|
Как развивается творчество у детейАвтор статьи: Афанасьева Мария Александровна
Представьте себе родителя, который входит в кухню, а там… Там в кастрюльке гречневая крупа, два неразбитых яйца (в скорлупе), недопитый кем-то чай и три вида специй – и все это вместе с разломанным будильником и пятитысячной купюрой, которую этот самый родитель с утра собирался положить в кошелек, да на что-то отвлекся… А рядом сидит полуторагодовалый малыш – и улыбается счастливой и гордой улыбкой. Какие есть варианты (родительского поведения)? Для начала рассмотрим самые распространенные. Вариант первый: выражаясь попросту, разораться. Устроить скандал. Грубо наказать ребенка. Строго-настрого велеть НИКОГДА БОЛЬШЕ ТАК НЕ ДЕ-Е-ЕЛАТЬ! Вариант второй: холодно проигнорировать ребенка, молча выразить ему презрение, брезгливо все убрать, не разговаривать с малышом «по-человечески» еще полдня как минимум («пусть осознает»). Вариант третий: впасть в состояние жертвы, расплакаться, в истерике выбежать из кухни, потом вернуться, и размазывая слезы по щекам, причитать, что это же был любимый будильник, подарок дедушки, память о детстве, Боже мой, ну за что такое несчастье? А пятитысячную эту теперь ни в одном магазине не примут! В общем, дать ребенку возможность ощутить себя чудовищем и как следует вжиться в эту роль. Эти варианты, все три, направлены на то, чтобы ребенка покалечить, ни много ни мало, а именно так. Кто-то возмутится: причем тут калечить? Просто хочется, чтобы дома был порядок, чтобы он/она не переводил(а) продукты зря, чтобы деньги не трогал, не портил вещи, ведь это все приходится зарабатывать! Все эти мотивы понятны, но результат от этого не меняется. У ребенка есть часть личности, которая хочет делать так, более того, она нуждается в том, чтобы делатьтак, ей это необходимо, и заблокировать ее, преградить ребенку доступ к ней, попытаться «удалить» ее – это значит сделать ребенка… ущербным. Ведь психически здоровый человек не захочет лишить ребенка руки или ноги, если этой рукой или ногой ребенок только что его задел, причинив какие-то неудобства. А та часть, которая отвечает за подобные эксперименты, ребенку по жизни нужна ничуть не меньше, чем рука или нога. Это правда. Конечно, и к большому счастью, вышеописанными вариантами возможности родителя в подобной ситуации не исчерпываются. Но прежде, чем мы рассмотрим четвертый вариант поведения, здоровый, нужно кое-то прояснить. Нам, родителям, важно понять, зачем дети все это делают. Гипотезы из серии «потому что они вредители и диверсанты» не рассматриваются. Мы уже говорили, что ребенок в игре моделирует множество ситуаций, которые ему, возможно, понадобится пройти в жизни, и обучается тому, как себя в этих ситуациях вести. Так вот. Когда дети берутся смешивать то, что смешать, казалось бы, невозможно и незачем, и творят из этого шедевры, подобные тому, что мы описали… В общем, мы уже почти все сказали. Таким образом дети моделируют творчество: они берут самые разные компоненты и смешивают, а в итоге получают нечто совершенно необычное. Самые успешные, самые творческие люди – это те, у кого в детстве была возможность вот так импровизировать и экспериментировать. Творчество, собственно, и представляет собой создание из известного (условно говоря) набора компонентов чего-то небывалого, совершенно нового. Некоторые этого почти не умеют, некоторые умеют лучше, а кто-то умеет так, что потом весь мир знает «Шутку» Баха, «Реквием» Моцарта, «Полонез» Огинского. А казалось бы – нот-то всего семь! Многим родителям стало бы намного легче жить, если бы они осознали, что дети еще не понимают ценности многих вещей (здесь слово «ценность» мы употребляем совсем не в том значении, в каком оно у нас в книге представлено чаще всего; имеется в виду прежде всего материальный эквивалент материального предмета). Т.е. они не знают, что в обмен на пятитысячную купюру можно было бы наполнить холодильник на какое-то время, или приобрести одежду, обувь. Не знают, сколько стоит сотовый телефон и планшет, и чему это равняется. Правда – не знают, не задумываются. И это нормально для их возраста. Когда родители в свою очередь не принимают во внимание это их незнание, выходят весьма неприятные для всех участвующих сторон конфликты. А что потом? А потом получается, что, скажем тридцатилетний мужчина оказывается в ситуации, когда ему нужно сотворить что-то новое, создать то, чего раньше не было, хотя бы в рамках его индивидуальной жизни, когда ему необходимо найти какой-то путь, которым он прежде никогда не ходил – а он не может. Вот не может, и все. Во-первых, он не знает, как. Точнее, у него нет доступа к той части личности, которая знает и умеет – этот ресурс у него заблокирован. А во-вторых, апперцепция (опора на предыдущий опыт при получении опыта нового) в данном случае служит ему плохую службу. Он оказывается в определенном контексте – и «вспоминает» (в кавычках потому, что естественно, эта информация не успевает попасть в осознанное, какая-то «картинка» появляется перед внутренним взором на доли секунды), как когда-то да-авным-давно мама шлепнула его по попе за то, что он слепил из каши что-то и присыпал сверху чайной заваркой, а папа громко кричал, когда увидел у себя в портфеле заботливо принесенный с улицы песок с цветочными лепестками. Человек окажется в ситуации, когда ему, чтобы что-то новое создать, придется побороть страх и обиду, связанные с этими эпизодами прошлого. И это будет трудно. Но, конечно, может быть и по-другому. Вот малыш раздобыл на кухне коробочку, в которой мама хранит специи, принес ее в спальню – и «нарисовал» на постели целую картину: тут вам и красный перец, и желтая куркума, и розмарин, и какие-то серо-коричневые смеси – а как оно все пахнет, м-м-м! Ребенок счастлив – красота! Входят родители – и что ему говорят? Правильно. Сынок, милый, как красиво у тебя получилось! Вот это да! Это тот самый момент, когда ребенка необходимо поддержать. Это задача родителей, которая намного важнее поддержания порядка в доме, сохранности вещей и прочего. Потому что порядок и чистоту можно навести быстро. Даже если на это потребуется час времени – это все равно быстро. Потому что кружек, простыней и сотовых телефонов может быть сколько угодно, а вот этот конкретный ребенок в мире и у вас только один. И ему всю жизнь жить с тем опытом, который он получает в детстве. И для того, чтобы потом жить долго и счастливо, ему нужна поддержка прямо сейчас. И когда ребенок такую поддержку получает, то потом, в будущем, в ситуации творения нового, механизм апперцепции будет работать на него – сам того не осознав, он как будто заново получит поддержку от значимых людей и возьмется за дело с предощущением будущего успеха, а это, как известно, залог успеха и есть. И неважно, чем он будет заниматься: как говорил В.С.Высоцкий, в любой профессии есть место для творчества. По большому счету, творчество – это то, что отличает человека от животного. Эмоции, интеллект – все это есть и у животных. Все мы знаем примеры проявления любви и преданности у собак, в том числе и выдающиеся примеры. Некоторые виды животных очень высокоинтеллектуальны. Например, каждая стая касаток использует свой уникальный язык, и животные из другой стаи его не понимают. Но животные при всем при этом не способны творить. Творчество как создание небывалого, нового, уникального и красивого – это дар, который дан человеку. И когда родители пытаются «обрубить» ребенку то, что отличает его от котенка, жеребенка и т.д., встает резонный вопрос: а кто тут, собственно, «диверсант» и «вредитель»? Если уж так случается, что ребенку блокируют творчество, впоследствии он может, конечно, преодолеть, переработать эту преграду – но ему понадобится произвести для этого серьезную работу над собой. И нетрудно понять, в чем разница между тридцатипятилетним человеком, который наконец-то смог открыть в себе творчество – и тридцатипятилетним человеком, который смог уже нарастить, приумножить, развить свой потенциал творчества. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли сильными, умными, душевными, красивыми, здоровыми, властными, творческими, понимающими, чудесными, успешными людьми. Все эти качества есть в ребенке изначально, они заложены от рождения, а наша задача – поддержать ребенка, помочь ему развить их, интегрируя в это развитие опыт жизни в нашем мире, социуме. Чтобы взрослея, он не был вынужден отказываться от творчества, силы и т.д., а только еще больше укреплялся в этом. Поддерживая в ребенке его творческую часть, мы помогаем ему в будущем стать творческим, одаренным взрослым. И немаловажно, что в процессе мы сами можем смоделировать, ощутить ту искреннюю, чистую тягу человека сделать мир вокруг – красивее. А это, как известно, возможно только через творчество.
© Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|