|
Профессиональная ориентация дошкольниковАвтор статьи: Васильева Надежда Юрьевна
Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности. Наверно не каждый взрослый знает о таких новых профессиях как: андеррайтер, хед-хантер, сомелье, матрицор, пастижёр, медиа-байер, вальвеолог, сейлзмен и др.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Есть очень красочное стихотворение Джанни Родари, которое ярко рисует мир профессий для малышей: «Чем пахнут ремесла» У каждого дела запах особый: В булочной пахнет тестом и сдобой. Мимо столярной идёшь мастерской — Стружкою пахнет и свежей доской. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. Куртка шофёра пахнет бензином. Блуза рабочего — маслом машинным. Пахнет кондитер орехом мускатным. Доктор в халате — лекарством приятным. Рыхлой землёю, полем и лугом Пахнет крестьянин, идущий за плугом. Рыбой и морем пахнет рыбак. Только безделье не пахнет никак. Сколько ни душится лодырь богатый, Очень неважно он пахнет, ребята! К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Осознанный выбор профессии ребенок может сделать, начиная с подросткового возраста. В этом возрасте у детей формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, подросток стремится ощутить себя и стать взрослым, тянется к общению со сверстниками; в это время оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее – иными словами, складываются личностные смыслы жизни. На выбор профессии может влиять престижность, внешняя привлекательность и уровень заработной платы. По мере взросления ребенка появляется психологическая готовность к выбору сферы деятельности. Семь факторов, влияющих на выбор профессии старшеклассников: 1. Позиция родителей. 2. Позиция друзей. 3. Позиция учителей. 4. Личные профессиональные планы. 5. Способности. 6. Информированность. 7. Склонности. Что необходимо для осознанного выбора профессии: 1. Составить список подходящих профессий. 2. Составить перечень требований выбираемой профессии. 3. Определить значимость каждого требования. 4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. 5. Подсчитать и проанализировать результаты. 6. Обсудить результаты с родителями, друзьями, учителями. 7. Определить основные практические шаги к успеху. По некоторым исследованиям у старшеклассников самыми популярными оказались профессии из сферы шоу-бизнеса: актёр, артист, певец, продюсер. На следующем месте область информационных технологий: не только мальчики, но и девочки хотят стать программистами. Желают стать специалистами в сфере экономики и финансов; служить в силовых структурах — милиции или даже ФСБ; выбирают профессиональный спорт; хотят, чтобы их будущая работа была связана с индустрией красоты. Мечтают о карьере модельера, дизайнера, журналиста, врача, юриста и инженера. Меньше хотят стать педагогом, пожарным, водителем, ветеринаром, зоологом и работать в сфере рекламы, маркетинга. Единицы хотят открыть собственное дело и хотят стать переводчиками. У девочек встречается: «быть женой олигарха или президента», а у мальчиков «стать президентом». Круг профессиональных предпочтений довольно разнообразный. Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|