|
«Я никогда не думала, что это может случиться со мной»Автор статьи: Иванова Татьяна Николаевна
Эти слова клиентки стали названием одной из психотерапевтических новелл Ирвина Ялома. В этой фразе выражался горький осадок, который остался у Эльвы, после того, как её ограбили. И дело было не просто в растерзанной сумочке и потере трёх сотен долларов, а в том, что рассеялась иллюзия её исключительности и безопасности её мира. Ограбление резко и грубо обернуло её к факту, что мужа нет. Хотя он уже как полтора года умер, Эльва сохраняла подспудное чувство, что существование Альберта, её мужа, сохраняется, и поэтому она оберегаема и защищена. И вдруг после ограбления реальность вновь столкнулась с убеждением, которое уберегало её от каких-то сторон жизни. А если озадачиться тем, чего никогда не может случиться в вашей жизни? Кем вы никогда не будете? Чего никогда не сделаете? Как никогда не поступите? Что вам абсолютно не свойственно и никогда не будет иметь к вам отношение? За ответами на эти вопросы стоят разные, явные или скрытые неосознаваемые предположения, ценности или убеждения
Современный классик экзистенциальной терапии Эрнесто Спинелли называет такие конструкты седиментациями. Седиментации всегда возникают, так как человек определяет, называет, опредмечивает через слово процесс жизни, в котором он находится. Благодаря нашему жизненному опыту мы становимся в чём-то совершенно уверенными: «семья – это самое главное», «я абсолютно не гожусь для этого дела», «я гетеросексуален» и т.д. Но может произойти что-то, и наша «уверенность» сталкивается с жизненными обстоятельствами, ситуациями. В юности я могла уверенно сказать, что никогда не буду убийцей. Но несколько лет назад подвыпивший скутерист, нарушавший правила, оказался под колёсами моей машины. И я несколько секунд, пока он не встал на ноги, реально чувствовала себя человеком, который прервал жизнь другого. Сейчас я не могу сказать о себе того, что говорила в юности. Иногда кажется, что жизнь нас оборачивает к тому, к чему мы нетерпимы. Одна из моих давних клиенток, которая пришла в период развода, была полна сарказма и осуждения: «Мой муж в связи с женщиной старше его на 15 лет!» Через полгода она специально записалась на консультацию, чтобы поделиться фактом – теперь она с мужчиной намного её младше. О той ситуации бывшего мужа – смиренно и с пониманием вместо сарказма и осуждения. Есть большой смысл и правда в детской дразнилке: «Кто обзывается, тот сам так называется». О том же - в ставшем крылатым высказывании Бенедикта Спинозы: «Слова Павла о Петре больше говорят о Павле, чем о Петре». Порой человек не может объединить, удержать свои седиментации и перемены, которые уже не позволяют быть прежней стабильности. «Мой муж не виноват, во всём, что происходит. Это всё его мама», - говорит клиентка о человеке, с которым рассталась. Семьи уже нет, у «мужа» - другая семья. Но для клиентки он – муж, и всё хорошо, если бы не его мама. Клиентка не может принять перемены, живёт сейчас несуществующим прошлым, а это похоже на то, «как удерживать стену, которая рушится или уже полностью разрушилась, надеясь поставить её на место». Изменения в жизни уже произошли, но клиент не хочет принимать их, так как они расходятся с его представлениями, на которых держался его мир, и на которых сейчас держатся его иллюзии, что всё по-прежнему. Когда человек обнаруживает в себе какие-то неприемлемые черты, части, противоречащие седиментациям, он их может диссоциировать, т.е. отделять от себя. Спинелли на своих семинарах приводит пример, когда конторский служащий, который больше всего ценил в себе честность, выполнение правил, порядок, приходил домой и обнаруживал в своих карманах различные вещи из своего офиса. На терапии он утверждал, что ему эти вещи в карманы подсовывают. Или другой пример о человеке, который больше всего ценил в себе, в мире духовное, захотел и стал пастырем. Но во время проповеди вдруг испытывал эротические чувства к прихожанке. На терапии диссоциирует эти переживания, говоря, что это бесовские мысли и желания, а не его собственные. Отторжение, диссоциация этих переживаний помогает ему удерживать седиментацию «я духовный». Задача экзистенциального терапевта вовсе не в стремлении навязать изменение, а скорее в попытке прояснить мир клиента. Рассмотреть вместе с клиентом мир его взаимоотношений так, чтобы «явные, скрытые и застывшие или седиментированные предположения, ценности и убеждения могли быть заново исследованы и пересмотрены». «Я же не дура, чтобы так себя вести, чтобы делать это», - говорит клиентка. «А, если вы дура, то какая вы? Как это быть дурой? Как бы вы себя вели, если бы позволили себе быть дурой?» И в «дуре, в дурацкой позиции» вдруг оказывается свобода, спонтанность и естественность, в которой так нуждается клиентка. Но от этого же много риска, страха неудовольствия и собой, и от других. Недавно одна из моих коллег вспомнила о нашем общем участии в семинаре 20 лет назад, где одним из заданий было изобразить, проиграть того, кем ты никогда не будешь. Она напомнила, кого играла я, кем тогда в сценке была она, какие роли были у других наших коллег. Даже странно, что через 20 лет осуществились, проявились отрицаемые нами в себе реалии. И. кстати, вполне органично и естественно мы себя при этом чувствуем.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|