Капризы годовалго и "трехлетки": в чем разница?

Родителям детей всех возрастов знакомы капризы, а некоторым и истерики.

То, что капризничают 3-летки мы воспринимаем нормально, а вот когда капризничает годовалый малыш, можно слышать такие фразы: «ваш-то ладно, а вот мой только ходить научился, а уже характер показывает».

 По внешним проявлениям капризы у детей похожи, и по ситуациям, их вызывающим – тоже. Как правило дети бурно реагируют на слова «нет», «нельзя» или какие-либо ограничения их желаний и потребностей, независимо от возраста.

 Но на самом деле, хоть внешне кризисы и протекают одинаково, в основе их лежат совершенно разные причины, а значит и способы борьбы с капризами в каждом возрасте свои. Хотя даже причины одинаковые – неудовлетворение или блокирование потребностей ребенка, но вот потребности детей различны, различны мотивы их капризов.

 
Почему бунтует годовалый ребенок?

Он только что начал ходить и перед ним вдруг открываются огромные возможности: он теперь может не только смотреть и слушать, но он может подползти и потрогать, пощупать, попробовать на вкус, сломать, порвать, т.е. осуществить действие!!

 Это очень важный момент, потому что в этом возрасте ребенок настолько становится поглощенным своими новыми возможностями, что мама плавно отходит на второй план. Не потому что, ребенок считает теперь себя взрослым, а потому что новые эмоции настолько его захватывают, что он физиологически не может (еще не созрела настолько его нервная система и воля) контролировать их.

Это называется полевым поведением, когда ребенка привлекает все, что попадает ему на глаза, его привлекает все, с чем можно осуществить какие-либо действия. Поэтому он с диким восторгом кидается к открытым шкафам, дверям, плохо лежащим газетам на столе и всему прочему, что находится в его зоне досягаемости.

 
Поэтому для родителей годовалого малыша действуют следующие правила:

- запретов должно быть как можно меньше

- запреты должны классифицироваться на жесткие и гибкие

- лучше не запрещать, а отвлекать

- если уж запрещаете, то всегда предлагайте альтернативу (это нельзя, но можно другое)

- отвлекайте не предметом, а действием: если ребенка не привлекла желтая пластиковая баночка вместо вазы, которую он хотел схватить – покажите действие, которое можно осуществить с этой банкой (постучать по ней ложкой, насыпать что-нибудь внутрь, засунуть в нее шуршащую газету и т.д.)

- предлагайте как можно больше альтернатив, т.е. всего того, что ребенку можно порвать, смять, постучать и т.д.

- не пытайтесь удержать ребенка в одной комнате, где есть, что можно сломать и растоптать, пусть в каждом уголке у вас будет заначка, которая может отвлечь ребенка, если потребуется

 

Что происходит с трехлетним ребенком?

С одной стороны, он тоже болезненно реагирует на любое ограничение его действия или бездействия. Но протестует ребенок не по причине самого действия/бездействия, а по причине того, что это ограничение исходит от взрослого с целью повлиять на него. Т.е. трехлетний ребенок считает, что он сам может принимать решения: делать или не делать. И своими протестами он всего лишь добивается признания своих прав в семье. А родители все время указывают как надо и не надо.

 

В этом случае для родителей трехлетки будут действовать следующие правила:

- позвольте ребенку иметь свое пространство (комнату, игрушки, одежду и пр.), которым он будет распоряжаться сам.

- уважайте его решения, даже если они неправильные: иногда метод естественных последствий лучший учитель, чем предостережения

- подключайте ребенка к обсуждению, спрашивайте совета: что приготовить на ужин, какой дорогой пойти, в какой пакет положить вещи и т.д.

- притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т.д.

- самое главное примите тот факт, что ребенок действительно взрослеет и заслуживает не только любви, но и настоящего уважения, потому что он уже личность

- на ребенка не нужно и бесполезно влиять, с ним нужно договариваться, т.е. учиться обсуждать ваши конфликты и находить компромиссы

- иногда, когда это возможно (если вопрос не стоит остро), можно и нужно идти на уступки, тем самым вы учите ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до последнего

 

Т.е. если вы вместе с ребенком переживаете кризис первого года, то помните, что возможностей и альтернатив должно быть больше чем запретов. Потому что главная движущая сила развития годовалого ребенка – действие, действие и еще раз действие!

 Если вы с ребенком переживаете кризис трех лет, то помните, что ребенок взрослеет и для него очень важны ваше признание его как равного, а также уважение, уважение и еще раз уважение!



Просмотров: 337
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Какие устаревшие советы по приучению ребенка к горшку можно игнорировать
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Откуси, как можно больше, тогда не подавишься, потому что не проглотишь!
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Какие ошибки можно избежать молодой семье с ребенком первого года жизни
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Стереотип «с помощью ребенка можно удержать мужчину» соответствует действительности?
  • Почему вам нельзя, если другим можно?
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Мне задали вопрос: можно ли отдавать ребенка в школу с 6 лет?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Почему мой ребенок агрессивный? Что можно сделать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь