|
Жертва и благодарностьАвтор статьи: Артюшкевич Сергей Александрович
Тот, кто включается в роль «жертвующего собой» делает других невольными заложниками этой жертвы. Даже у самых гуманных дел есть свой мотив. Личная система ценностей способна подтолкнуть человека на сильные поступки. Часто люди, совершающие нечто самоотверженное, говорят: «я просто не мог иначе» - и в этом совершенно искренни. Затраты, усилия, а иногда и страдания становятся естественной платой за чистую совесть и соответствие правильному (по своим меркам) поведению. Это воспринимается как нечто само собой разумеющееся и помогает в целом быть довольным собой. Беда, если в этом месте появляется жертвование. «Жертва» - это не тот, кто много делает для других, повинуясь своим приоритетам, а тот, кто рассчитывает получить оплату за свои благие намерения. В чем оплата? В признании собственной грандиозности, и подчинении чужой воли через чувство вины или долга. Когда звучит послание: «посмотри, как много я для тебя сделал», или «я ради тебя всю жизнь отдала» - получатель оказывается в ловушке, потому что «доброе дело» реально сделано, но оказывается, что это был не подарок, а аванс, и теперь нужно расплачиваться. И благодарность за добро сменяется чувством, что тебя обманули и использовали. И вообще, благодарность – плата добровольная. Она может быть только там, где нет вины или фальшивых долгов, когда никто не предъявляет счёт. Ее можно ждать, но неразумно требовать. В то же время, быть способным на благодарность – значит верить, что не всё в жизни построено на использовании друг друга. Это умение признавать такой настоящий альтруизм, который опирается на внутренние идеалы и ценности. P.S.: Интересно этот вопрос решен в некоторых религиях – если делаешь добро, то по заслугам воздастся тебе не от того, кому ты помог, а потом, в другой жизни. По-моему, отличная схема. :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|