|
Традиции Детского МираАвтор статьи: Светлана Федотова
Детский мир имеет свою культуру, свои традиции, передающиеся из поколения в поколение детей. Детская субкультура относительно автономна, она представляет собой государство в государстве. Взрослые многого не понимают в детских делах, часто не просто забывают, а бесследно вытесняют из памяти то, что было так важно в детстве. Именно традиции субкультуры позволяют детям наработать такой важный ресурс, как компетентность и осуществлять личностный рост. Все эти детские штуки воспроизводятся в каждом поколении детей, несмотря на запреты взрослых. Те дети, которые из страха перед взрослыми никогда не участвовали в них, вырастают «личностно недоделанными», в них чувствуется некая слабина. Что включает в себя детская субкультура? - Стандартные тексты: дразнилки, считалки. Как ответить, если тебе сказали гадость? Как помириться, если по глупости поссорились? Как распределить справедливо роли перед началом игры? Как попросить поделиться, не унижая себя? Существуют специальные тексты на эти случаи. «За одним не гонка – поймаешь поросенка!», «Черная касса – ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!», «Жадина – говядина, простая шоколадина…». Проблемные ситуации в общении с миром ритуализируются, им придается полуигровой статус, и они разрешаются с принятыми у детей правилами. Не нужно тратить силы на индивидуальный поиск решений типовых коммуникативных задач, а использовать традиционные стратегии, которые просто надо вовремя вспомнить. Лет до 10 дети считают такой выход, безусловно, эффективным. - Скатологический юмор: изживание анальных проблем. - Шалости: сбежать с лестницы и позвонить во все дверные звонки, здесь главное – сочетание страха и восторга; плевки из окон и бросание бомбочек с водой на прохожих. Такие действия совершаются в маленькой компании приятелей на границе своего известного им мира и чужого мира, это своеобразный способ вступить в контакт, испытать силу своего «Я». - Соприкосновение с миром магических сил: гадание по номерам автобусных билетов, количеству пуговиц, номерам проезжающих автомобилей; вызывание гномов и пиковой дамы. - Посещение «страшных мест». Дети идут в страшные места затем, чтобы постоять на границе двух миров и прочувствовать экзистенциальный ужас. Исследование страшного места имеет несколько психологических целей: испытание храбрости и ее тренировка, удовлетворение исследовательского инстинкта, личное самоутверждение, выяснение статуса в групповой иерархии и личных пределов возможностей. - Детские сокровищницы, секреты, тайники. После 5 лет появляется сокровищница: найденные вещи, дареные, но не купленные в магазине. Вещи, находящиеся там, связаны с тайными душевными переживаниями, их редко показывают приятелям и родителям. Эти найденные предметы воспринимаются как ценности, здесь материализованы фантазии ребенка, его фантазии. Примерно в 6-7 лет сокровищницу постепенно замещает коллекция. Различия между ними в принципе объединения материала. Если сокровищница индивидуальна, то коллекция социальна, в ее основе лежит интеллектуально-логический принцип подбора материала, она систематизирована по неким признакам. Детскую страсть к коллекционированию используют взрослые, например, в рекламе. Это грубая и опасная манипуляция сознанием детей. Создание секретов – это прочная традиция детской девчачьей субкультуры. Почему она существует? 1. возможность творчества, неподконтрольного взрослым. 2. материализация тайного присутствия ребенка в данном месте. 3. общение мальчиков и девочек. Мальчики не делают секретов, они делают тайники. У секретов и тайников общая функция – материализация своего присутствия. В тайник прячутся личностно значимые вещи, которые дома могут быть приняты за мусор и выкинуты родителями. Здесь не важна эстетика и это не средство общения. Значение имеет, как построен тайник. Очень важно, чтобы тайник не нашли. Причина такого элемента детской субкультуры – это установление глубинного личного контакта с местом обитания. Гости – найденные вещи, представители себя – секреты и тайники. Кроме всех вышеперечисленных элементов детской субкультуры, существуют еще посещение свалок, тайные языки, шифры и строительство штабов. Они обусловлены потребностью растущих детей отделиться от мира взрослых, утвердить свою самостоятельность, узнать скрытую сторону жизни. Временем расцвета детской субкультуры является период от 6 до 12 лет. Э. Эриксон считал, что суперзадачей этой фазы психосоциального развития ребенка является формирование продуктивности. Суть этой задачи можно сформулировать, как стремление овладеть навыками успешного, результативного действования в значимых для ребенка сферах: хочу, чтобы у меня получалось осуществление желаемого. Например, хочу, чтобы меня взяли в игру, хочу, чтоб со мной дружили. И на этом этапе ребенок делает акцент на способах действования. Одним из главных достижений детской субкультуры является ее готовность снабдить детей способами эффективного поведения в трудных ситуациях, типичных для детских взаимоотношений. В настоящее время, к сожалению, эти традиции уходят в прошлое.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|