Сказка "Буратино" глазами семейного терпевта

 Сказка Буратино глазами семейного терпевта

«Но едва окончил выстругивать последний пальчик,

Буратино начал колотить кулачками Карло по лысине,

щипаться и щекотаться. 

 – Послушай, – сказал Карло строго, – 

ведь я еще не кончил тебя мастерить,

а ты уже принялся баловаться...

Что же дальше-то будет... А?..»

Вот так и с детьми: мы ждем рождения ребенка, строим планы и, конечно, мечтаем о разумном, послушном и спокойном малыше. Однако в жизни часто бывает совсем иначе – родителям приходится сталкиваться с разного рода воспитательными сложностями, а зачастую - и «плохим поведением» ребенка, по отношению к которому срочно нужно применять действенные меры.

Однако почему это «плохое поведение» такое разное: один ребенок ленится, другой - упрямится, третий - дерется, а бывает и хуже - неожиданно в благополучной, вроде бы, семье он может обнаружить склонность употреблению наркотиков, воровству, поджогам или к побегам из дома.

 

А есть ли какие-то плюсы "плохого поведения" ребенка для папы и мамы?

Какую функцию это поведение выполняет?

Чему служит, какой цели помогает достичь?

Кому адресовано?

На что похоже (какую метафору обслуживает)?

Каков его символический смысл?

И, наконец, что нужно делать, чтобы наш ребенок был благополучен?

 

Давайте для поиска ответов на эти вопросы обратимся к сказке «Буратино» и рассмотрим ее  с позиции системного семейного терапевта.

Ребенок еще не родился, а воспитание уже началось?!

Известно, что у каждого из нас есть родители; а кто выполняет эти роли для Буратино? Джузеппе Сизый Нос совершенно случайно обнаруживает говорящее полено, а Карло тщательно выстругивает куклу (метафорически - конструирует, «вынашивает» ребенка), заботится о пище и одежде для него.

Младенец не слишком хорошо ориентируется в вопросах пола: сначала для выживания ему нужна заботящаяся мать, чуть позже становится значимой фигура отца. В соответствии с выполняемыми функциями такой «условной матерью» для Буратино является Карло, а роль «условного отца» принадлежит Джузеппе.

Тогда весьма любопытно поведение этого «условного отца» в перинатальный период: едва он понимает, что полено необычное, говорящее, он стремится как можно скорее от него избавиться (вероятно, полагая, что хлопот с ним не оберешься): 

– Чего проще, – сказал весело Джузеппе

и подумал про себя: "Отделаюсь-ка я

сейчас от этого проклятого полена"

Итак, первое: ребенок является нежеланным для одного из «родителей»;

его появление - случайность или неожиданность;

Интересно, что провокация Буратино, подогревающая ссору между «условными родителями», возникает, собственно, в ттот же «перинатальный» период». 

– Прости, дружище, это не я тебя стукнул.

 – Значит, я сам себя стукнул по голове?

 – Нет, дружище, – должно быть, само полено тебя стукнуло.

 – Врешь, ты стукнул...

 – Нет, не я...

 Обострение конфликта - это именно то, чему способствует ребенок, когда один из родителей не согласен с другим, не готов договариваться, занимает жесткую, непримиримую позицию, т.е. действует вопреки другому родителю. Таким образом, несогласованность родительских ролей – почва для манипуляций ребенка.

С другой стороны, эта сцена заканчивается скандалом и упреками, частыми в реальных семьях зависимых от алкоголя людей – и заканчивается дракой:

– Я знал, что ты пьяница, Сизый Нос, –

сказал Карло, – а ты еще и лгун.

Оба старика надулись и начали

наскакивать друг на друга.

 Карло схватил Джузеппе за сизый нос.

 Джузеппе схватил Карло за седые волосы,

росшие около ушей.

 После этого они начали здорово тузить

 друг друга под микитки.

Пронзительный голосок на верстаке

в это время пищал и подначивал:

 – Вали, вали хорошенько!

Это напоминает реальную семью с пьющим отцом (Джузеппе) - и зависимой матерью (Карло).

Когда родители заняты ссорами, и ребенок предоставлен сам себе, то формальное место родителя в семье вакантно – соблазн для Буратино это свободное место занять, что он и делает, когда (как взрослый) лихо продает азбуку и вместо школы бежит в театр. В неполных семьях часто дети наделены довольно большой властью – часто они должны выполнять часть функций взрослого, а, значит, могут вести себя как взрослые.

Значит, зависимость одного из родителей и со-зависимость другого формирует такое поведение ребенка, когда он наделен властью взрослого, а взрослую ответственность нести еще не готов;

 « Я маму с папой подружу!»

 А что в это время происходит с семейной структурой? Очень показательна и, как мне кажется, достоверна в плане прояснения семейной структуры интерпретация сказки А. Толстого режиссером В. Поночевным (фильм «Приключения Буратино»): когда Буратино пропадает из дому, то Карло и Джузеппе ВМЕСТЕ идут его искать, потом ВМЕСТЕ спасают его от полицейских и Карабаса, т.е. в критические моменты случившегося горя проверяется дружба, укрепляется (или распадается) семья.

В такие моменты неполная «семья» в восприятии ребенка достраивается до структуры полной. Тогда, чтобы сохранить полную семью, Буратино должен вести себя плохо, например, быть непослушным или убегать. Он один раз попробовал – получилось; значит, это будет неосознанно оцениваться Буратино как хороший способ скрепить «семью».

Тогда получается, что благодаря негативному поведению ребенка «родители» объединяются для преодоления трудностей – и теперь могут восприниматься ребенком как пара; т.е. симптом ребенка служит объединению семьи;

 Семейные мифы или правилу следуй упорно…

Остальные персонажи сказки можно отнести к расширенной семье Буратино. Какие же здесь семейные факторы риска?

Сверчок – наставляющий, предупреждающий, морализаторствующий (своего рода «семейная совесть») – соотносится с обобщенной родительской фигурой. Это могло бы означать некий интроецированный персонаж, «внутреннего родителя»; или более старшего члена семьи, например, дедушку.

Попытки Сверчка донести смысл до Буратино с помощью запретов, нотаций, предостережений, морали бесплодны:

– Ах, Буратино, Буратино, – проговорил сверчок, –

брось баловство, слушайся Карло,

без дела не убегай из дома

и завтра начни ходить в школу.

– Поччччему? – спросил Буратино.

 – А вот ты увидишь – поччччему,

 – ответил Говорящий Сверчок.

 

Сверчок отказывается объяснить причины своих предостережений, вместо этого унижая и обесценивая Буратино:

– Поччччему? – опять спросил Буратино.

– Потому, что у тебя глупая деревянная голова.

 

Итак, контроль над ребенком осуществляется взрослым требовательно и агрессивно, вне понятных, доброжелательных объяснений на основе жестких, неизменных установок;

Аналогичным воспитательным путем идет Мальвина. Если Сверчок – это мораль, то Мальвина – добродетель. Сверчок и Мальвина в целом олицетворяют такую базовую надстройку семьи как устои и нормы.

Метод, при помощи которого эти установки доносят до маленького респондента - нравоучение и наказание. Возможно, когда-то в семейной, а, возможно, и личной истории Мальвины или Сверчка эти методы послужили выживанию, спасению (кто знает: нельзя исключать трансгенерационных повторений!). Однако многократно и неуместно повторяемые, вне смысла, сейчас эти методы не только не помогают, но нарушают адаптацию.

– Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали?

Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

 Нам уже известно, что Буратино

никогда даже не видел пера и чернильницы.

 Девочка сказала: "Пишите", –

и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и

страшно испугался, когда с носа на бумагу

 упала чернильная клякса.

 Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.

 – Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

 

Если отец, мать или воспитатель излишне требовательны и не очень внимательны к состоянию ребенка (в данном случае – у него страх, испуг), то их личный опыт не может быть интегрирован.

В реальной жизни это соответствует ситуации, когда в ответ на обесценивание, критику или наказание реакцией ребенка становится сначала страх, а потом - избегание. Он перестает задавать родителям вопросы, а ведь ответов на них нет – значит, он будет их искать где-то в другом месте, у других людей, которые покажутся ему более доброжелательными.

Такими «замечательными людьми» в сказке являются как раз Лиса Алиса и Кот Базилио.

Что символизируют эти персонажи?

 С кем поведешься…

Согласитесь, без Лисы Алисы и Кота Базилио сказка утеряла бы все свое очарование. Это яркие, насыщенные энергетикой и древней символикой персонажи. Где, в каких мифах, сказках, историях мы встречаем кота и лису?

В древнем Египте кошка почиталась как богиня; для богини Бастет с телом человека и головою кошки были выстроены храмы; ей поклонялись, приносили жертвы. Юнгианский психоаналитик М.Л. фон Франц отмечает, что образ кота в сказках имеет божественную природу (связан с образом бога Ра) и «обладает качествами Меркурия». Меркурий – покровитель искусства, торговли, а еще – пройдоха и обманщик – именно эта сторона «божественных качеств» так ярко воплощена в Базилио.

Лиса в русских сказках – символ хитрости и искусных манипуляций. Можно предположить, что их поистине бедственное положение в сказке символически отражает тенденцию к обесцениванию религиозных установок и манипулятивной хитрости в обществе. Хотя, как видно из сказки (и как это часто встречается в реальной жизни), по-прежнему лесть и обман находят своего «простака».

– Я тебе сейчас объясню.

В Стране Дураков есть волшебное поле, –

называется Поле Чудес...

На этом поле выкопай ямку, скажи три раза:

"Крекс, фекс, пекс", положи в ямку золотой,

 засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать.

Наутро из ямки вырастет небольшое деревце,

на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты.

Понятно?

Не правда ли знакомая ситуация реальной жизни? Сколько «золотых» зарыли наши соотечественники на «полях чудес» финансовых пирамид?

С другой стороны, очевидна «терапевтическая» роль Кота и Лисы. Для Буратино это способ столкнуться с жизненными трудностями, преодолеть их и – тем самым - повзрослеть.

В структуре семьи и социума подобные абстракции могут соотноситься с ханжеством, устаревшими непригодными для жизни нормами, которые социум пытается навязать своим гражданам. В семейной системе это может быть способ взаимодействия ребенка и родителя, когда родитель вместо живого участия под благовидным предлогом какого-то важного дела стремится отделаться от ребенка. «Ну, иди, порисуй. Ну, иди, почитай. Ну, иди, поиграй! А я пока поговорю по телефону/посмотрю футбол или сериал/, посижу в интернете». Демонстрируется якобы занятость, которая формально соответствует образу «хорошего родителя».

Таким образом, Лиса Алиса и Кот Базилио олицетворяют ханжеские установки, мифы социума, устаревшие неприемлемые общественные и/или семейные нормы, яростное, безудержное нарушение которых часто происходит в подростковом возрасте.

 Рыба не без кости, человек не без злости?

Яркий герой сказки – Карабас-Барабас. Как и все персонажи этой сказки, он жестко поляризован и относится к «плохим». Однако, если его убрать из сказки, исчезнет интрига, сказка станет слишком «пресной» и скучной.

Главным внешним отличием Карабаса-Барабаса является его длинная борода. Историческое отношение к бороде отношение неоднозначное. Джайлз Констебл пишет о том, что наши предки стремились хранить «бороду с величайшей бережностью, ибо она составляет отличительный признак мужчины и мужского могущества".

В мифологии борода обладает волшебными свойствами. Вспомните волшебную силу бороды старика Хоттабыча, описанного Лазарем Лагиным; или такого «владельца» волшебной бороды как пушкинский дядька Черномор, похититель Людмилы.

 

Можно предположить, что Карабас-Барабас олицетворяет собой мощную энергию (в т.ч. сексуальную), власть, агрессию, жизненную силу семьи; но если эта сила исключительно "брутальна", без внимания, желания прислушаться друг к другу, нежности, и пр. – то велик шанс превращения ее в жизненный примитив - получится этакий «карабас» в отношениях членов семьи друг к другу.

Значит, на поведение ребенка влияют также отсутствие сопереживания, агрессия, жестокость.

Таким образом, обобщая, можно сделать следующие выводы:

- ребенок, который принимается лишь одним из родителей – будетдемонстрировать деструктивное поведение, которое позволит изменить, «дополнить» эту семейную структуру; то, что позволит «удержать» родителей вместе (энурез, капризы, агрессия, побеги, болезни и т.д.). Что из опробованного «ассортимента» сработало - то и закрепилось, а через какое-то время стало просто привычным стереотипом поведения;

- ребенок, у которого со-зависимые и со-зависимые родители, будет стремиться казаться  слишком «взросым», «независимым», «отвязным»; его охотно будут принимать в компанию более старшие подростки; у него высокая вероятность возникновения алкогольной или наркотической зависимости;

- ребенок, родители которого применяют жесткие установки и не умеют договариваться друг с другом, научат ребенка искусно манипулировать ими;

- ребенок, который, взрослея, попадает в социум, поддерживающий фальшивые социальные мифы - будет бурно протестовать вплоть до асоциальных поступков, отстаивая свою собственную истину;

- ребенок, в семье которого царят лицемерные правила, будет бунтовать против семейных устоев и пытаться создать свою, скорее всего, в корне отличающуюся от родительской семейную структуру.

Как тогда объяснить, что, в соответствии содержанием сказки, мальчишка из весьма «проблемной» семьи не только справляется с жизненными трудностями, достигает многих умений, но и вполне творчески реализует себя, плюс получает материальные блага? Что, собственно, происходит? Как ему это все удалось? Какие «семейные плюсы», если они есть, помогли добиться жизненного благополучия?

Блажен кто предков с чистым сердцем чтит

С другой стороны, в сказке, несомненно, есть персонажи, которые любят Буратино самоотверженно и преданно. И действительно, независимо от поведения Буратино, от его многочисленных провокаций - Карло всегда на его стороне.

 «И на верху косогора появился старый папа Карло.

Рукава у него были засучены, в руке –

сучковатая палка, брови нахмурены...

Он плечом толкнул Карабаса Барабаса, локтем – Дуремара,

дубинкой вытянул по спине лису Алису,

сапогом швырнул в сторону кота Базилио...

 После этого, нагнувшись и глядя с косогора вниз,

где стояли деревянные человечки, сказал радостно:

 – Сын мой, Буратино, плутишка,

ты жив и здоров, – иди же скорее ко мне!»

Безоценочная любовь и доверие родителей выступают факторами формирования не бесшабашного, но смелого и самостоятельного поведения.

Так же сердечно и бескорыстно, с любовью Тортила дарит Буратино Золотой Ключик. А что означает такой персонаж как Тортила (сквозь призму семейного подхода)?

Можно предположить, что это старший семейного рода, имеющий право не только пожурить юного шалопая, но обязательно готовый оказать поддержку и помощь. Это благодатные, устойчивые семейные традиции, переданные Буратино в виде символического ключа и уходящие корнями в далекое прошлое и открывающие горизонты будущего; традиции, благодаря которым мы становимся мудрыми, умелыми, сопереживающими.

 – Безмозглый, доверчивый дурачок

с коротенькими мыслями,

– сказала Тортила, – не горюй,

что лиса и кот украли у тебя золотые монеты.

Я даю тебе этот ключик.

Таким образом, всего три положительных семейных фактора против многих негативных, и при этом - мощный терапевтический эффект! Значит, согласно проведенному анализу, если ребенок любим; если семейная система опирается на благодатные семейные традиции и поддержку старших членов рода; если для воспитания установлено необходимое количество твердых, обеспечивающих безопасность и развитие правил – прочие негативные факторы преодолимы, позволяют ребенку развиваться, быть уверенным, любопытным, получать удовольствие от жизни.

Однако, почему Алексей Толстой остановился именно на этой сказке? Чем можно объяснить его выбор? Может быть, история деревянного мальчишки как-то связана с событиями жизни автора?

Копаем глубже и ширше

Очевидно, что не все лежит на поверхности, и авторская сказка скрывает в себе еще один художественный пласт.

Жанр, в котором написана сказка, литературный критик Мирон Петровский относит к миниппее, подразумевающей сложную структуру произведения с несколькими фабулами и сюжетами, и как минимум – еще с одним уровнем композиции. При этом по определению миниппея носит сатирический характер, а устранение противоречий, достигается за счет введения скрытого образа автора (им обычно является главный герой). О каком скрытом образе автора может идти речь в сказке?

 

Исходным материалом для «Буратино» послужила сказка итальянского писателя и журналиста Карло Лоренцини (псевдоним Коллоди), написанная им в 1881 году и переведенная на русский язык в 1906. Ее название – «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».

В 1934 году Алексей Толстой вернулся из эмиграции и намеревался завершить значительную часть своих произведений. Однако постигший писателя инфаркт миокарда изменил эти планы. Врачи запретили Алексею Толстому работать над серьезными произведениями, а «Буратино», как детская, заведомо «простенькая», «легкомысленная» вещь докторами, видимо, всерьез не воспринималась - и он с удовольствием окунулся в эту работу.

Интересно отметить, что, по мнению публицистки М. Чернышовой, переработка текстов сказок связана для Толстого с поиском выхода из собственных кризисных состояний. Каких кризисных состояний? Чем они были вызваны? Что так болезненно переживал писатель?

Известно, что мать — Александра Леонтьевна Тургенева, к моменту рождения сына, А. Н. Толстого, ушла от мужа, самарского помещика, офицера лейб-гвардии гусарского полка, Николая Александровича Толстого и проживала совместно со своим «гражданским мужем», А. А. Бостромом. Против ее официального замужества выступило возмущенное аморальным поведением женщины общество и церковь, которая наложила на нее «семилетнюю епитимию под надзором приходского священника».

Александра Леонтьевна прервала отношения с отцом, графом Толстым, имевшим репутацию человека со сложным характером, резкого, неуправляемого. Может быть, потому так кратко пишет Алексей Толстой об отце в своей биографии: «Я вырос в степном хуторе верстах в девяноста от Самары. Отец мой – Николай Александрович Толстой – помещик». 

 «По родовой логике это очень просто:

человек занимает такое же место в мире,

которое он занимает в своей семье.

 И, соответственно, нет места в мире тому,

кто по какой-то причине из семьи почти или совсем изгнан».

Д. Соколов

Таким «изгнанным» из семьи оказался отец Алексея Николаевича, граф Николай Александрович Толстой. В попытке вернуть «изгнанного» - и тем самым уравновесить семейную систему - ребенок может совершать необычные, необъяснимые поступки, повторяя судьбу или поведение изгнанного – например, убегать из дому… или в эмиграцию… С другой стороны - вопросы о происхождении, наследстве, истинном отце не могли не тревожить Алексея Толстого.

Однако каждый из нас по-своему обходится с тайнами и виражами семейной истории. В качестве гипотезы можно предположить, что он просто позволил отыграть семейную историю одному из своих литературных героев – такое вот творческое решение: сказкотерапия в действии.

Кроме того,

 «Семейный» анализ рассматривает сказку так,

 как будто она описывает структуру первичной семьи,

из которой происходит автор сказки»

Д. Соколов

У Буратино, как мы помним, был, фактически, один родитель – папа Карло, выполняющий материнские функции – как и в семье самого автора, которого воспитывала мать, без отца, при поддержке отчима.

В итоге возникает ощущение, что на первом плане «Золотой ключик» является потрясающей сказкой для детей; на втором плане - сатирой на общество, и на третьем отыгрыванием личной истории автора…

 Сказка – ложь…

Так говорит сказка… Можно соглашаться с предложенными идеями и выводами, можно делать свои собственные.

Это – дело наших взглядов, убеждений, опыта, веры. Исследование, предпринятое автором этой статьи - «…это лишь попытка передать путем рассуждения вслух некую манеру или угол зрения, своего рода устройство моего глаза относительно видения вещей» (М.К. Мамардашвили).

Однако даже если сказка – ложь, то ее намек цепляет нас, заставляет задуматься и дает пространство для весьма различных  мнений и гипотез.



Просмотров: 608
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Буратино и деньги. Часть 3. Лиса Алиса и кот Базилио
  • Буратино и деньги. Часть 2. Мальвина
  • Как сыграть главную роль в своей жизни или краткий анализ приключений Буратино.
  • Новые приключения Буратино, или гиперактивность
  • Синдром Буратино
  • Как вырастить Буратино
  • Виды движений. «Буратино»
  • Буратино и деньги. Новый взгляд на старую сказку
  • Принцип Буратино - тренинг для подростков
  • Не будьте «Буратино»! Не верьте мошенникам, предлагающим лже-инвестиции
  • Красная Книга Вопросов (Архив клуба Буратино)
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Когда ребенок - "заложник" семейного благополучия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь