно признаётся, что «бизнесмен в отношении своих потребителей исповедует похожую философию. Таким образом, психолог просто вынужден идти на серьёзные внутренние компромиссы. Конечно, это относится к терапевтам, способным к профессиональной рефлексии и не потерявшим чувство собственного достоинства и профессиональной чести. ( А вот про бизнес можно сказать, что бизнес-это психология, но это уже другая история.) Конечно, у терапевта есть возможность зарабатывать деньги, скажем, разрабатывая и продавая тренинговые и обучающие программы, методические материалы, проводя группы, занимаясь коучингом. Хотя бизнес-тренер и практикующий психолог – все-таки разные профессии, тем не менее, некоторым удается это сочетать. Но при этом надо очень хорошо понимать, что достойно зарабатывать и делать бизнес – не одно и то же. Гораздо гуманнее пойти на рынок, чем из терапии делать бизнес. Деньги – для терапии, но не терапия для денег. 2.6. Роль денег в групповой терапии. Группа – хорошая возможность познать через деньги себя – как участникам, так и терапевту. На группе тема денег вскрывает то, что было так надёжно спрятано не только от посторонних, но и от самих себя: страх одиночества, боязнь смерти, переживание своей неуверенности, неверие в самоценность, желание признания, стремление к успеху, иллюзорность своей слабости. На группе участники выясняют отношения с другими, конкурируют, поддерживают, любя и раздражаясь. На группе начинают лучше понимать, где начинается и заканчивается их личная вселенная под названием «Деньги», сколько они хотят работать и для чего, что они готовы делать ради денег, а что нет. Сколько они стоят, как оценивают своих коллег и как заявляют об этом миру. Условия группы не всегда способствуют добрым взаимоотношениям. Тем не менее, через далеко не всегда «нежное» прояснение рождается много открытий, дружбы. Деньги не убивают всё это, а скорее проясняют. «Для психотерапевта в данном случае «денежный расчет с клиентами (участниками группы, примеч.авт.) является сложной проблемой, создающий внутренний конфликт. Часто он решается обезличиванием самого процесса расчета, например, при использовании посредников и т.д. Но если на вещи смотреть реально, работа терапевта в группе требует много личностных и профессиональных усилий и она должна оплачиваться, как любая другая работа…Это значит обе стороны не используют, не эксплуатируют друг друга. Было бы неверно думать, что терапевт работает с группой из любви к её участникам. Бесплатная работа может создать у участников группы подобную иллюзию, если учесть эмоциональную атмосферу в группе. Но психотерапевтическая группа не является семьёй, а терапевт - её отцом, который заботится о своих детях вне всякого расчета. Если терапевт чувствует нечто подобное, значит, он не способен различить свою жизнь и профессиональную деятельность» (Р.Кочюнас)[3] Группа поднимает и другие важные вопросы – как и когда участники должны платить. Однозначно на эти вопросы сложно ответить. У каждого терапевта свой подход – кто-то берет оплату за каждую встречу, кто-то за месяц вперед или за месяц в конце занятий. Кто-то не взимает платы с участников, отсутствующим по уважительной причине и заранее об этом предупреждают. Кто-то не учитывает характер причин, и берет деньги независимо от них, объясняя, что участник платит не за свой приход, а за работу терапевта, которая продолжается в его отсутствие, т.к. своё место тот купил заранее. При этом важно помнить, что все финансовые условия должны обговариваться во время первой встречи. «Чувства участников, вызванные в связи с оплатой участия в группе…должны открыто обсуждаться»
3.Деньги для клиента
Настоящий клиент – это тот, кто сам обращается, т.е. – это лично его проблема и он за нее готов платить. Клиент – в данном контексте – человек, который платит деньги за решение своих трудностей, лечение. Т.е. он как бы инвестирует часть себя в этот процесс. Поэтому финансовый вклад в терапию сам по себе вовлекает клиента в процесс «лечения». Ответственность клиента заключается в том, что он должен решить с самого начала – подходят ему эти финансовые условия или нет. Разумеется, клиент может рассказать о своем видении ситуации, уточнять, спрашивать. Так же он может и должен сообщать об изменении в материальном положении. Он имеет право просить о скидках или о том, чтобы ему порекомендовали другого специалиста, услуги которого меньше стоят. Для этого психологу необходимо иметь телефоны таких специалистов или располагать адресами бесплатных служб. Вопрошая, наблюдая за клиентами, можно выяснить их ценности, взгляды на жизнь, т.е. определенную историю отношения к деньгам, и что за этим стоит. Интересно, как клиент относится к деньгам – например, прощается с деньгами – с радостью или с сопротивлением, как вынимает кошелёк. Важно обратить внимание на то, какими купюрами расплачивается – со сдачей (как в универсаме) или все-таки позаботился о терапевте – и подготовил заранее необходимую сумму. Эмми Ван Дорцен утверждает, что забота клиента о терапевте – признак успешных терапевтических отношений. Незаплативший клиент, как правило, чувствует себя обязанным терапевту (а если не чувствует – тяжелый случай). Поэтому в целях облегчения его переживаний можно обсудить с ним - какие варианты оплаты уместны в каждом конкретном случае. Опять вспоминается Алексейчик, который считает, что: кто не хочет платить – тому приходиться расплачиваться. (Кстати, расплатиться деньгами, на мой взгляд – самый дешёвый способ расплаты). В условиях платной помощи и непростой экономической ситуации ожидания и требования клиентов возрастают, а модели отношений, в основе которых лежат эмпатия, ответственность, искренность подвергаются порой серьёзным испытаниям. Часть экзистенциальной основы жизни – это способность человека платить. По большому счету, за все надо платить в жизни. Даже на уровне здравого смысла можно согласиться с тем, что многие люди любую услугу воспринимают именно как платную, т.к. услуга – это работа и за неё обязательно надо платить. И одна из источников психологических проблем клиентов лежит в непонимании, в искажении этого одного из базовых принципов. Поэтому важно прояснять какова позиция клиента по отношению к деньгам вообще и к оплате терапии в частности.
Недавно ко мне обратилась женщина, которой меня рекомендовала моя коллега. Она испытывала ряд жизненных трудностей – сексуальные проблемы, сложные отношения с мужчинами, переход из одной конфессии в другую, проблемы с возрастом. Она так долго их перечисляла, что не хватило времени, о котором договаривались – первая встреча бесплатная и имеет продолжительность 20-25минут. Действительно, есть с чем работать – так виделось мне. Но на мой вопрос «Готова ли она для длительной терапии?», ответила: «В том то и дело, что нет – денег не готова для этого выделять, их и так не хватает», и тут же поделилась, как ей полегчало после разговора со мной. Для меня осталось не понятным, на что рассчитывал человек, заранее зная, что идет в платный кабинет, к платному психологу. Видимо, и в жизни так – хочу взять многое, а платить за это не готова. В связи с этим, у меня возникли чувства – растерянности, досады, злости и на неё, на себя, что позволила ей занять столько моего личного времени и не могла вовремя остановить. Для клиента важно знать и ощущать, что он не тратит деньги на терапию, а вкладывает в себя. Клиент рассуждает: «Если я заплатил деньги, то я хочу получить результат. При этом, я не хочу чувствовать себя обманутым и постараюсь даже помочь психологу лучше решить проблему». Таким образом, клиент готов проявить активность в решении своих трудностей и сам стремится к сотрудничеству. И если терапевт опытный – то все вложенные деньги (не потраченные) – вернуться сторицей через реальное улучшение жизни. Не факт, что она станет легче, но однозначно – более осознанной. Но есть и другие клиенты, которые рассуждают иначе. Приведу пример из книги И.Ялома[4] « Клиент говорит своему терапевту, откровенно рассказывая много лет спустя свои впечатления о терапии: «Время шло, и мне становилось всё тяжелее встречаться с вами, продолжать исследовать наши отношения так, будто они действительно существовали, делать вид, будто они больше того, чем были на самом деле были – обычными платными услугами» И, действительно, трудно состыковать эти несоответствия. Да и мы все разные в силу разных причин и имеем разное ко всему отношение. Нэнси Мак Вильямс[5] приводит пример из своей практики: «Один из моих наиболее психотичных пациентов через несколько месяцев сообщил мне, что по его мнению, если бы я действительно хотела ему помочь, то лечила бы его бесплатно, а любая другая основа наших отношений является порочной. Он объяснил, что пришёл ко мне потому, что думал достаточно расположить меня к себе. Тогда я, возможно, стала лечить его исключительно их хорошего к нему отношения и, тем самым, избавила бы его от глубокой убежденности в собственной ненужности. Такой образ мышления далеко не редкость у людей, испытывающих симбиотическую озабоченность, и с ними надо разбираться прямо. «Анализирование» подобного образа мышления, как это бывает с невротиками, не поможет, поскольку такие представления не являются скрытым признаком инфантильных форм мышления. Следовательно, если такой пациент спрашивает об оплате, ему следует отвечать примерно так: «Я беру плату, поскольку зарабатываю себе на жизнь, помогая людям разрешить их эмоциональные проблемы. Кроме того, я на практике поняла: когда я беру меньшую плату, то обнаруживаю, что начинаю чувствовать обиду на пациента, и думаю, что не смогу как следует помочь тому, на кого лично обижена.» Это не только полезный урок по устройству мира и, по сути, по взаимной природе психотерапии (что само по себе корректирует наиболее искаженные и путанные представления о взаимоотношениях, которые имеют наиболее нарушенные люди). Это эмоционально честно, и потому будет принято с облегчением даже в том случае, если пациент продолжает считать, что плата не обязательна или чересчур велика» Денежная компенсация, которую клиент платит терапевту - не позволяет ему видеть в этом специалисте святого, готового часами безвозмездно выслушивать его жалобы. Благодаря этому, как я уже отмечала выше, клиент не чувствует себя перед ним в долгу. Расплачиваясь, клиент понимает, что терапевт – обычный человек, который питается не Святым духом. К тому же, доставая бумажник – он возвращается к реальности из процесса исследования своего мира. Вообще, если тема денег не понятна самим психологом, то клиент не только не получает пользы, но и чувствует себя дискомфортно, он боится «показаться жадным», или «бедным», «произвести плохое впечатление», «обидеть психолога». И, не зная, как корректно задать вопросы, касающиеся оплаты (да и уместно ли их вообще задавать!) не решается обсуждать эту тему со специалистом. И это печально. Не смотря на то, что инициатива клиента в терапии очень важна, это как раз тот случай, когда психолог должен с самого начала предельно ясно рассказать о своем профессиональном предложении.
4. Деньги для терапевта Терапевты – это люди, которые в силу своей профессии готовы обсуждать сложные, «неприличные» и болезненные вопросы и получают гонорар за 50 минут, при этом, работая каждую минуту этого времени. И весь этот час он должен быть включен в человека, реально присутствуя, сопереживая, проделывая существенную работу. И не всем психологам и не всегда легко дается тема денег – настолько неудобной она ощущается. Это обусловлено самим менталитетом: у нас говорить о деньгах в рамках доверительных отношений не принято. Многие работающие сегодня терапевты пережили советское время и помнят идеологическую установку по отношению к деньгам. Насаждалось убеждение, что работать и получать результаты труда следует за идею. Возникли крайности восприятия денег в отношениях: отношения либо пытаются свести к деньгам, либо предпочитают делать вид, что денежного вопроса в человеческих взаимоотношениях словно вовсе бы и нет. Некоторые терапевты не рискуют обсуждать с клиентами эти вопросы, опасаясь, что клиент почувствует себя уязвленным: «человек принес мне свои чувства, а я ему: «наша работа будет стоить столько – то рублей в час» или подумают, что не интересен психологу ни в каком качестве, кроме способа получения прибыли». Иногда в глубине души терапевт верит в установку: «помогать людям за деньги – это безнравственно!» Чаще всего это происходит, если сам психолог не понимает или не до конца понимает, зачем и для чего нужна оплата в терапии. Деньги сами по себе не способны действовать, руководить чем – либо. Они приобретают эту способность только тогда, когда мы их сами наделяем какой – то властью. И по этой причине, на мой взгляд, не существует денег грязных, чистых, добрых или злых, этичных или не этичных. Все зависит от того, в чьи руки они попадают, и попадая, идентифицируют человека.Через деньги мы можем понять себя и быть понятными для других. Поэтому очень важно терапевту исследовать тему денег в собственной жизни: - как они звучали и звучат в моей семье? – чем являются деньги лично для меня – средством или целью, какое к ним отношение? - Для чего они мне нужны? - Сколько я хотел (а) бы зарабатывать? - Какую сумму сейчас готов (а) освоить? - Какие чувства у меня вызывает небольшая сумма? Что значит небольшая сумма? И что значит – крупная сумма? О каких конкретно цифрах идет речь? - Как я их трачу? - Как строю отношения с другими людьми посредством денег?
И здесь не существует единых для всех правил умелого отношения и обращения с деньгами – это индивидуальная особенность каждого из нас. А.Алексейчик[6] предлагает следующие вопросы для прояснения отношений к деньгам (он предлагает их для клиентов, но они уместны и для нас): - Во сколько Вы оцениваете Ваше время? – Час работы? – День? –Месяц? - Что бы изменилось в Ваших ощущениях, чувствах, потребностях, деятельности, отношения к себе, к близким, к обществу, если бы Ваш доход увеличился вдвое, впятеро, в 10 раз? - Какая разница была бы в Ваших способностях к благодарности? Р.Кочюнас предлагает следующие вопросы для прояснения: - Сколько бы Вы заплатили за результат? – За длительный результат? - Сколько заплатили бы за час нашей встречи? - Сколько было бы жалко (стыдно) заплатить? - Сколько заплатил бы клиент, чтобы терапевт чувствовал себя хорошо? Достойных для подражания примеров обсуждения денежных вопросов в литературе, к сожалению, очень мало.
5. Моё отношение к деньгам.
Отвечая на вопросы, предложенные выше, могу сказать, что к деньгам я отношусь с большим уважением. Деньги для меня – это большие возможности – получить образование, поддерживать здоровье свое и близких, возможность путешествовать, сделать свою жизнь более комфортной. Имея деньги, можно «купить» себе свободное время для интересных занятий творчеством, спортом. Деньги – это также мерило моих профессиональных достижений. И тут мне хотелось бы остановиться на таких понятиях как цена и ценность. Сейчас, когда в нашем обществе отсутствуют внятные общепринятые ценности, то на первый план выходит цена. Эти понятия очень часто смешиваются: нам кажется, что денежная стоимость определяет нас самих, олицетворяет то, чего мы добились и на что можем рассчитывать. Когда доходы растут, наша ценность вроде бы увеличивается. А сокращение доходов воспринимаем болезненно – как будто мы уже ничего не стоим. То есть происходит подмена цены и ценности. Я, например, на себе очень остро это ощутила в связи с кризисом. И, несмотря на вопрос, который я себе задавала: «Разве Я – это деньги?» - отвечаю без сомнений: «Конечно, нет», но переживания и сомнения имеют место быть. Кроме того, при подготовке этого материала, я сделала печальный вывод, что у меня есть очень понятное, конкретное отношение к этой материи, но владеть ей в рамках терапевтического процесса в качестве инструмента мне пока затруднительно. Оказывается, я испытываю большую неловкость, обсуждая свой гонорар и проясняя финансовые возможности клиента. С этими трудностями (в терапевтической работе) я прихожу к супервизору. Когда я начинала работать, и не было достаточной уверенности – у меня были бесплатные клиенты. Они создавали иллюзию моей меньшей ответственности – если «накосячу» - не так страшно. Кроме того, был порыв догнать и заплатить клиенту за его доверие мне и определенный риск общения с начинающим терапевтом. Сейчас я знаю за что беру деньги и могу сказать, что я психолог и мой час стоит 500 рублей и ответить почему. Уже много лет я училась и продолжаю учиться, вкладывая в обучение своё время, силы и материальные ресурсы. Время моей жизни тоже стоит не мало, т.к. у меня нет другой «в запас», которую я могла бы прожить для себя. Мою душу, переживания, любовь, принятие, участие – оценить в деньгах невозможно. Но они, безусловно, имеют для меня большую ценность.
6. Заключение Таким образом, психотерапевтическая услуга – «субъективный товар», стоимость которого регламентирована соглашением между терапевтом и клиентом. Совмещение «помогающей профессии» с зарабатыванием денег, должно сопровождаться рядом условий: - подтверждением профессиональным сообществом профессионализма терапевта (сертификат); - соответствием запрашиваемой терапевтом стоимости сеанса «качеству» работы, стажу, статусу терапевта и финансовому статусу клиента; - соблюдением терапевтом этического профессионального кодекса. Следовательно, должен ставиться вопрос не «Как мне больше заработать денег?», а вопрос «Как мне быть хорошим профессионалом?» Профессионал, который понимает, что он дорого стоит, уважающий себя специалист не продает себя, а констатирует стоимость своей работы. Он уверен, что услуги его экслюзивны и знает себе цену. То есть, у терапевта должно быть сформированное убеждение. А для этого терапевту необходимо определить собственную позицию по отношению к деньгам вообще, больше исследовать себя в этом контексте. Это поможет использовать деньги и в качестве инструмента, для того, чтобы лучше понять мир клиента, и кроме этого, появляется возможность прояснить складывающиеся отношения между терапевтом и клиентом. В заключении хочется подвести некоторые итоги. Наверное, для того, чтобы сбалансировать своё состояние, необходимо каждому из нас составить условный баланс для себя. В статью «доходы» пойдут деньги, полученные от клиентов, опыт, удовлетворение от работы, т.е. дивиденды в виде ощущений. Статья расходов, конечное же, будет у каждого - своя. Но создание и поддержание такого баланса, который часто и не осознается и не озвучивается даже внутри, как мне кажется, важен. Этот баланс важен и для клиента. Важно, чтобы тот, кому я отдаю, тоже отдал мне что-то ценное. Возможно, таким образом, энергия начинает циркулировать, а не застаиваться в едином месте. И для меня сейчас иметь такой баланс в голове очень важно. Т.к. моя учеба, со всеми вытекающими последствиями ( поездки на учебу, терапию, супервизии, посещение групп, аренда кабинетов, покупка соответствующей литературы и т.д.) в денежном эквиваленте не оправдывает себя и вряд ли оправдает в ближайшее время. Но в виде переживаний, ощущений я получаю больше. И это тот случай, когда нет желания заниматься подсчетами и сводить дебет с кредитом. Настоящее удовлетворение – когда за любимую работу получаешь не только удовольствие, но и деньги.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|