|
«Я – Волшебник» - психика творит чудеса (практика психологического консультирования)Автор статьи: Татьяна Тэйе
Мысль материальна! Возможно, вам уже доводилось слышать это утверждение. Но что это означает на практике? Могу вас уверить – психолог в своей работе сталкивается с подтверждением этого тезиса постоянно. Люди, порой, сами не подозревают, как удивительно устроена их психика: то, что своим разумом они считают «всего лишь» «воображаемым», «нарисованным», «сочиненным», психика, зачастую, воспринимает как самую, что ни на есть, «реальную реальность». И это явление исключительно терапевтично. Вот некоторые примеры использования достаточно простых, но очень действенных психологических приемов, иллюстрирующих преобразующие и целительные возможности психики человека. Во-первых, обратимся к поразительно пластичным свойствам детской психики в работе с экспресс-методикой купирования негативных эмоций, тревожности, страхов и т.п. Ребенку – в контексте консультационного процесса – задаю вопрос: «Что тебе сейчас больше всего не нравится в твоей жизни?» или «Что тебя злит/беспокоит/тревожит?», или «Чего ты боишься?» и т.п. Конечно, степень абстракции в вопросе корректируется с учетом возраста ребенка. Но совершенно точно то, что уже в 7 лет ребенок вполне в состоянии сформулировать ответ на подобный вопрос. Затем лист бумаги формата А4 складываю пополам, как «книжку», раскрываю и сначала предлагаю ребенку на левой половине нарисовать (изобразить) этот негатив, как угодно, хотя бы линиями, цветными пятнами, или сюжетом, если у него это получается. Конкретно: 7-летний мальчик на вопрос: «Чего ты боишься?» ответил: «Боюсь темноты» (т.е. боится засыпать без света). [Ну, что же – неудивительно - подобный страх в процессе развития приходится преодолевать чуть ли не каждому человеку.] И вот на левой стороне листа он рисует домик, в одном углу которого помещает маленькую фигурку себя самого, а остальное внутреннее пространство полностью заштриховывает черным карандашом. После этого я говорю мальчику: «Теперь представь, что ты волшебник. Измени (преобразуй) этот рисунок так, чтобы тебе на было страшно, и помести его на правой стороне листа». Мальчик рисует такой же домик, себя в уголке, но больше не закрашивает все пространство черным цветом, а помещает внутри на стенах дома лампы с ярким желтым светом. После этого я разрезаю лист пополам и предлагаю мальчику ту часть, которая страшная, порвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорник. [Эта последняя манипуляция вообще всегда вызывает у ребенка очень позитивные эмоции и даже смех, а бумагу он рвет с энтузиазмом – подключается и мышечная работа, которая придает дополнительную силу происходящему.] Все! Волшебство свершилось. Осталась только светлая часть, в которой страха больше нет. На этом работу, в данную сессию, можно закончить. А в следующую встречу, через неделю, я спросила у мальчика: «Помнишь, в прошлый раз ты говорил, чего ты боишься. А как теперь?» Он отвечает: «Я больше не боюсь!» Поразительный эффект – как за 1 раз сработала психика ребенка. Конечно, такой быстрый результат бывает не всегда. Но, тем не менее, этот пример отлично иллюстрирует то, какие изменения могут произойти в реальной жизни с привлечением вроде бы условных ресурсов. Думаете, такие чудеса подвластны только «незашоренному» внутреннему миру ребенка? Вовсе нет. Вот как можно работать со взрослым клиентом, в данном случае, с использованием МАК (метафорических ассоциативных карт). Вариантов применения МАК огромное количество. Есть техники, которые подходят для любого набора карт, а есть и такие, которые ориентированы на вполне определенный комплект с конкретной направленностью. Кроме того, психологи, в силу очень специфического характера своей работы – соприкосновения с самым сложным в человеке: его психикой, не довольствуются лишь общеизвестными приемами, а творчески преобразуют и даже изобретают свои собственные способы работы с МАК (а также создают новые комплекты карт). Поэтому с каждым клиентом, в зависимости от его запроса и особенностей личности, могут быть использованы видоизмененные варианты работы, если так можно выразиться, - «под заказ». Психолог никогда не работает с клиентом «как под копирку», да это и невозможно, так как каждый человек уникален. Приведу лишь два примера преобразующих возможностей МАК. Прошу клиента выбрать из комплекта МАК (в данном случае лучше использовать более общие образы и сюжеты, не персонифицированные) 3 картинки которые откликаются у него в душе «здесь и сейчас», как самые неприятные, грустные, негативные. Прошу проговорить, чем эти образы «зацепили», с чем они ассоциируются именно для этого человека в контексте его жизненной ситуации и его опыта. Затем повторяю алгоритм «детского» варианта: прошу клиента вообразить себя волшебником и преобразовать «плохие» картинки в «хорошие», выбрав к каждой из них альтернативный образ из комплекта МАК. Прошу клиента проговорить его интерпретацию новых образов, полученных в ходе «волшебства», после чего первые 3 карты убираю. На столе перед клиентом остается только волшебное преображение. Удивительно, но в этот момент человек даже внешне меняется: лицо светлеет, появляется улыбка; человек как бы «прозревает» и начинает видеть что-то более позитивное перед своим внутренним взором. Особо стоит подчеркнуть то, что клиент ощущает даже физически (так как взаимодействует с картами), что он произвел какое-то действие, которое дало позитивный результат. Это, конечно, образы, символы, метафоры, но, повторяю, для психики они значят гораздо больше, чем то, как мы привыкли разъяснять и доказывать себе своим рациональным умом. И это светлое ощущение клиент заберет с собой, покинув кабинет психолога, что, скорее всего, скажется позитивно на его отношении к тому, что с ним происходит в его жизни и поможет более конструктивно думать, эмоционально реагировать и действовать в тех или иных ситуациях. Результат, возможно, не будет стремительным и столь же явным, как у ребенка, но он будет без сомнения – психика волшебство не пропустит и не проигнорирует! И еще один пример использования МАК. В данном случае подойдут карты с архетипическими персонажами. Прошу клиента/клиентку выбрать из комплекта 3-5 мужских или женских образов, которые ассоциируются с теми качествами, которые не нравятся, не принимаются им/ею (соответственно контексту консультационного процесса в мужчинах или в женщинах) и проговорить свою интерпретацию каждой картинки. Затем, по уже рассмотренному алгоритму предлагаю выбрать к каждому образу альтернативу – преобразовать в позитив. Таким образом, клиент/клиентка может для себя прояснить свои предпочтения при выборе партнера, то, что он/она однозначно не принимает, а что, наоборот, имеет для него/нее главное значение. Этот метод можно использовать в различных аспектах, не только в контексте отношения к партнеру. Можно, например, предложить клиентке выбрать то, что ей не нравится в женщинах, и «исправить» это. Тогда, возможно, ей станет понятнее, что стоило бы изменить и в себе. И точно так же можно проработать мужские образы и качества с клиентом. Все будет зависеть от конкретного случая и конкретного человека, обратившегося за помощью к психологу. Ведь консультационные процесс – это всегда сотворчество. Когда клиент понимает, что результат зависит не только от «волшебства» психолога, но и от его собственных усилий, от того, насколько он откроется творческому преобразованию своего внутреннего мира (а это самое сложное – не побояться встретиться со своим внутренним миром), тогда и случается чудо – самое настоящее волшебство: человек меняется, меняется его отношение к себе, к миру, к другим людям и, соответственно, меняются его поступки. А метафоры, вроде бы такие условные ресурсы, тем не менее, оказывают влияние на то, что происходит в реальности. Так что волшебником для своей собственной жизни может стать каждый – надо только этого очень захотеть.
Татьяна Тэйе, психолог
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|