|
Эффективность в достижении целейАвтор статьи: Бутова Вера Николаевна
В этой статье краткое описание моего мастер-класса, который я проводила на психологическом фестивале по повышению личной эффективности. Во-первых, необходимо поставить цель правильно, как правильно поставленный диагноз при лечении – это залог успешного выздоровления, так и определение цели, это половина ее достижения. 1. Правила постановки цели. Необходимо различать жалобы и цели. Жалоба – это как я не хочу, цель – как я хочу, чтобы было. Точно отражают суть вышесказанного афоризмы: «Если корабль без парусов, никакой ветер не будет ему попутным», «Нас никому не сбить с пути, нам пофигу куда идти», «Все вещи поворачиваются к нам той стороной, на которую мы нацелены», «Формула счастья: «Я отвечаю за свою судьбу», «Ваше НАДО – это чье-то ХОЧУ». Как ставить реальные цели
То есть – формулироваться утвердительно. Правильная цель не должна содержать частичку «не», а также не должна звучать как «избежать», «избавиться» и т.д. Цель должна находиться в сфере вашей компетенции Невозможно достичь цели, сформулированной как «Я хочу, чтобы муж бросил пить». Это – не в границах ваших возможностей. Вы можете сколько угодно хотеть – однако бросать-то ему. Мы не можем заставить кого-либо что-либо сделать напрямую. Казалось бы, где выход? В ключевом словечке «напрямую». Меняясь сами, мы меняем и мир вокруг нас, меняем и наших близких, мы способны подвигнуть на изменения и тех, от кого их ждем. Изменив свое поведение и реакции, мы можем создавать ситуации, в которых нужный нам человек сможет повести себя по-другому, не так как всегда, то есть не так, как нас не устраивает. Люди, сталкиваясь с нашей неожиданной, нетипичной реакцией, изменяются с гораздо большей вероятностью, нежели в случае нашего «стандартного поведения». Цель должна быть максимально конкретна Мы должны очень хорошо представлять себе, чего же мы хотим, представлять цель так, словно она уже достигнута: в образах, красках, звуках… «Я хочу достичь вершин в карьере» – это неконкретно, расплывчато и, скорее всего, достигнуто не будет. А вот прочувствованное представление образа: «Вот я проснулась в удобной постели (не забываем про цвет, ткань!) в прекрасной огромной квартире, вышла на балкон, посмотрела на чудесный вид за окном (желательно представить и вид), поехала на работу (марка машины, как выглядит офис), поднялась в свой кабинет (максимально подробно визуализируем), занялась своим любимым делом (конкретно: каким?). А теперь хорошо бы предаться воспоминаниям на тему «Как же я всего этого достигла?», разматывая клубочек из будущего к своему нынешнему, настоящему: тогда-то поехала на курсы повышения квалификации (или вообще сменила род деятельности), тогда-то добилась возможности съездить на стажировку за границу, что дало связи и возможность подтянуть язык… Шаг за шагом! Что это дает? Во-первых, сознание успешности усиливает мотивацию. Даже если эта успешность выдумана (пока!), кровь уже побежит быстрей. Во-вторых, такая детальность позволяет человеку понять: этого ли я на самом деле хочу, это ли мне действительно нужно? Предположим, вы хотели быть большой начальницей, но с удивлением обнаруживаете, что выглядите (в собственных же глазах) как полная дура на шпильках в этом холодном кожаном кресле в прозрачном офисе. А прокручивая в уме тему «Как я этого достигла» на этапе «поехала на стажировку», ловите себя на мыслях типа: «Зачем только, непонятно? Надо было вообще уходить оттуда – нервы были бы целее, дочку видела бы не полчаса в день… а как мне хотелось на свободный график, какие я умею делать фотографии, каким роскошным фотохудожником я стала бы в режиме фриланса….» Ведь, в сущности то же самое достигается, но другим путем: на самом деле хотелось не столько карьерных высот и гулких кабинетов, сколько самостоятельности, чувства реализованности и собственных денег. Следующий момент: четкая конкретизация и визуализация дает возможность зафиксировать критерии достижения цели, то есть – на основании каких внешних признаков мы поймем, что цель уже достигнута? Это важно, чтобы цель не превратилась в горизонт, и чтобы мы, уже в принципе ее достигнув, не шли бы к ней, как в песенке: «Дерево, а за деревом – дерево, а за деревом – куст… нет-нет-нет, еще дерево, а за деревом – дерево…» и так до бесконечности. Цель должна быть экологичной Неплохо бы заранее выяснить для себя, не противоречит ли достижение цели нашим убеждениям или объективной реальности? Сможем ли мы вписать достигнутый результат в нашу жизнь или же, подгоняя под данную цель, нам придется кардинально переменить весь уклад нашей жизни? Кроме того, нам необходимо понять, не конфликтуют ли разные наши цели между собой, не создадут ли они нам с трудом разрешимых противоречий? Не нарушает ли достижение цели какие-то наши уже существующие отношения, ценности? Пример: если женщина одновременно ставит себе цель, скажем, в этом году родить второго ребенка и получить второе высшее образование – эти цели будут изрядно конфликтовать друг с другом, особенно в случае, когда помощников у нее нет. Если у человека близорукость высокой степени, но он упорно ставит себе цель научиться водить машину, он тоже не может быть уверен в экологичности этой своей цели, в том, что она достижима в условиях объективной реальности и не вступит в конфликт с такими понятиями, как «безопасность» и «здравый смысл».Проверка на экологичность позволяет увидеть все плюсы и минусы достижения выбранной цели (а они есть всегда: ведь любая цель – это изменение существующей системы, а значит, имеет как положительные, так и отрицательные стороны) и понять, чего же больше. Увидев заранее отрицательные моменты, мы можем, во-первых, принять меры к тому, чтобы их минимизировать (соломки подстелить), а во-вторых – даже пересмотреть саму цель и необходимость ее достижения. Ну, и последнее: чрезвычайно важна мотивация достижения цели. Мотивация отвечает на вопросы «почему» и «для чего» предпринимает человек в своей жизни определенные действия, в которых, собственно, нет жизненной необходимости (вот утолять жажду – жизненно необходимо, и никто не мучает себя понапрасну вопросом «зачем мне это надо»). Чем сильнее мотивация, тем больше шансов, что цель будет достигнута. 2. Определяем, ваша ли это цель. Есть несколько психологических упражнений, которые могут помочь определить, ваша ли это цель, либо чужое желание, навязанное общественными стереотипами, родственниками, и т.д. Ведь достигнув чужой цели, человек не испытывает удовлетворения, а лишь разочарование, потратив при этом массу времени и сил.
Светофор (источник света) . Чтобы получить ответ на вопрос, можно обратиться за помощью к своему подсознанию. Оставшись наедине, задать вопрос, предполагающий закрытый ответ, в течение 30 секунд смотреть на источник света, думая о своей цели, закрыть глаза. И, как в светофоре, если увидите красный цвет – однозначно ответ «нет», зеленый или синий – «да», желтый – ваше подсознание не готово дать ответ, у вас недостаточно нужной информации, необходимо поработать в этом направлении. 5 знаков. Задумываете вопрос, на который хотите получить ответ и просто идете гулять, по дороге обращая внимание на «знаки», это могут быть любые события, вещи, звуки и т.д., выбрав пять знаков во время прогулки, интерпретируете, как это отвечает на ваш вопрос. Выбор с картами БДО (3 карты). Психотерапевтические карты «Быть. Действовать. Обладать» можно использовать для работы с выбором, когда необходимо определиться, какой вариант действий для вас наиболее успешен в данное время. Выбираете три карты, на каждую задумываете вариант поведения, поступка, выбора; кладете на пол картинкой вниз. Поочередно становитесь на каждую из карт, закрыв глаза и сосредоточившись на ощущениях в теле. Там, где будет наиболее комфортно физически, это и есть оптимальный вариант. Выбор с игральными картами. Это тоже работа с выбором наилушего варианта. Иногда разум диктует одно, эмоции – другое, чтобы определиться с такой амбивалентностью, берете три обычные игральные карты, кладете рубашкой вверх, и пытаетесь угадать, какого цвета масть у каждой карты. Затем переворачиваете, если угадали все, или хотя бы две, можно делать то, что вы хотите, потому что вы находитесь в гармонии с собой, и вашим желаниям можно доверять. Если не угадали ни одной, или только одну – не делайте то, что хотите, вы сейчас находитесь в состоянии аутоагрессии, и ваши желания разрушительны для вас.
Можно в открытую или в закрытую. (например: расстаться с человеком или нет) -Выбрать карты со словами и с картинками: Я - которая рассталась и Я- которая осталась -рассмотрите карты и опишите, что вы чувствуете, глядя на каждую из них в отдельности и записать эти чувства На первую карту а вторую карту на третью карту -куда вам сейчас хочется смотреть на какую из этих 3-х карт -из оставшихся карт выберите опять 2 карты ( 1 со словами и 1 с картинкой), которые бы выражали символично принципиально новый выбор и положите между теми двумя. -что это за выбор? Какие чувства при этом? Сейчас когда 3 картинки (выбора) куда вам хочется смотреть? -выберите еще карты (1 с картинкой и 1 со словом), которые символизировали принципиально бы новый выбор, который совмещал бы и первую и вторую карту ( уйти или остаться Я- которая рассталась и Я- которая осталась ) т.е. ЭТО РЕШЕНИЕ -из этих четырех картин, куда бы сейчас хотели бы пойти. В какое из четырех направлений? Мы показываем человеку, что решений может быть несколько, что у него есть из чего выбирать. (если человек боится своего выбора , то можно сказать, что вы сделали сейчас выбор на 2 недели, вы поживете так с этим выбором, а потом если захотите можете передумать.)
Люди с мотивацией «движение К» хорошо представляют себе, чего хотят достичь, и с трудом – что им может помешать. У мотивирующихся «движением От» проблема обратная – они прекрасно представляют себе проблемы, которые могут возникнуть, но то, чего они достигнут, им дается с большим трудом. Когда возникает необходимость что-то выбрать, вам надо ответить на 4 вопроса: ● Что будет, если это произойдет? ● Что будет, если это не произойдет? ● Чего не будет, если это произойдет? ● Чего не будет, если это не произойдет?
Выберите тему, с которой хотели бы разобраться. Вытащите вслепую 5 карт.
Перестаньте искать что-то во вне, начинайте действовать прямо сейчас, у вас уже есть ресурсы для успеха. Уровень успеха, доходов прямо пропорционален зоне комфорта. Невозможно стать успешным, находясь в зоне комфорта. Необходимо постоянно ее расширять, инвестировать в себя. Действуйте так, как будто вы уже обладаете необходимыми навыками. 3. Качества, необходимые для достижения цели. Высокая самооценка и уверенность в себе. Отсутствие любви к себе, инвестирования в себя не дает достичь цели. Десять главных заповедей неудачника 1. Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких). 2. Если на тебя неожиданно свалился успех, сделай все, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится. 3. Будь во всем последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от своих принципов. 4. Выбери одно из двух— или придерживайся чужих советов, или действуй напролом, как придется. Самое главное — не обращай внимания на то, что в действительности происходит. 5. Изо всех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций. 6. Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей. Холь и лелей каждую, ни об одной не забывай. Относись к каждой из них, как к своему личному достоянию. 7. Побольше занимайся самооправданиями. Помни, поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину, — одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавай вопрос «Кто виноват?» и никогда «Что делать?». 8. Относись ко всему как можно серьезнее. Не позволяй себе легкомысленного взгляда на вещи. 9. Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю вашу дальнейшую жизнь. 10. Избегай любви к себе! Следующие навыки и способности свойственны людям с оптимальным уровнем самоодобрения. Прочитайте их внимательно и оцените, насколько хорошо владеете самоодобрением вы сами. 1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно. 2. Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других. 3. Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне. 4. Умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности. 5. Умение ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для других,как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением. 6. Относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других. 7. Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности. 8. Умение оказывать сопротивление. 9. Способность понимать свои и чужие чувства, умение подавлять свои порывы. 10. Способность находить удовольствие в самой разнообразной Стельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых. 11. Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых социальных норм. 12. Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки». Для повышения самоодобрения можно использовать следующие упражнения:
Данная техника позволяет создать очень мощный интегрированный ресурс, который вы можете использовать как для проработки проблемных ситуаций, так и для «оперативной помощи». 1. Качества. Составьте список качеств (умений), которые вы хотели бы в себе улучшить: ● спокойствие; ● сосредоточение; ● уверенность в себе; ● простодушие ● и т. д. – всего 7—10 штук. 2. «Носитель». Проставьте напротив каждого качества имя человека, животное, природное явление, у которых это качество развито лучше всего, можно сказать, что это «олицетворение» этого качества: ● спокойствие – ель; ● сосредоточение – лазер; ● уверенность в себе – лев; ● простодушие – собака ● и т. д. 3. Новые качества. Напишите на листике бумажки каждое из качеств (умений) и нарисуйте по мере возможностей его «олицетворение». 4. Круг Мастерства. Создайте Круг Мастерства – область, где сосредоточены все ваши ресурсы: умение, состояние, знание и проч. Положите туда все, что вы уже имеете. Зайдите и прочувствуйте его. 5. Вживание в носителя. Разложите бумажки с качествами по часовой стрелке на равном расстоянии друг от друга вокруг Круга Мастерства. Становясь на бумажку, старайтесь стать этим «олицетворением», максимально вжиться в него. Выбирайте момент, когда нужное качество проявляется максимально сильно (то есть, например, лев максимально уверен в себе). 6. Интеграция. После того как вы прошли по всем бумажкам и максимально вжились в каждый образ, переместите бумажки с рисунками внутрь Круга Мастерства. После чего войдите внутрь его и прочувствуйте его изнутри. Что там изменилось? Для расширения мышления, поиска возможностей можно порекомендовать клиентам прочесть книги Милютиной «Технологии успеха», А. Козлова «Как повысить самооценку», А.М. Прихожан «Психология неудачника». 4. Способы достижения цели. На вашем пути могут пригодиться следующие рекомендации:
4 ступени достижения цели: 1. НАДО заменить на ХОЧУ, НЕ МОГУ- НЕ ХОЧУ. 2. Просьба-заявление. 3. Одобряй сам и не жди одобрения от других. 4. Быть в позитиве, будто ты уже получил результат. «Позиция Ангела» - сильный, добрый, снисходительный, все принимающий, одобряющий. Достигнуть поставленной цели помогут следующие упражнения:
3.Делегирование полномочий Вселенной. Эту технику можно выполнять утром, записываем свои планы на день или неделю. То, что приятно и хотелось бы сделать самой, заносим в одну колонку, остальное в другую. Деолегируем содержимое второй колонки Вселенной: «Я сегодня хочу… Я хочу, чтобы это сделала за меня Вселенная, и душа моя была бы довольна». 4.Избавление от страха удачи и неудачи. Часто достигнуть цели мешает страх, представляем самый оптимальный, идеальный вариант развития событий, произносим фразу: «Я принимаю, что…(описываем идеальный вариант). Все, что приходит, все от Бога», представляем самый ужасный вариант, также произносим фразы принятия. Готовность принять снимает как страх неудачи, так и страх перед успехом, направляя энергию не на борьбу со страхами, а на достижение цели. 5.150 желаний. Записываем все свои желания, начиная с обыденных, самых простых (выпить кофе), важных (дом, работа), заканчивая нереальными (купить остров). Ежедневно вычеркиваем сбывшиеся, дописываем новые. Обычных желаний и нереальных должна быть примерно треть от общего колличества, обычные нужны для того, чтобы наше подсознание знало - желания из списка обязательно выполняются, на очереди следующие. Нереальные желания нужны для снижения ценности важных целей, придания им большей реалистичности – ведь что такое покупка дома по сравнению с покупкой острова! 6.Колесо жизни (все должно быть гармонично, если где-то перекос, вся энергия утекает в одну сферу, то остальные рушатся.) распределить в процентном соотношении сколько энергии тратится на разные сферы жизни, подать, что можно делать для равномерного распределения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|