Переживание опустевшей жизни

Вам знакома ситуация, когда в трудный жизненный период устремляешь взор в свое прошлое, чтобы найти в нем опору, а видишь только пустоту? Когда кажется, что решал одну и ту же проблему всю жизнь, но так и не решил? Когда возникает ощущение, что все прошло впустую да вхолостую? Я называю это переживанием опустевшей жизни. Не знаю, есть ли такой термин на самом деле, но я называю это так и хочу поделиться с вами представлением о том, откуда это состояние берется и что с ним делать.

Глобально жизнь может казаться пустой в связи с переживанием депрессивных эпизодов, чувства вины, житейских неудач и многого другого. Статьей всех этих проблем не снимешь, но вот что можно – так это разобраться с самим состоянием и наметить шаги к его устранению. В само название я вложил указание на способ это сделать: речь идет о переживании, связанном с переоценкой собственного опыта. Оценка не уничтожает фактов прошлого, но существенно меняет отношение к ним. Поэтому решение – в обнаружении принципов, на которые опирается оценка, и их трансформации.

Приступим.

1. Принцип парадигмы: то, что не соответствует общим представлениям человека о себе в целом, имеет обыкновение забываться. Обобщение – нормальная функция мозга, которая при этом может сыграть злую шутку с памятью. Люди, убежденные в несправедливости мира, забывают о подарках судьбы; уверенные в собственной жертвенности не помнят, как им шли навстречу и т.д. Поэтому если в прошлом вы видите лишь череду повторяющихся ситуаций, просто задумайтесь: действительно ли не было ничего другого? Постарайтесь вспомнить, что конкретно было между повторами, и убедитесь, что было и есть много событий, на которые вы просто не обращаете внимания, потому что они не вписываются в ваши представления.

2. Принцип тоннеля, он же синдром тоннельного мышления. Многочисленные исследования показали, что человек, переживающие острые эмоции (отчаяние, влюбленность, вину, гнев и т.д.) вспоминает только те события, из-за которых испытывал те же эмоции. И естественно от этого жизненный опыт кажется много беднее, чем он есть на самом деле. Выход: в минуты острых переживаний сначала успокойтесь, а потом уже ворошите былое. Способы успокоиться – тема отдельной статьи, поэтому сейчас не будем на них останавливаться.

3. Принцип непринятой боли: затираются события, связанные с чувствами, которые не хочется помнить. С одной стороны, оно и понятно: кому нужна память о стыде от школьных унижений, обида на родителя, не давшего поддержки, или злость на кого-нибудь из бывших? С другой – эти чувства, как уже было сказано, создают тоннель, из-за которого не видно много хорошего, полезного и удивительного, что было связано со школой, родителями и бывшими. Да, эти воспоминания не несут радости и нередко служат поводом для обращения за квалифицированной помощью, но, переработанные и принятые, по-настоящему обогащают не только прошлое, но и настоящее. Неужели оно того не стоит?

4. Принцип соответствия: большому периоду – большое дело. Чем более продолжительный отрезок времени человек пытается оценить, тем более склонен это делать по наличию значимых, выдающихся событий. Получение новой замечательной во всех отношениях работы хорошо для года, но маловато для пятилетки; рождение ребенка может быть достаточным и для пятилетки, но для десятка не так значительно и т.д. Если взглянуть со стороны, станет ясно, что данный принцип – просто попытка самому себе обосновать ценность собственной жизни. Попытка, скажу я вам, не только тщетная, но и ненужная. Тщетная, потому что ни один человек не знает, как, насколько и на кого повлиял. Ненужная, потому что ценность жизни не нуждается в обоснованиях. Если для вас нуждается, значит, вы еще или уже не живете, значит, не чувствуете движения пространства и времени сквозь вас и не умеете получать от него удовольствия. Лучше учитесь.

5. Принцип доминанты: запоминается то, что в определенном жизненном периоде было особенно важным, а остальное как бы затеняется. Этот принцип обретает особую трагичность, когда важное закончилось не очень удачно (с работы уволили, брак распался, дело не выгорело и т.п.) или просто закончилось (дети выросли и стали жить отдельно, увольнение в связи с уходом на пенсию). Тут важны две вещи. Первая: это все-таки было, что важно само по себе. И нужно уметь отпускать подобные события (как это сделать – тоже отдельная тема). Второе: всегда было и наверняка есть что-то еще, не такое значимое, не такое заметное, но тоже по-своему замечательное. И это что-то имеет смысл отыскать.

6. Принцип результативности: то, что привело к ожидаемым результатам, запоминается более или менее хорошо, а вот процессы зачастую из головы вылетают полностью, делая жизнь субъективно более бедной. Для того, чтобы понять, о чем я говорю, пообщайтесь с родителями маленьких детей. Вроде, у всех одно и то же: родился, поднял головку, взял соску, пополз, пошел и т.д. Да и сами родители как будто ничего для этих результатов не делают. А при этом каждый рассказывает что-то свое и по-своему. И согласитесь, они бы многое потеряли, сохранив в памяти только итог. А жизнь, она вообще такая, не только в плане детей.

Используемые бессознательно, эти принципы нередко работают во вред. Однако сами по себе они вовсе не плохи. Поэтому, когда в следующий раз в порыве меланхолии, легкой ностальгии или чего бы там ни было, вы начнете вспоминать былое, помните! Любое обобщение делаете вы сами и в любой момент можете прекратить, остановившись на нужном именно сейчас. Жизненно важный опыт заключен не столько в больших событиях и их результатах, сколько в проживании каждого дня и каждой минуты с их трудностями и радостями. Ваша память переполнена недооцененными и недоосмысленными переживаниями, поэтому время от времени полезно обращаться к ним. И это все уже было, поэтому не хватайтесь за прошлое, не пытайтесь вернуть, отпускайте. И это все еще есть в вашей памяти – делайте выводы, цените, пользуйтесь.



Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Дети, которых не было (Дзеці, якіх не было)
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Просто представь, что его не было в твоей жизни
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • НЕМНОГО ФАКТОВ ОБО МНЕ (чтобы вам было понятно, к кому вы обращаетесь за помощью)
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • У нас столько же времени, сколько было у Леонардо да Винчи.
  • Раньше было лучше. Почему нам так хочется вернуться в прошлое?
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Что мне нужно сделать, чтоб в моей жизни было больше позитива?
  • В жизни, наверное, каждой женщины всегда было двое мужчин
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН).«Хочу, чтобы все было хорошо в сексе»
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Зона психологических открытий. Как сделать так, чтобы было то, чего хочу, и мечта сбылась
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Принцип реальности и принцип удовольствия: что важнее?
  • Счастье как оно есть. Принцип удовольствия.
  • Человек, которого никогда не было
  • Как работать с принятием и прощением отца, если его не было в твоей жизни
  • Прокрастинация. Как начать делать сейчас то, что нужно было вчера?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь