Как формируется самооценка и на что она влияет в жизни?

Как формируется самооценка и на что она влияет в жизни

Как формируется самооценка? И на что влияет в нашей жизни?

      Как я думаю порой о самой (ом) себе? Возьмите сами листок бумаги и продолжите фразу «Я…»:

- я не достаточно умная(ен),

- я наивная дура,

- я полный идиот,

- у меня ничего не получится,

- все что не скажу глупо, лучше молчать,

- или скажу, спрошу не в тему,

- я мешаю, лучше лишний раз не проявляться,

- не такая(ой),  как все

- лучше лишний раз не высовываться

Обидно становится, если кто-то делает замечания,

       Не так посмотрел(а), кажется, что думает о тебе плохо…

       Лучше не спрашивать лишний раз. Страшно совершить ошибку. Страшно и стыдно при других проявить злость, ведь хороший человек не злиться.

    Так порой мы думаем о себе, так чувствуем. И эти мысли о себе формируется у нас еще очень рано до 7-летнего возраста. В детстве, когда мы были детьми, у ребенка не развито критическое мышление к словам взрослого и он воспринимает слова взрослого, как истинно верными. Такой я и чтобы завоевать любовь взрослого, признание в любви и одобрении ребенок стремится соответствовать представлениям взрослого таким, каким он хочет его видеть.

       А часть личности, которая не одобряется взрослым, которым мама или папа, или воспитатель не хочет видеть ребенка психика пытается вытеснить, или не проявлять. Например, быть злым, плохо. Кричать плохо. Мальчики не плачут. Страшно при ком-то вообще показать свои слезы и слабость.

       А порой взрослые толком не объясняют ребенку, что значит быть «хорошей девочкой» или «Хорошим мальчиком» и тогда ребенок не может понять, что плохого он сделал.

     По Карлу Роджерсу –  каждый ребенок обладает самостью – оргазмическое чувство самого себя, на уровне ощущения, каждый младенец ощущает себя наиболее полно. Чувствует комфорт, дискомфорт, что приходит от внешнего мира, руководствуется этим чувством.  И то как взрослые реагируют на поведение ребенка из этого формируется его идеальное представление о самом себе. Чем больше ребенок проявляет себя в соответствие со своей самостью, тем больше он конгруентен, т.е. его внутренние переживания соответствуют внешним событиям. И чем больше человек проявляет себя во внешнем мире и конгруентен, тем больше проявляется его самость, истинное Я и творческое Я и больше его внутренняя сила.  Такие люди больше притягивают к себе других людей, у них сформировано чувство самоуважения и чувство достоинства, что помогает найти в жизни хорошие отношения, работу, себя и свое место в мире, отказываться от того, что мешает развитию, уходить от людей, которые препятствуют его развитию.

    Такие люди идут по пути своей самоактуализации, проявляют максимально свои стороны Я.

     Но в большинстве случаев, особенно в нашем обществе, окружающий мир, родители, общественные правила, транслируют ребенку каков он и каким ему следует быть. И ребенок начинает взаимодействовать исходя из этих представлений, а не исходя из своих ощущений и чувства самости. Ребенка принимают и любят  только при определенных условиях:

- когда не кричит,

- не балуется,

- ведет себя тихо и никому не мешает,

- не бьет кого-то.. и т.д.

    Так формируется искаженная самооценка о себе. Которая вызывает чувства стыда и вины. Я плохой, когда я бываю таким Тогда ребенок начинает ориентироваться не на собственное чувство, а дети становятся очень чувствительны к состоянию взрослого и понимают их лучше, чем самих себя.

     Формируется «Ложное Я» - навязанное извне.

   И некоторые дети начинают этому противостоять, особенно когда много условий, которые не дают проявлению темперамента ребенка, его самости. Либо покорно смиряются с этим.

     Часто в детском саду, в группе 3-х лет "Младшей" я слышала от воспитателей такие фразы "или я его переломлю или по-другому быть не может".  Начинается порой большая борьба между ребенком и воспитателем – особенно с тем ребенком,  у которого сила внутреннего настоящего «Я» сильна.

        На поддержание ложного «Я» , которое ребенку приходится поддерживать, чтобы завоевать одобрение взрослого тратится много сил.  И уже будучи взрослым человек проявляет себя исходя из того, каким он должен быть. И может становится неадекватным.  Он не воспринимает порой , что становится раздраженным , злым – это не я злюсь, я не сержусь, вам так кажется…т.к. в его представлениях «идеального Я» он не может злиться. Зато оставаясь один, когда его никто не видит, его злость может быть очень сильна, и обрушиваться, и не проявляться в нужное время и в нужный момент. И тогда когда прошло время, обрушивать накопившуюся злость на близкого человека. Или не находить время, и места, и понимания на что и на кого она направлена. Я очень добрый – но почему-то тебя мне хочется убить. И много сил тратится, чтобы поддерживать свое «идеальное Я». И без посторонней помощи, когда мы сталкиваемся с этим уже во взрослом состоянии не возможно выйти.

        Почему?

     Т.к. необходим человек в данном случае психолог или терапевт, который сможет обратиться на основе принятия, эмпатии, доверия, своей конгруэнтности к тому настоящему «Я», которое скрыто от самого человека. Благодаря которому он получит «Разрешение» на его проявление, обрести снова чувство самости, принятия испытываемых чувств, право быть и чувствовать, то, что он действительно чувствует. Вернуть его  к своему настоящему «Я». Сформировать адекватную самооценку, когда я вижу свои настоящие достоинства и недостатки и могу отделить свое представление о себе от представления о себе другого человека, не теряя чувство собственного достоинства при критических замечаниях, оценки нас других.

Поэтому поводу расскажу Вам притчу:

Притча:

Однажды к Мастеру пришёл молодой человек и сказал:

- Я пришёл к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и никчёмным, что мне не хочется жить. Все вокруг твердят, что я неудачник, растяпа и идиот. Прошу тебя, Мастер, помоги мне!

Мастер, мельком взглянув на юношу, торопливо ответил:

- Извини, но я сейчас очень занят и никак не могу тебе помочь. Мне нужно срочно уладить одно очень важное дело, — и, немного подумав, добавил: — Но если ты согласишься помочь мне в моём деле, то я с удовольствием помогу тебе в твоём.

- С… с удовольствием, Мастер, — пробормотал тот, с горечью отметив, что его в очередной раз отодвигают на второй план.

- Хорошо, — сказал Мастер и снял со своего левого мизинца небольшое кольцо с красивым камнем. — Возьми коня и скачи на рыночную площадь! Мне нужно срочно продать это кольцо, чтобы отдать долг. Постарайся взять за него побольше и ни в коем случае не соглашайся на цену ниже золотой монеты! Скачи же и возвращайся как можно скорее!

Юноша взял кольцо и ускакал. Приехав на рыночную площадь, он стал предлагать кольцо торговцам, и те поначалу с интересом разглядывали его товар. Но стоило им услышать о золотой монете, как они тут же теряли к кольцу всякий интерес. Одни открыто смеялись ему в лицо, другие просто отворачивались, и лишь один пожилой торговец любезно объяснил ему, что золотая монета — это слишком высокая цена за такое кольцо и что за него могут дать разве что медную монету, ну, в крайнем случае, серебряную.

Услышав слова старика, молодой человек очень расстроился, ведь он помнил наказ Мастера ни в коем случае не опускать цену ниже золотой монеты. Обойдя весь рынок и предложив кольцо доброй сотне людей, юноша вновь оседлал коня и вернулся обратно. Сильно удручённый неудачей, он вошёл к Мастеру.

- Мастер, я не смог выполнить твоего поручения, — с грустью сказал он. — В лучшем случае я мог бы выручить за кольцо пару серебряных монет, но ведь ты не велел соглашаться меньше, чем на золотую! А столько это кольцо не стоит.

- Ты только что произнёс очень важные слова, сынок! — отозвался Мастер. — Прежде, чем пытаться продать кольцо, неплохо было бы установить его истинную ценность! Ну а кто может сделать это лучше, чем ювелир? Скачи-ка к ювелиру да спроси у него, сколько он предложит нам за кольцо. Только что бы он тебе ни ответил, не продавай кольцо, а возвращайся ко мне.

Юноша снова вскочил на коня и отправился к ювелиру.

Ювелир долго рассматривал кольцо через лупу, потом взвесил его на маленьких весах и, наконец, обратился к юноше:

- Передай Мастеру, что сейчас я не могу дать ему больше пятидесяти восьми золотых монет. Но если он даст мне время, я куплю кольцо за семьдесят, учитывая срочность сделки.

- Семьдесят монет?! — юноша радостно засмеялся, поблагодарил ювелира и во весь опор помчался назад.

- Садись сюда, — сказал Мастер, выслушав оживлённый рассказ молодого человека.

И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и неповторимое!

И оценить тебя может только истинный эксперт. Так зачем же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?

 



Просмотров: 628
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сила не того притяжения или сказ про то, как муж тайком кольцо снимал...
  • Если Вам приснилось КОЛЬЦО
  • Прежде чем одеть обручальное кольцо
  • Мужчина подарил кольцо - что это значит?
  • Кольцо царя Соломона
  • Люблю носить обручальное кольцо
  • Кольцо всевластия. Манипуляция беспомощностью
  • Зачем девушки хотят замуж или где мое кольцо всевластия (над мужем)?
  • Метод пародоксальной интенции - кольцо Франкла.
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Быстро ешь, кому сказал?! или мой ребенок очень плохо кушает!
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда ребенок очень подвижный
  • Не бойтесь потерять, лучше вспомните себя таким, каким вас полюбили!
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь