В пространстве отношений

По следам З.Фрейда и М.Хайдеггера.

 

 Такие извечные вопросы: «почему он так поступает?», «почему она такая?», «как мне добиться от него (нее) того, чего я хочу?» то, что можно выразить вопросом «почему человек другой?»

Сегодня все больше и больше людей обращаются к психологу за помощью с различными тревожными расстройствами. Может все дело в техническом прогрессе: мобильных телефонах и интернете? Как они влияют на нашу жизнь? Одно точно понятно, с техническим прогрессом мы потеряли часть нашей спонтанности. Сейчас, редко кто может без предупреждения зайти в гости. Раньше, мы могли фантазировать, придумывать и сталкиваться с другой, непредсказуемой реальностью. С мобильными телефонами мы потеряли свободу и способность комфортно чувствовать себя в условиях неизвестности.

Нас успокаивает понимание того что происходит, когда мы знаем ответы, нам спокойно. Но жизнь не бывает простой и определенной, как бы нам этого не хотелось.

И, гармоничные, близкие отношения, зависят от того, как мы переносим неизвестность. И чем комфортнее нам в этом состоянии, тем гармоничнее отношения.

В психоанализе есть такие понятия как аутоплатичность и аллопластичность:
1. Когда мне интересен ЕГО внутренний мир. Я хочу именно ЕГО реакции (алло)
2. Когда Я - направленно на самого себя, для собственной регуляции. Самого человека для меня не существует. Я вступаю в отношения для удовлетворения своих потребностей. Отношения использования. (ауто)

Между нами и объективным миром лежит наша психика. Все что происходит в нашем сознании мы творим сами: отношение к миру, к искусству, природе и конечно же близкие отношения с другими.

В отношениях мы попадаем в очень сложную связь, так как наш собеседник также творит мир. И это соприкосновение двух миров невозможно как-то заранее просчитать, нам всегда приходиться импровизировать. Мы всегда новые, и не можем себя запрограммировать. Близость - это всегда неизвестность и уникальность. Вступая в близкие отношения, мы обрекаем себя на спонтанность, их продолжительность зависит от продолжительности диалога, от того, на сколько нам интересен ответ именно этого собеседника. Т.е. когда мы рассказываем что-то другому, другой, пропуская это через себя, дает нам измененное видение того, что мы рассказали. Это меняет нас. Меняет нашего собеседника. В таких отношениях мы находимся в течении всего дня. Отношения нельзя заморозить, они всегда будут меняться, когда мы сталкиваемся с иными, неизвестными нам реакциями людей.

Некоторые люди очень плохо переносят ситуации неизвестности и стараются как-то систематизировать свои отношения, например, когда брак построен исключительно на товарно-денежных отношениях. Обычно такие браки самые крепкие, в них исключена неизвестность и развод невозможен из-за сложности разделения имущества. При этом, чем меньше неизвестности, тем патологичнее отношения.

Или, к примеру, уходят в отношения с животными (мы всегда наделяем поведение животных своим смыслом, интерпретируя их поведение, так как нам хочется, хотя на самом деле животные живут на инстинктах).
Иногда нам совсем не интересна реакция других, и мы, вступая в диалог, а фактически в монолог, решаем какие-то свои задачи (например: удовлетворения своей нарциссической потребности)

Продолжительные же и глубокие отношения всегда строятся на том , что нам интересно рассказать что-то нашему партнеру, для того, чтобы получить именно его мысли, его реакции.

Другую плоскость отношений описал Мартин Хайдеггер. Он говорит о том, что отношения выстраиваются в двух временных плоскостях:

Первый – хронос: мы в настоящем, мы в прошлом и мы в будущем, и мы несем это с собой. (мы, как матрешка)

И второй срез – о том, что мы каждый раз разные. Вчера я один, сегодня я другой, также как и через некоторое время, я совсем не тот, что был два часа назад.

Человек, к примеру, в 40 лет – несет все свое развитие с детства до сегодняшнего момента. Хотим мы этого или нет, но в определенный момент оживаем мы прошлые, реагируя на определенный ассоциативный ряд. То есть в нашем развитии, нам доступны все наши состояния от детства до настоящего момента. Чем ближе человек к психическому здоровью, тем лучше он этими состояниями жонглирует. И когда хочет может побыть в своем детском состоянии (пример такого состояния игра с ребенком), а если надо, быстро переместиться обратно в состояние взрослого.

Наша способность перемещаться в своих состояниях зависит от чувства нашего комфорта в жизни. Чем больше мы для себя прозрачны и доступны, тем нам комфортнее в жизни.

Как же так получается что эта способность перемещаться в своих состояниях и переносить неизвестность у всех разная?

Одну из теорий описал еще З.Фрейд. Это кризис развития 3-6 лет, возраст в котором происходят личностные изменения.

В возрасте 3х лет у ребенка начинает формироваться образ себя, он начинает отделять себя от других людей, а в частности от матери. С которой он чувствовать себя неким единым целым – диадные отношения. Проходя через это отделение, ребенок сталкивается с пониманием, что оказывается мама, может любить не только его. Если до этого он не сомневался, что мама любит его одного, то теперь это звучит так: Я люблю маму, а она любит не только меня, но еще и других? Как жить с тем, что мама любит не только меня? Раньше ребенку было понятно, кто виноват в том, что ему плохо – до 3х лет. Теперь же ребенок сталкивается с тем, что этот мир непостижим и нужно как-то принять то, что мы общаемся с неизвестностью.

На этом этапе, ребенок начинает познавать мир через свои переживания и столкновения с переживаниями других, уже отдельных от себя. Происходит узнавание, что простых явлений в этом мире нет.

Способность находиться в неизвестности и качество отношений которые мы выстраиваем во взрослом возрасте, зависит от этого периода. Если мама каким-то образом задерживает этот период, то ребенок не получает опыт как ему быть в неизвестности, и тем сложнее ему будет во взрослой жизни.

Одна из задач психоанализа построена на том, чтобы человек смог, пускай уже во взрослой жизни, разделится с матерью и принять жизнь наполненную своими и чужими переживаниями. То есть получить способность находиться в той неопределенности из которой состоит вся наша жизнь. Пути проживания они всегда разные, но идеальный итог – это когда клиент может быть без терапевта другим (терапевт в качестве проводника по своему миру), принимать свою спонтанность, уметь видеть и перемещаться по своему жизненному опыту. Стать для себя некой прозрачной матрешкой, где каждый слой опыта, мы видим и принимаем, что дает нам способность быть любым для себя, непредсказуемым.

 



Просмотров: 311
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Размышления над вопросом Когда- чинить? Когда- выбрасывать? Вещи, отношения, творчество, себя
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Аноргазмия. Проблемы с сексом и оргазмом. Когда отношения себя изжили.
  • «Как со мной строить отношения и как чувствует другой себя в отношениях со мной»
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Почему бывает так трудно любить того, кто сам себя не любит?
  • Как быть, если отношения себя изжили?
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Я полюблю себя, когда меня полюбит кто-то другой
  • Почему так трудно любить того, кто не любит себя
  • Можно ли любить того, кто сам себя не любит?
  • Отношения завершились: осознать себя и свои страхи
  • У Вашей второй половинки когда-то не сложились отношения, а страдаете теперь Вы. Как быть?
  • Отношения основаны только на сексе. Нет ценности себя.
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?
  • Отношения себя изжили, почему же люди не расходятся
  • Зависимые отношения. Теряю себя. Где Я в отношениях?
  • Отношения себя изжили. Как быть?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Как принять правильное решение для себя-развестись или сохранить отношения ?
  • Я тебя хочу, или Когда заняться сексом? Новые отношения и первый опыт
  • В отношениях должно быть хорошо... А если нет, то зачем Вам такие отношения?
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • Как вести себя с подростком, чтобы сохранить с ним доверительные отношения?
  • От чего зависит наша способность справляться с трудностями жизни? Отвечаем на вопрос.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь