Психофизиологическое тестирование подростков с девиантным поведением с помощью компьютерной электроэнцефалогафией

Психофизиологическое тестирование подростков  с девиантным поведением с помощью компьютерной электроэнцефалогафией

 

ВВЕДЕНИЕ

Одна из злободневных проблем современного общества это увеличение количества подростков с эмоционально-аффективными нарушениями, синдромами  депрессивных состояний, тревожности, компьютерной и игровой зависимости, зависимости от психоактивных веществ. Известно, что различные формы физического и психического привыкания: к наркотикам, алкоголю, курению, компьютерным играм и т.п. существенным образом меняют личность человека, они пагубно влияют на их социальные отношения, мировоззрение и ценности молодых. Поэтому проблема создания новых способов диагностики и реабилитации при таких нарушениях является наиболее актуальной. Кроме того, современная клиническая практика показала необходимость комплексного подхода, включающего разнообразные реабилитационные мероприятия.

Одним из перспективных направлений современной диагностики является психофизиололгическое тестирование с помощью комьютерной электроэнгцефалогафией. Энцефалографические записи показывают состояние центральной  нерной системы (головного мозга). с психотерапевтической реабилитации эмоционально-аффективных нарушений является стимуляция защитных механизмов мозга с помощью бинауральной терапии (БТ). Установлена эффективность применения БТ в качестве дополнения комплекса психокоррекционных мероприятий, проводимых с лицами, перенесших сильную психическую травму [1]. Современные исследования подтверждают, что определенным состояниям сознания соответствуют определенные картины ритмов мозга, а навязывание внешних ритмов является мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга. В 1975 году Р.А. Монро предложил метод стимулирования мозга с помощью бинауральных ритмов, который меняет состояние сознания человека, в частности, от нормального состояния к сонливому, либо к состоянию повышенного внимания. Механизмом этого воздействия является, отклик в электрической (ЭЭГ) активности мозга человека на частоте, идентичной частоте бинаурального ритма. Это присутствие резонансного отклика в теменных долях мозга в ответ на акустическое воздействие зафиксировано во многих ЭЭГ-исследованиях [2-4]. Однако данные методики способствуют повышенному росту возбуждения мозговой активности пациента, что негативно сказывается на его эмоциональном состоянии, и предназначены для введения здорового человека в измененные состояния сознания. Нами преложен свой вариант способа реабилитации эмоционально-аффективных нарушений человека с применением бинауральных ритмов реализируемый путем подбора ритмов, частота которых соответствует собственным индивидуальным частотным характеристикам мозга и типологии негативных изменений функционального состояния человека. Отличие данного предложения заключается в том, что методика последнего направлена на другой задачи, заключающуюся в приведении мозговой активности человека к нормальному типу (бодрость, расслабленность и спокойствие), что значительно ускоряет период реабилитации.  При этом для выявления основных индивидуально-частотных, амплитудных, пространственно-временных характеристик электрической активности мозга человека проводят предварительную ЭЭГ-диагностику. В результате определяют типологию патологических изменений функционального состояния человека и анализируют соотношение этих изменений с психоэмоциональными нарушениями. Для формирования ритмической активности мозга в необходимом направлении, усиливают нормальную и ослабляют патологическую ЭЭГ-активность. Этот способ не имеет противопоказаний для использования его совместно с другими способами реабилитации (суггестивное воздействие, электростимуляция головного мозга, фотостимуляции и др.).

Целью нашей работы состояла в изучении возможности применения нового способ реабилитации для снижения депрессивных состояний, тревожности, компьютерной и игровой зависимости и отклонений психического развития молодежи.    

 

МЕТОДИКА

 

Исследование проводилось на 28 пациентах, возрасте от 17 до 24 лет, имеющих  эмоционально-аффективные нарушения. Комплексная реабилитация включала: воздействие бинауральных ритмов в сочетании с фоном спокойной музыки. Курс реабилитации составлял 10 процедур длительностью 30 мин.

До и после реабилитации оценивались психологические и психофизиологические показатели по различным методикам: тревожность по тестам Спилбергера-Ханина и Тэйлора;  субъективные оценки самочувствия, активность, настроение по тесту САН; объективные оценки психофизиологического состояния с помощью корректурной пробы с кольцами Ландольта и электроэнцефалографического исследования (ЭЭГ). 

Предварительная ЭЭГ-диагностика на 19-ти канальном электроэнцефалографе Нейрософт-Спектр-3, позволяла определить  частотные, амплитудные, пространственно-временные характеристики электрической активности мозга пациентов и подобрать необходимые параметры бинауральных ритмов, сходные собственным частотным характеристикам пациентов. 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

При анализе динамики показателей психического и психофизиологического состояния школьников отмечено значимое их изменение от исходного уровня (таблица). После комплексной реабилитации в статистически достоверной степени снижался уровень ситуационной и личностной тревожности (р<0,01) по тесту Спилбергера-Ханина, а также наблюдался спад количества ошибок по корректурному тесту, и повышалось самочувствие и настроение по методике САН, скорость обработки информации и средняя продуктивность по корректурной пробе (р<0,01). При этом отмечены тенденции спада показателя тревоги по тесту Тейлора (р<0,05) и позитивного роста объема работы, средней точности по методике Ландольта,  мощности и частоты альфа-ритма (р<0,05).

 

Таблица

Динамика психологических и психофизиологических показателей после реабилитации с применением бинауральной терапии. 10 сеансов, 28 чел., в возрасте 16-24 лет

 

Тесты

Наименование показателя

Изменения (в % от исходного уровня) 

1

Спилбергера-Ханина

Ситуационная тревожность

-26,3**

Личностная тревожность

-20,5**

2

САН

Самочувствие

18,0**

Активность

12,7*

Настроение

16,9**

3

Тейлора

Уровень тревоги

-17,7*

4

Ландольта

Объем работы

9,4*

Количество ошибок

-18,1**

Скорость обработки информации

15,3**

Средняя продуктивность

19,4**

Средняя точность

12,0*

5

Фролова

Адаптивность

32,3**

Аффективность

-22,6**

Интегральный показатель психического состояния

-20,8**

6

ЭЭГ

Мощность альфа-ритма

24,2*

Частота альфа-ритма

8,7*

Примечание: Достоверность различий показателей относительно исходного уровня определялась по критерию Вилкоксона. * - р < 0,05; ** - р < 0,01.

 

Примеры:

1. М-ев В.Е., 18 лет. ЭЭГ в норме. Здоровый мозг. Амплитуды альфа-ритмов составляет в среднем 22 мкВ слева и 19 мкВ справа и превышает остальные диапазоны частот (гистограммы результатов анализа). Зональное распределение ритмов также соответствует норме (картирование результатов анализа).  

2. Пациент Л-ко Г.Н., 24 года. Депрессия, аутизм, высокая социальная тревожность. До коррекции над обоими полушариями регистpиpовался альфа-ритм. Амплитуда: до 38 мкВ слева (до 49 мкВ справа) максимальная, 18 мкВ слева (19мкВ справа) средняя. Доминирующая частота: 10,2Гц слева (10,5Гц справа).

Над обоими полушариями видны медленные волны дельта-диапазона до 116 мкв передних отделах коры. После коррекции над обоими полушариями регистpиpуется альфа-ритм. Амплитуда: до 50 мкВ слева (до 54 мкВ справа) максимальная, 25 мкВ слева (26 мкВ справа) средняя. Доминирующая частота: 10,4 Гц слева (10,6 Гц справа). Активность медленных волн в норме. Психическое состояние существенно улучшилось. Настроение повысилось, стал улыбаться, входить в контакты со сверстниками.

3. Пациент Г-н А.Н., 22 года. До коррекции напряженное стрессовое состояние, на фоне эпилепсии. Над обоими полушариями регистpиpуется альфа-ритм. Амплитуда: до 87 мкВ максимальная, 33 мкВ слева (26 мкВ справа) средняя. Доминирующая частота: 9 Гц. Межполушарная асимметрия альфа-ритма: 21% по амплитуде. Наблюдается низкочастотный бета-ритм частотой 14-20Гц амплитудой до 89 мкВ слева (до 104 мкВ справа). Над обоими полушариями наблюдается высокочастотный бета-ритм частотой 20-35 Гц амплитудой до 195 мкВ слева (до 224 мкВ справа). Снижен порог судорожной активности. После коррекции: регистpиpуется альфа-ритм, амплитудой до 65 мкВ слева (до 56 мкВ справа) максимальная, 26 мкВ слева (23 мкВ справа) средняя. Межполушарная асимметрия альфа-ритма: 11% по амплитуде. Наблюдается низкочастотный бета-ритм частотой 14-20 Гц амплитудой до 22 мкВ слева (до 26 мкВ справа). Высокочастотный бета-ритм частотой 20-35 Гц амплитудой до 21 мкВ слева (до 25 мкВ справа). Таким образом, бета активность снизилась до нормы. Психическое состояние улучшилось, порог судорожной активности существенно повысился.

4. Пациент Ф-на А.А., 17 лет, Гиперактивность, задержка умственного развития. До: над обоими полушариями регистpиpуется альфа-ритм. Амплитуда: до 62 мкВ слева (до 64 мкВ справа) максимальная, 34 мкВ слева (35 мкВ справа) средняя. Доминирующая частота: 8,4 Гц. Видны медленные волны дельта-диапазона в  передне-лобном-зоне до 98 мкВ. После: над обоими полушариями регистpиpуется альфа-ритм до амплитуды 61 мкВ слева (до 55 мкВ справа) максимальная, 30 мкВ слева (28 мкВ справа) средняя. Доминирующая частота: 8,6 Гц. Альфа-ритм доминирует в затылочных (O1A1, O2A2) отведениях. Медленные волны не наблюдаются. Поведение стало спокойным, эмоционально-уравновешенным.

5. Пациент Ц-в А.С., 16 лет. Повышенная психическая возбудимость, неадекватная поведенческая активность, агрессивность, предположительно вызванные перегрузкой в учебной деятельности. Предварительная диагностика по ЭЭГ выявила низкоамплитудный уплощенный альфа-ритм в левом полушарии в среднем 9 мкВ, собственные частоты - 8 и 10 Гц, доминирование в теменном отведении и отсутствие альфа-ритма в правом полушарии. После 10 коррекционных процедур (бинауральные ритмы 8 и 10 Гц) и использованием в качестве фона спокойной музыки, состояние клиента заметно улучшилось. Восстановился альфа-ритм в правом полушарии (в среднем до 15 мкВ); увеличилась амплитуда альфа-ритма в левом полушарии (17 мкв). Повторное обследование через 3 месяца не обнаружило ухудшения состояния пациента, а даже несколько улучшилось зональное распределение мозговой активности.       

6. Пациент С-н Р.Н., 17 года. Жалобы на зависимость к игровым автоматам и пониженное настроение. Предварительная диагностика по ЭЭГ выявила уплощенный альфа-ритм в левом полушарии (в среднем 9 мкВ), собственные частоты - 8 и 9 Гц, доминирование в лобном отведении слева и отсутствие альфа-ритма в правом полушарии. После 10 коррекционных процедур (бинауральные ритмы 8 и 9 Гц), патологическая зависимость у клиента снизилась, отмечается уверенность и желание зарабатывать деньги своим трудом. ЭЭГ: восстановился альфа-ритм в правом полушарии (19 мкВ), снизилась депрессия альфа-ритма по индексу при открывании глаз (от 100% до 76%). Повторное обследование не обнаружило ухудшения состояния пациента.      

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бинауральная терапия является индуктивной методикой с технологией индивидуальных ритмов пациента, что приводит к возникновению в его головном мозге колебаний определенного типа. Предложенный способ эффективен для и психокоррекции эмоционально-аффективных нарушений молодых людей, при этом происходят позитивные изменения клинического статуса, психологических и психофизиологических показателей, улучшается психическое их самочувствие, и имеет самые разнообразные приложения, в том числе для расслабления, улучшения сна, эмоциональной коррекции при задержке умственного развития, гиперактивности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Уразаева Ф.Х., Уразаев К.Ф. Комплексная реабилитация эмоционально-аффективных нарушений // Сб. мат. Международнойнаучно-практ. конференции. Сочи: Сочвест – ИНФРА – Образование. 2005. С.45-50.

2. Smith, J.C., Marsh, J.T., & Brown, W.S. Far-field recorded frequency-following responses: Evidence for the locus of brainstem sources. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 1975, 39, 465-472.

3. Foster, D. S. EEG and subjective correlates of alpha frequency binaural beats stimulation combined with alpha biofeedback. Hemi-Sync Journal, 1990, VIII (2), 1-2.

4. Hiew, C. C. Hemi-Sync into creativity. Hemi-Sync Journal, 1995, XIII (1), 3-5.



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мужчина - справа, женщина - слева для гармонии. А как у вас?
  • Кто такие Альфа? Альфа-дети и Альфа-родительство
  • Охапка дров в костёр под Юлией Печерской, или Дань справедливости альфа, бета и гамма-самцам
  • Альфа-самец - что это за зверь?
  • Комната Розовой Косы.. слева от команты Синей Бороды
  • Альфа-самец и его подруга (размышления о домашнем насилии).
  • Три осознания для гармонии с доминантным мужчиной, или Нужно ли обламывать рога альфа-самцу
  • Пикантные танцы запретной фруктовинки // Как (раз)вернуть мужа слева направо?
  • Мужчина в терапии или Альфа-самец -сегодня.
  • Минусы альфа-самца
  • Альфа-самка – анти-стерва
  • Проблемы альфа-женщины в отношениях
  • Альфа-самец. Случай из практики.
  • Стоит ли бороться за внимание Альфа - самца?
  • Жизнь физическая - закон Альфа-Омега
  • Почему мужчины (не) хотят быть альфа-самцами
  • Альфа-тренинг, бессонница и техническое чтение мыслей
  • Заботливая альфа в первую очередь заботится о себе.
  • Иерархия в семье: альфа-отец и сын-омега
  • Почему все женщины хотят альфа-самца?
  • Альфа-позиция: энергетическая дыра или источник?
  • Лики нарциссизма (часть2): зависимый и альфа-нарцисс
  • Музыка - и великая и ужасная. Ч.1. Звук, ритм, музыка и их воздействие на человека
  • Альфа-самец – великий и ужасный, или Почему лучше держаться подальше от богатых мужиков
  • Как вернуть себя в рабочий ритм после праздника
  • Искаженная реальность: местечковые альфа-самцы и "богини"
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Средняя линия человека. Вопросы и ответы
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?
  • "Поймай ритм-2. Ступни" (развивающая игра для взрослых и детей. 1 уровень)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь