Стратегии выживания после пережитых ситуаций насилия

Автор статьи: Елена Тимофеева

Предисловие

«А ты когда-нибудь думала создать семью и родить ребенка?»

«Да, но зачем рожать детей в этот ужасный мир? Я тут мучаюсь, а рожать еще кого-то, что б этот кто-то мучился также? Это же полный бред…»

«Ты считаешь, что ребенок должен прожить лучшую жизнь, нежели ты?»

«Конечно, иначе это все не имеет никакого значения».

Примерно такой диалог повторялся в разных вариациях между мной и моей подругой-эмигранткой. Должна сказать, повторялся он ни один и ни два раза. Затем дискуссия всплывала с разными людьми, и основной вопрос был приблизительно такой: «Считаете ли вы, что ваши дети должны жить лучше, чем вы?» Мне повезло дружить с людьми, принадлежащими к разным расам и национальностям, и все они, независимо от культурных различий говорили одно… «да, я хочу, чтобы мои дети прожили жизнь лучше, чем я».

Дело в том, что и клиенты на консультацию часто приходят с такой же идеей. Изначально мысль одна: «мир - жестокое и несправедливое место». А вот выводы бывают разные, как и то, как человек живет с этой идеей.

А действительно ли все хотят лучшей жизни для своих детей? А если и хотят, то, что происходит в реальной жизни?

Боль

У каждого нашего клиента есть боль, боль, которая живет в его душе и становится настолько невыносимой, что ее становится невозможно терпеть. С физической болью все более-менее понятно. Боль является сигналом к действию, обычно она означает, что в организме что-то не так и надо устранить эту проблему. Эту боль нельзя игнорировать, иначе последствия становятся необратимыми. С душевной болью все сложнее. Клиент не ткнет пальцем в какую-то точку и не покажет напрямую, где именно болит. Бывает, болит что-то очень интимное, что невозможно вот так взять показать и рассказать об этом. Много молчаливых или, наоборот, очень многословных сессий может пройти прежде чем клиент заговорит о насилии, которое было совершенно над ним. В данной статье на одном примере речь пойдет о том, как пережитое насилие влияет на жизнь человека и какие способы этот человек находит, чтобы справиться с произошедшим. 

Нежелание видеть

То там, то здесь в мире всплывают громкие случаи, о которых пишут все газеты по всему миру. Так, например, случай, который произошел в Австрии. Австриец держал свою дочь в подвале собственного дома в течение 24 лет, постоянно насилуя ее. В течение всего времени мать и остальная семья жили наверху дома, веря, что девочка сбежала, когда ей было 18 лет.  Эта девочка была освобождена, когда ей было 42 года…половина жизни была прожита в невыносимых условиях. Когда-то прочитав книгу об этой истории, я до сих пор не могу понять, как мать этой девочки могла пропустить то, что происходит в ее подвале и как она могла туда не заглядывать аж 24 года? Или, можно предположить страшное…она вообще-то знала, что происходит, и она знала человека, за которого она вышла за муж, знала, что он  начал насиловать их дочь еще задолго до того, как решил закрыть ее в подвале для собственных извращенных нужд. Но она ничего не сделала, чтобы защитить собственного ребенка и прекратить это. В итоге за 24 года заточения девочка родила от своего отца-насильника 6 детей. Один умер сразу, двое других были подкинуты их же бабушке, а трое оставались в подвале и много лет не видели солнечного света и мира вообще. Мы не знаем, где и как началась эта история, причины, которые побудили родителей так жестоко обойтись со своим ребенком, а также, что же будет с тем поколением, рожденным в подвале. Мне интересно, если отмотать время на много лет назад и спросить эту пару, хотели бы они, чтобы их дочь жила лучшей жизнью, чем они и хотели бы они отдать самое лучшее ей, то чтобы они ответили?

Кто-то может сказать, что это единичный случай, такое случается редко. Но, увы, случаи инцеста встречаются довольно часто. К сожалению, не многие жертвы имеют мужество говорить о своей душевной боли и лечить свои больные раны, а, к большому сожалению, они имеют огромное влияние на всю их жизнь. Эта травма, пережитая, одним человеком порождает поколения и поколения одиноких и искалеченных жизней. Часто в таких случаях находится много свидетелей происшествия, но большинство из них просто закрывают глаза на то, что происходит. Ведь если ты сделаешь выбор обратить на происходящее внимание, то тебе придется как-то жить с этим и что-то сделать. Проще всего закрыть глаза и жить так, как – будто ничего не случилось.

Пример из случая, когда шестилетняя дочь была изнасилована соседом и пришла к матери после этого, мать, вместо того, чтобы защитить ребенка, обратиться в полицию, в больницу, стала кричать на дочь и обвинять ее в том, что она говорит неправду. После этого, дочь была даже наказана. Об этом случае в семье больше не разговаривали. Меж тем, это оставило глубокий след в жизни девочки, которая выросла с чувством незащищенности, ненужности, страдала депрессиями и не могла выстроить отношений и построить семью. Чем руководствовалась мать в данном случае сложно сказать. Возможно, она не смогла посмотреть правде в глаза, и реальность оказалось для нее неприемлемой. Возможно, она не захотела выносить сор из избы и портить семейную (точнее, свою) репутацию, ввязываясь в скандал с таким грязным и социально неприемлемым делом как сексуальное насилие. Возможно, страх перед чувством, что она не смогла уследить за дочерью, что она не компетентна в своих материнских обязанностях стал непреодолимым барьером. Меж тем, уже взрослая дочь, не получившая своевременной поддержки от самого близкого человека, не допускала и мысли о собственных детях, так как боялась окружающего мира и того, что сама не сможет защитить их и история повторится.

Сексуальное насилие, пережитое в детстве, сильно размывает личностные границы. С таким опытом становится сложно понять, что есть хорошо, а что плохо, а от этого становится еще сложнее строить отношения с людьми. Чувство доверия к миру когда-то было подорвано. Тело, которое, казалось, принадлежит только тебе, больше не только твое. Кажется, что любой может подойти и что-то с тобой сделать, ведь уже такое было. Часто насилие совершается тем, кого жертва знает, а, во многих случаях, не только знакома издалека, но человек является членом семьи. В таком случае возникает чувство, что тебя предали, а это само по себе очень тяжело пережить. Тут можно говорить о недостатке внимания и заботы, боли одиночества, отвержения. Это глубочайшее переживание ребенка, который все еще находится где-то глубоко в душе, это сильные болезненные переживания, незащищенность и уязвимость, ощущение угрозы бытья, страх смерти, чувства вины и злости, потеря контроля над собственной жизнью.

Например, из случая одной моей клиентки И*, которая в детстве постоянно подвергалась сексуальному, эмоциональному, физическому насилию со стороны своего отца. Живя много лет в таком ужасе, она чувствовала себя так, как-будто она недостойна любви, что никто на свете не сможет ее полюбить и что она не заслуживает доброго и человеческого отношения. У нее было несколько суицидальных попыток, жизнь казалась ей очень мерзким местом.

 Будучи травмированным ребенком, с громадным душевным рубцом и абсолютно потерявшимся в понятиях что хорошо, а что плохо, не имея поддержки от матери и отца, она вышла в мир и стала искать себе спутника жизни. Как выбрать его так, чтобы было правильно? Ей было лет 19, когда она познакомилась с каким-то парнем, который пообещал позаботиться о ней. Говорил, что любит, пригласил жить к себе. Она была счастлива наконец-то, хоть почти в первый раз жизни. Но, когда она забеременела от него, он выгнал ее из дому. Когда она родила ребенка, то отказалась от девочки, ребенок оказался в детском доме.

Много лет спустя, она познакомилась с мужчиной, который был старше. У него к тому времени было уже трое своих детей. Мужчина был добр к ней и поддерживал ее. И она вышла за него за муж. Дети жили с ними. Средней девочке было 10 лет, она всегда казалась странноватой и замкнутой. И вот, несколько лет спустя, школьный психолог попросил их прийти в школу. На встрече показал рисунки девочки, которые вызвали у него подозрение на то, что девочка могла переживать какую-то глубокую травму, связанную с насилием. Разговор в кабинете психолога был тяжелый, но И* сделала все, чтобы убедить психолога, что ничего такого не происходит. После чего, девочку перевели в другую школу, а с ней провели обстоятельный разговор на тему, что стоит рисовать, а что нет. Почти 10 лет спустя, сидя у меня в кабинете, И* вспоминала эта историю. Она вспоминала, как ушла от мужа, потому что подумала, что он ей изменил ей, ударил ее, и пришла с вопросом, как строить свою личную жизнь заново после того, как она сбежала от него и детей в другой город. Почему не ушла раньше, например, когда нашла у него в компьютере фотографии обнаженных детей и запрещенные видео с детьми же? Или почему не обратила внимание на то, что происходит с ее падчерицей? Какой она возвращается после поездки на дачу с отцом? Почему ничего не сделала и не обратилась куда нужно?

Не быть одному в этом

Возможно также в приведенном выше случае, сознание не хотело допускать и мысли о том, что здесь имеются явные признаки извращенного интереса, ведь допустить эту мысль - значило, что все повторяет снова, а старая боль могла вырваться наружу. Достаточно было думать, что все просто идет хорошо, поэтому она пропускала явные знаки. Далее, когда началась интимная жизнь, она просто не придавала значения тем извращенным прихотям, которые он показывал. Так как личностные границы и понятия о том, что можно и что нельзя были нечеткие, для нее было возможно и достаточно легко оправдать то, что происходило и принимать его в его таких извращенных проявлениях. Мысль о том, что это ненормально и так не должно быть не приходила ей в голову, возможно, потому что в ее жизни все это как раз уже имело место быть и получило свое право на существование.

Итак, отвечая на вопрос почему И* не помогла своей падчерице, она ответила, что если она сама пережила такое, то и другие вполне могут такое тоже пережить, чем она хуже других, чем они ее лучше? Появилось даже своего рода утверждение в голове, что "женщина (девочка) по своему строению склонна принимать насилие", это "нормально". "Мне было плохо, и дети потерпят". Кстати, сестра, которая к тому времени была уже взрослым человеком, уже поведала о том, что происходило, когда она была маленькая. Ее стабильно насиловал ее зять. Вместо того, чтобы защитить ее, ее мать и сестра решили ее успокоить, а дело "замять". Стыдно и не гоже выносить сор из избы. А тут это дело семейное и у мужчины (нехорошо произносить слово "насильник") дети есть в семье. Таким образом, все они отлично работали над созданием образа благополучной семьи, чтобы у окружающих не было в этом сомнений. Внешне они играли роль благополучной семьи и вели такую двойную жизнь.

Известны такие случаи, когда человек, имеющий ВИЧ, намерено вступает в связи с другими, чтобы заразить и их. Вопрос зачем? Потому что он страдает, и он хочет, чтобы и остальные страдали так же, как он! Такое поведение может наблюдаться и у людей, переживших насилие. Мол, «мир был несправедлив ко мне, я не хочу быть в этом один, другие должны страдать тоже».

Борьба и смирение

Травма определяется как влияние внешних событий, которые разрушают человека - событий, которые выходят за рамки того, какова в наших представлениях должна быть жизнь (Apfel & Simon, 1996). Часто, когда ребенок, перенесший насилие в детстве, взрослеет, и к нему приходят воспоминания о том травматическом событии, что он пережил, приходит ощущение того, что это абсолютно несправедливо и так быть не должно. Грусть, отчаяние, а на смену этому приходят ярость и агрессия начинают поглощать. Желание мести преобладает над этим. А если находится такой человек, который сможет защитить и отомстить? Вспоминается фильм «Ворошиловский стрелок», где дед отомстил за внучку и к ней вернулся голос. Уже просто наличие такого человека, который готов постоять за тебя делает мир безопаснее, в таком мире может вернуться вера в то, что есть справедливость и безопасность. Работая более десяти лет с пострадавшими от торговли людьми и насилия, я заметила, что через большинство историй, связанных с вовлечением девочек в ситуации торговли людьми, красной нитью прослеживается тенденция. Более чем 80% из них из неблагополучных семей или детских домов. Иными словами, из места, где для них нет достаточно времени, нет для них внимания, из мест, где до них нет никому дела. Так, например, одна девочка Маша, которой было 16 лет, познакомилась с мужчиной старше ее. Машу бросили родители, и с 5 лет она скиталась по приютам и детским домам. Предоставлена она была самой себе в течение всей ее не очень долгой жизни. Поэтому, когда она встретила 32-х летнего симпатичного и на вид очень приятного во всех отношениях мужчину, который предложил ей выпить кофе в кафе, она, конечно, согласилась. Мужчина был очень внимателен к ней, слушал ее, когда она говорила. Проявлял большой интерес и сочувствие к ее жизни. Они стали встречаться. Он предложил ей жить у него. Маша была счастлива, ведь, наконец, в ее жизни появился кто-то, кто готов о ней заботиться. Она представляла семью, уютный дом… Мужчина покупал ей красивые платья, не отказывал ей в покупке любимых вещей и продуктов. Но вот однажды он сказал, что у него большие проблемы с деньгами, что он влез в большие долги  и ему никак не расплатиться, что Маша должна ему помочь, так как образования у нее нет, есть один вариант, она может танцевать в стриптиз баре и оказывать интимные услуги за деньги. Первый раз для Маши был просто адом, но со временем она привыкла. Она отдавала весь заработок своему мужчине, который продавал ее десятку клиентам за ночь. Однажды Машу задержала полиция.  После нескольких лет такой работы, Маше было тяжело возвращаться к нормальной жизни. Она много лет была уверена, что помогает своему любимому человеку, что он ее любит. Да, он бил ее постоянно, но они потом мирились. В ее голове все перепуталось. Да и о какой «нормальной» жизни может идти речь? Знала ли она, что такое «настоящие» отношения? Знала ли она, что такое «нормальная жизнь»? Она с удовольствием ушла от своей жизни, полной пренебрежения к ней, где она была в лучшем случае, была невидимой для окружающих, в худшем, подвергалась побоям и постоянному насилию, жила в неприемлемых условиях, в полной бедности. До нее никогда никому не было дело. Лишь однажды она думала, что такой человек наконец появился в ее жизни, но это оказалось не так. Сами преступники говорят, что такие девушки являются легкой добычей, ведь их искать никто не будет, за них некому постоять. Даже, если они исчезнут, то никто даже в полицию не пойдет. Да и знакомится с ними и убеждать очень легко, достаточно лишь сделать вид, что заботишься. Купить пару шмоток, улыбнуться, в последствие отбить у других сутенеров и она твоя и сделает для тебя все. Ведь «отбить у сутенеров» - это воспринимается девочкой, которую никто никогда не защищал, тоже своего рода защитой и проявлением заботы. А уйти от него, часто, означает утвердиться в том, что мир несправедлив, люди жестоки и она в очередной раз была обманута и не заслуживает ни любви, ни защиты. Для нее жить в насилие уже становится нормальным, так как она не знает ничего другого. Происходит некое смирение с происходящим. В случае с другой пострадавшей, когда она вырвалась из ситуации торговли людьми и пробовала начать другую жизнь, работая няней в семье, она стала свидетелем одной сцены. Муж пришел с работы и обнаружил, что жена забыла купить овощи, который он накануне просил. Жена честно призналась ему, а он погладил ее по голове, поцеловал и сказал: «ничего, завтра купим», и ушел переодеваться. Няня (бывшая жертва торговли людьми, которую эксплуатировал ее сутенер более 5 лет), совершенно изумленно спросила у жены: «а почему он тебя не ударил?», «за что?», «ты забыла купить овощи, а он просил!!!!». Вспоминая этот случай, девушка говорит о том, что она просто поверить не могла в происходящее, она была уверена, что он должен был ее ударить, избить ногами, потом снисходительно сказать, что-то типа: «ну ладно, купишь завтра, но я тебя научил, больше так не делай». Подобное смирение с ситуацией как таковой ведет к бездействию и принятию себя как жертвы. Это пассивное положение, которое не позволяет что-то поменять в своей жизни и оставаться с чувством собственной никчемности, незащищенности и того, что мир жесток. Такое положение также заставляет пропускать моменты из жизни окружающих людей. Ведь, приведенные в пример, девушки часто видели насилие и вокруг себя. Это случалось с их подругами по работе, а некоторые из них исчезали, и они никогда их больше не видели. При этом, сами они тоже никогда никого не защитили. Но, все-таки бывают случаи, когда одна становится за другую. Один такой поступок может изменить обе жизни. Ведь одна встала на роль защитника, а за вторую кто-то, наконец, по-настоящему постоял.

Но бывает и другой случай, когда жертва жертвой не становится. Не так давно СМИ писали о шестнадцатилетней девочке, которая убила своего обидчика при нападении. Ее судили, но она осталась несломленной. Способность самой дать отпор насильнику и выйти из статуса жертвы может вернуть чувство контроля над своей жизнью и с этим и чувства безопасности. Мол, «мне защитник не нужен, я сама могу за себя постоять». И не только за себя ведь, она сможет постоять за кого угодно, вовремя увидеть, что происходит вокруг, защитить своих детей и прочее.

По статистике примерно 10% людей, которые пережили насилие в детстве, сами совершают преступления с применением насилия во взрослом возрасте. В пример можно привести случай, когда мужчина, которого его отец избивал до потери сознания в детстве, а затем ставший свидетелем того, как его отец убил мать в ходе домашней разборки, впоследствии был осужден за похищение и убийства нескольких девушек. С каждой из них он воспроизводил последнюю сцену из жизни его матери, которая включала побои и изнасилование. При этом он одновременно ощущал вину и удовлетворение. В данном случае цепь насилия просто продолжилась, травма повлияла на всю жизнь этого человека и повлекла за собой череду таких ужасных событий.

При этом, другие примерно 10% людей (статистика относительная) идут в помогающие профессии и стараются помочь другим людям. Так, например, мальчик, будучи изнасилованным в детстве своим учителем физкультуры, стал полицейским. Много лет спустя, на работе ему пришлось столкнуться со случаем инцеста. В то же время, ему стали сниться кошмары, приступы раздражения, чувство паники. Затем появились воспоминания о собственной истории, которая случилась в глубоком детстве. Рабочая история стала пусковым элементом для воспоминаний о событиях, произошедших с ним. Он понял, что не мог справиться с переживаниями сам и обратился за помощью. До этого воспоминания хоть и таились в глубине его сознания, но, все же были переработаны таким образом, что чувство желания мести привело его в правоохранительные органы, где он работала, чтобы ловить преступников и наказывать их.  

Иными словами, человек сам делает выбор. Известный треугольник Карпмана хорошо описывает три роли: Жертвы, Преследователя и Спасателя. Карпман пишет: «Три драматические роли этой игры – Спасатель, Преследователь и Жертва – являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей. Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли». Иными словами, жертва переходит из своей роли в роль преследователя. В нашем случае, девочка, которая пережила сексуальное насилие в детстве, вырастает и переходит из роли жертвы в роль преследователя. В терапии с такими клиентами важно не встать на роль спасателя. При работе с таким клиентом  важно не поддерживать клиента в состоянии жертвы, когда вся жизнь и терапия строиться на хождении вокруг и около травматических воспоминаний и переживаний. Состояние жертвенности в процессе терапии может поглотить клиента и вызвать зависимость от некого "пережевывания" событий и переживаний, связанных с жертвенностью. Данные чувства подобно тому, как они овладевают жизнью клиента, так они и овладевают жизнью в терапии. Если такое застревание происходит, то тут важно прояснить, что значат подобные переживания в жизни клиента и какую выгоду они приносят, зачем ему нужно состояние жертвы? Какой смысл для такого клиента имеет жертвование частью своей жизни (какой частью?) ради возвращения в ежедневность этих травматических воспоминаний?

Легитимизация

Вспоминая «Анну Каренину» Льва Толстого, можно отметить, что одним из способов примириться с неугодным и травмирующим нас событием может быть такой способ, когда мы стараемся это событие как-то оправдать и даже включить в обычную жизнь. Анна Каренина, изменив мужу, мучилась от этого. При этом ей снились сны, где она видела, как они живут втроем, и это было так просто и хорошо. Подобно случаю, описанному писателем, в реальной жизни, человек, перенесший травму, может видеть сны  и создавать фантазии, в которых все произошедшее является обычным делом, никого не травмирует.

Фантазии и сны могут содержать сюжет напрямую не связанный с ситуацией, а как бы только намекая на происходящее. В любом случае, если клиент во время терапии упоминает сюжет снов или фантазий, то стоит уточнить и обсудить героев, которые там принимают участие. Не исключено, что во время терапии это поможет установить причину беспокойств клиента и поработать с этим.

Помимо легитимизации в фантазии, случается и легитимизации в реальной жизни. В пример можно привести случай, когда одна клиентка встречалась с одним братом-близнецом, затем со вторым, от которого забеременела, в итоге они жили все вместе в однокомнатной квартире и воспитывали такого «общего» ребенка. На терапию она пришла, так как ее посетило чувство, что «что-то не так», апатия, отсутствие желаний. Но, вместе с тем, она прожила все последние пять лет с двумя мужчинами и все в этой семье считали, что все нормально, им удалось убедить себя, что все, что происходит так, как должно быть.

Жертвы торговли людьми находятся порой в ситуации насилия и эксплуатации многие годы, через какое-то время происходит адаптация к ситуации и им она начинает казаться нормальной. Как в приведенном выше примере, когда девушка удивляется хорошему отношению мужчины к женщине, ведь для нее насилие стало той «нормой», которая была неотъемлемой частью жизни. Это кажется даже логичным, ведь, если бы она переживала эту боль снова и снова, она бы не смогла выжить. Так, адаптируясь, психика спасала сама себя.

Смерть

 «Когда риск состоит в потере бытия, защитным средством является впадение в состояние небытия» (Лейнг, 1995, 116). При обстоятельствах угрозы его бытию, человек ментально уходит из ситуации и из своего тела, становится наблюдателем, отстраненно смотрящем на то, что делает его тело или что делается с его телом (Лейнг, 1995). Вместо того чтобы открыть глаза на происходящее, человек предпочитает замереть и не видеть, по сути, он отрицает часть бытия и уходит от реального мира, от реальных отношений с людьми и с миром. Человек, по сути, начинает бояться жестокого мира, который может его растоптать и поглотить, поэтому предпочитает скрываться от него. Изолирование «я» является следствием потребности находиться под контролем (Лейнг, 1995). Часто, например, у девушек, которые занимаются коммерческим сексом, присутствует опыт насилия в прошлом. Они по-разному рассказывают о своем опыте проституции, но многие сходятся в одном. Когда они говорят о своих переживаниях во время непосредственной работы с клиентом, они говорят, что отдают «как бы, не свое тело» или «отдают тело, но душу никто у них забрать не может». Такое расщепление дает им возможность притупить боль телесных и душевных переживаний относительно происходящего. По сути, они отдают мертвое тело, которое ничего не чувствует, не чувствует боли, чтобы с ним не делали, как бы не били. В тоже время, для того, чтобы как-то справится с таким травматическим опытом, как насилие, человек может реагировать замиранием не только тела, когда это проявляется в отсутствии или притупленности ощущений, движениях, речи, но и эмоциональной замороженностью. Многие отмечают, что после произошедшего все эмоции как бы выровнялись и нет особо сильных переживаний и реакций на что бы то ни было. Получается, что человек живет, но не на 100% и смерть бывает такая разная, бывает наполовину, на 10% и на 30% и т.д. Также существует смерть памяти как способ справиться с обстоятельствами. Часто жертвы насилия, не помнят случившегося или не могут вспомнить детали произошедшего. Психика всячески оберегает от травматических воспоминаний. Особенно, если насилие было совершенно над ними в детстве, во взрослом возрасте жертвы не помнят того, что случилось, однако чувствуют, что «что-то тут не так».  Один из способов справиться с травмой - это забыть, забыть все. Что было и вытеснить все травматические воспоминания так, как – будто бы этого не происходило никогда. Но, если воспоминания и боль просто вытесняются из сознания, они загоняются в какой-то очень дальний угол, но они все равно живут там, не переработанные и не признанные. Сознание всячески пытается избежать столкновения лицом к лицу с чем-то похожим, поэтому, когда человек видеть что-то похожее, то он просто предпочитает этого не замечать. Ведь, если он это заметит, то это может вернуть его назад и ему придется встретить свою же собственную боль лицом к лицу.

 Самодеструктивное поведение, которое может проявляться у пострадавших после произошедшей ситуации, например, депрессия, суицид, нанесение себе повреждений, расстройство питания, может является некоторой попыткой понять насилие, пережить его и взять его под контроль. А "принятие" того, что происходит вокруг, является способом оправдать то, что произошло, снизить страх перед ситуацией и перевести ее в рамки "нормы". Алкоголь, диссоциация или смерть внутри жизни на время приносят освобождение от тревоги (Лейнг, 1995).Но теряя реальность, человек теряет и возможность действенно пользоваться в мире свободой выбора. «Убегая от угрозы убийства, он становится мёртвым» (Лейнг, 1995).

Можно сказать и словами Тиллиха, что это - избегание небытия путем избегания бытия (Тillich, 2000). Но из-за этого избегания человек впадает в то же самое состояние небытия, которого так боялся, при котором он лишается ощущения автономии, реальности и жизненности, подлинных отношений с другими. По сути, человек не живет, не существует.

Сумасшествие

Сумасшествие как способ справиться с травмой тоже случается. На ум приходит история одной девушки, которая оказалась у нас в реабилитационном центре после попадания в трудовой ситуацию эксплуатации. М* было 24 года, на вид крупная и мужиковатая, она показывала мужские черты и при общении. М* показывала тревожное поведение, на терапии она рассказала, что, когда, ей было 16 лет, ее изнасиловали на улице. В детали произошедшего она не вдавалась. Эта история всплывала несколько раз во время терапевтических встреч, но дальше этого ничего не шло. По ощущениям, терапия стояла на месте и никуда не двигалась. В последнюю сессию перед своим отъездом из центра М* упомянула, что все детство ее насиловал отчим. Что было на самом деле в жизни этой девушки, трудно сказать, что было правдой, а что нет в ее историях, возможно, теперь уже неясно даже ей самой. Бывает, что воспоминания и произошедшие события слишком болезненны, чтобы о них говорить, поэтому человек создает другую историю, которая намекает на произошедшее, но не выдает всех обстоятельств. Такая форма дает возможность отстраниться, но, вместе с тем, предпринять какую-то попытку к призыву о помощи.

 

Послесловие

К сожалению, очень малое количество пострадавших от насилия обращаются за помощью, а из тех, кто обращается, не все решаются работать с терапевтом над тем, чтобы научиться жить дальше. Для многих клиентов столкновение с собой проходит очень болезненно и не все к этому бывают готовы. Бывает так, что выстроенные за годы, так называемые, «стратегии выживания» бывают настолько крепки, что человек не берется их рушить. Страшно одно…если клиент не поменяет что-то в своей жизни, то последствия могут быть необратимы уже не только для него. Но, у каждого свой путь и каждый делает свой выбор сам…

Список литературы:

1. Иева Бите "Экзистенциальный подход в терапии клиентов, переживших насилие"

2. http://www.psychologos.ru/articles/view/treugolnik_karpmana

3. Лейнг Р. Расколотое Я. Москва, 1995.



Просмотров: 496
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Когда в детстве не было принято разговаривать о своих проблемах
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Не ждите от мужчины того, чего у него и не было никогда
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Когда в жизни ничего не происходит
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Человек, которого никогда не было
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Если хочешь, чтобы дочь была счастлива – лечи свою голову
  • Как работать с принятием и прощением отца, если его не было в твоей жизни
  • Когда смыслом ее жизни была семья...
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Как сделать, чтобы нужный человек появился в жизни?
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • "Где человек прощает человеку любую боль, которая бывает..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь