Психоаналитическое прочтение Вильгельма Райха «Психология масс и фашизм»

Автор статьи: 404

Психоаналитическое прочтение Вильгельма Райха Психология масс и фашизм

Психоаналитическое прочтение Вильгельма Райха

Вильгельм Райх «Психология масс и фашизм»

 

По началу работа Вильгельма Райха может показаться социально-экономическим, или политико-экономическим трудом и только потом автор предлагает и раскрывает психоаналитическую гипотезу и основу драматических и трагических сюжетов Германии 30-40 годов ХХ-века. Вильгельм Райх в своем исследовании рассматривает факторы и механизмы становления авторитарно-тоталитарного общества, общества во главе с национальным лидером, который обладает неограниченной властью и становится вождем. Автор это делает путем сравнения, главным образом, двух идеологий – это идея национал-социализма и революционно-коммунистическая идея. По мнению Райха идеология национал-социализма была направлена на иррациональное в психике человека, и в своей политической борьбе фашистские лидеры апеллировали к чувствам, эмоциям, традициям, мифам, мечтам, страхам, манипулировали сознанием людей, лишая их эмоционального равновесия, так необходимого для критического и адекватного восприятия окружающей действительности. По-видимому, после унизительного Версальского договора и в тяжелой социально-экономической и политической ситуации в образованном и культурном немецком обществе аккумулировалось огромное агрессивное напряжение , ожидание и неудовлетворенность, и нации нужны были победы, очевидные и быстрые пути достижения этих побед, нужны были внешние виновники, враги, чтобы массовая психика путем проекции разрешилась от бремени агрессии, чтобы спастись от крайне болезненного осознания собственной вины в создавшемся положении, чтобы избежать нарциссической травмы и нарциссического разрушения . В таких ситуациях внутренний голос критики, здравого смысла, голос сознательной и здоровой части Эго заглушается и приход фигуры Сверх-Отца, который укажет быстрый способ обрести былое самоуважение, достоинство, вернет социальную справедливость и накажет врагов, становится очень вероятным и харизматическая, популистская, аморальная фигура легко и быстро находит путь к сердцам и душам своих соотечественников. Мастерски манипулируя этими внутренними позывами, национал-социалисты быстро завоевали популярность среди определенных социальных слоев и демократическим путем пришли к власти. Если мы обратимся к работе Зигмунда Фрейда «Психология масс и анализ Я», то получим психоаналитическое объяснение массовой, истерической и иррациональной поддержки фашистских идей и главного проводника этих идей Фюрера. Это, конечно же, концепция либидо масс, которое направлено на вождя и объединяющее нацию по горизонтали либидо между людьми, именно эта бурная либидинальная энергия и вызывает сужение сознания как в массе, так и у индивидов, человек помещает свой Идеал-Я в вождя, идеализирует его и идентифицируется с ним. В отличие же от фашистских лидеров коммунистически ориентированные проповедники, и пропагадисты предпочитали взывать к рациональному в психике человека, они пытались привлечь внимание к социально-экономическим проблемам, к проблемам не справедливого распределения прибавочного продукта, прибавочной стоимости, проблеме общественного характера производства и частного способа распределения, антагонизма в производственных отношениях. Кроме того, фашистские лидеры не чурались прямой лжи и демагогии, и с легкостью каждой социальной группе (крупная буржуазия, мелкая буржуазия, квалифицированные рабочие, служащие, землевладельцы) давали взаимоисключающие обещания, но общественное мнение так же с легкостью игнорировало, можно сказать вытесняло, отрицало или рационализировало эти противоречия и слышала только то, что доставляло им удовольствие.

В дальнейшем после прихода к власти идеология национал-социализма была направлена на формирование характерологической структуры человека, которая позволяла бы выстраивать власти авторитарно-тоталитарное общество, это такие личностные качества, как покорность, страх пред свободой, патернализм, единомыслие, коллективизм, религиозность, мистицизм, социальная беспомощность, аскетизм, идеологический фанатизм, националистическая одержимость.

Главным звеном во взращивании и в культивировании таких авторитарно- тоталитарных ценностей и взглядов отводилось такому общественному институт как семья, а именно семья с авторитарно-патриархальным укладом.

В авторитарно-патриархальный уклад Вильгельм Райх включает, конечно же, жесткое подчинение отцовской фигуре, порицание самостоятельности, активности, националистическое воспитание, примитивизация роли материнской фигуры до репродуктивной функции и семейного ухода и самое главное, аскетическая мораль, морализм целью которой является – сексуальное подавление, торможение сексуального развития, сексуального становления и разрядки. В результате искаженного сексуального становления, развития и функционирования детей, подростков, юношей, молодежи (это табуирование матурбации, запреты на проявление сексуальности, на сексуальное поведение, на сексуальное информирование, на сексуальные связи вне брака и сексуально-религиозное запугивание и в целом страх перед наслаждением) приводило   к раздражительности, нервозности, физическому недомоганию, внушаемости, к тотальному или частичному торможению психического развития. Прежде всего такая асексуальная пропаганда отражалась на функции восприятия разных модальностей, а следовательно вела и к заторможенному мышлению (мы можем вспомнить работу Зигмунда Фрейда «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве», где он выделяет три типа мышления ребенка – заторможенное, невротическое и сублимированное , Мелани Кляйн также выделяет в своей концепции зависимость познавательной и мыслительной функции от прохождения ребенком периода инфантильной сексуальности ). Вильгельм Райх особенно фокусируется на мистицизме, магическом сознании, которое формируется в результате сексуальной депривации. Из психологии известно, что любого вида психологические депривации (пищевая, звуковая, световая, кислородная депривации, депривация сна) ведет к измененному сознанию, в котором человек становится легко внушаем, подвержен суггестии, и естественно легко и охотно его мышление становится мистическим и такой человек, да еще в обществе себе подобных также легко невротизируется, истеризируется ,ведется и управляется и живет разного рода паранойяльными , шизофреническими и маниакальными идеями , мифами и концепциями, так, например, манипулируют сознанием разного рода секты. Сексуальная же депривация, запреты, ограничения, запугивания ведет не к краткосрочным явлениям измененного сознания, как в ситуации с физиологическими депривациями, а может приводить к очень серьезным психоневротическим, актуально-невротическим, психотическим и перверсивным явлениям, и как уже было сказано выше в целом к функциональной задержке психического развития. Следовательно, сексуальное подавление – это долгосрочная прививка от знания, от рациональности, от самостоятельности и от свободы и прививание мистицизма, инертности, аполитичности, внушаемости, и как говорит Вильгельм Райх : «сексуальное подавление – механизм подавления масс» или еще «подавление сексуальности – основной механизм контроля личности». Как пишет Райх такая искаженная сексуальная жизнь ведет к огрубению эротичности и в результате человек наполняется агрессией, жестокостью, черствостью, нетерпимостью и формируются садистические , гомосексуальные и перверсивные наклонности. Все это является хорошим строительным материалом для тоталитаризма, вождизма, культа личности и приветствуется действующей властью.

Райх пишет, что в формовке такой аполитичной, внушаемой, агрессивной, эмоционально неуравновешенной личности в Германии 30-40 годов принимают активное участие институты церкви и школы, поскольку для семьи справится с такой фундаментальной задачей может оказаться не под силу, да и за самой семьей должен кто-то приглядывать, чтобы токсины и споры либерализма, человеколюбия, любознательности, тяги к наслаждениям туда не проникли и не дали опасных для государственного аппарата подавления всходов.

В своей работе Мишель Фуко «Воля к истине» (глава «Гипотеза подавления») показывает, как человечество так или иначе через власть и ее институты (церковь, школы, армия) пытается поставить сексуальность под свой контроль – посадить в клетку или надеть намордник, выдрессировать или рекрутировать к себе в услужение, но всякий раз сексуальность незаметно для своих дрессировщиков в том или ином виде высвобождается и смеется, скалится над укротителями и одерживает над ними верх.

Вильгельм Райх в своем труде уделил значительное внимание личности фюрера, его воззрениям, его страхам, его идеалам и этике по которым можно выдвигать некоторые психоаналитические предположения о психической реальности в которой он жил и через которую видел и воспринимал окружающий его мир. Прежде всего можно выделить идею расовой чистоты, одержимость чистототой арийской крови, его страх инфицирования сифилисом. Возможно выдвинуть гипотезу, что кровь символизирует жизнь, а жизнь дается и поддерживается матерью и таким образом можно интерпретировать как инцестуозное вытесненное влечение к матери и ревность к матери и кострационную тревогу перед отцовской фигурой и увидеть и объяснить истерическо-невротические симптомы и шизоидно-параноидные характерологические структуры посредством которых этот человек взаимодействовал с окружающим его миром.

В работе Вильгельма Райха я лично не нашел ответа, велась ли эта дьявольская деятельность, направленная на конструирование послушной, скованной, агрессивной, ограниченной личности посредством сексуального подавления осознанно, научно, планово, централизованно или это просто так талантливо и трагично, но случайно и из отдельных фрагментов сложился этот адский пазл, или же это всего лишь навсего неизбежный этап филогенеза человечества, которым оно должно было тяжело переболеть, чтобы получить прививку и иммунитет от мистицизма, признать сексуальность, научиться уживаться и общаться со своей агрессивностью, оценить и полюбить свободу, и начать получать удовольствие от пребывания в этом мире.

Если же сравнивать национал-социалистическую (фашистскую) и коммунистическую идеологию, то, конечно, на основании главным образом знаний почерпнутых из художественных источников (литература, фильмы, спектакли) хотел бы выразить свое личное мнение, что в оплоте коммунистической идеи – Советском союзе, сексуальное подавление зашло как дальше, так и осуществлялось намного грубее, я бы сказал даже просто по варварски, без отдушин и послаблений, и последствия создания этого «морального облика строителя коммунизма», рискну предположить, что не менее серьезны и не менее отвратительны нежели от национал-социализма, который, как массовая и разрешенная идеология прекратил свое существование после Нюрнбергского процесса, а коммунистическая идея до сих пор юридически не осуждена, существует в том или ином виде и продолжает невротизировать, истеризировать и психотизировать целые страны.

Например, читая работу Райха, меня неотступно преследовала мысль, что, судя по художественным источникам, в Германии существовали, были разрешены публичные дома, в Советском Союзе и близко не было ничего подобного, или, например, пресловутая жилищная проблема, которая тоже намного острее стояла в Советском Союзе и явно не добавляла психического здоровья, или открытость границ и возможность путешествовать по миру и в целом уровень жизни. Или часто можно встретить дискуссии о насильственных действиях сексуального характера в отношении мирного населения со стороны воюющих сторон во время 2-ой мировой Войны, я думаю, что с психоаналитической точки зрения солдат Красной армии находился в гораздо более уязвимом состоянии чем солдат Вермахта, потому что в немецкой культуре был обычай и были возможности покупать секс с женщиной и цивилизованно разряжать сексуально-агрессивное возбуждение (публичные дома открывались по факту расквартирования войск), у советского же солдата не было в принципе ни такой культуры, ни такого опыта, ни таких возможностей.

Невольно задаешься болезненным вопросом: «Какая же идеология создала лучшие условия для взращивания авторитарной, внушаемой, послушной, закомплексованной и агрессивной личности?». Например, в кругах армии вермахта несколько раз организовывали заговор против своего Сверх-Отца, чтобы попытаться спасти народ от приближающейся катастрофы и бесчестья, а в Советском Союзе ничего подобного не было, не было (или вернее сказать не осталось после политических репрессий, чисток и эмиграции) сознательной , жертвенной и харизматической части элиты, которая бы попыталась гуманизировать и очеловечить нравы, ценности и тот строй в целом, и Советский Сверх-Отец до сих пор живет в нас с разным удельным весом и тормозит социально-экономическое, политическое и культурное развитие страны, общества и мешает влиться в цивилизованный мир целиком и полностью, без каких либо оговорок.      

 

Литература:

 

1. Райх В. Психология масс и фашизм / В. Райх. – М.: Университетская книга,    

   1997. – 223 с.

2. Фрейд З. Психология масс и анализ Я /З. Фрейд. – М.: Азбука, 2014. – 192 с.

3. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве /З. Фрейд. –  

   М.: Азбука, 2013. – 224 с.

4. Фуко М. Воля к истине / М. Фуко – М., Касталь, 1996.— 448 с.

5. Кляйн М. Эдиповкомплекс / М. Кляйн – М., ERGO, 2007.— 312 с.



Просмотров: 553
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Телесно ориентированная психотерапия. Начало. Вильгельм Райх.
  • Вильгельм Райх и его теория энергии оргазма, аккумулятор оргона и релаксационная транс камера.
  • Вильгельм Райх и его теория энергии оргазма, аккумулятор оргона и релаксационная транс камера. Часть 2.
  • Вильгельм Райх и его теория энергии оргазма, аккумулятор оргона и релаксационная транс камера. Часть 4.
  • Вильгельм Райх и его теория энергии оргазма, аккумулятор оргона и релаксационная транс камера. Часть 3
  • Возникновение и следствия мускульной брони. Вильгельм Райх "Функция оргазма"
  • "В советском союзе психологов не было и ничего..."
  • Как запреты и ограничения в детстве влияют на развитие личности в целом.
  • Устраняем аноргазмию. «Хочется, чтобы было сексуальное желание к мужу»
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Можно ли начать жизнь с чистого листа. Психология личности.
  • Психология толпы или масс, что это?
  • Нападения на учителей и психология масс
  • Теории Вильгельма Райха
  • Телесная терапия Вильгельма Райха.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Соматическая (телесная) вегетотерапия Вильгельма Райха
  • О норме сексуального развития взрослого или Пока З. Фрейд отдыхает
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Опыт становления творческой личности. Клиническая и социально-психологическая парадигма (научная статья)
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что можно сказать по голосу человека и как полюбить свой голос
  • Пик сексуального наслаждения. Дар или проклятье? Психология сексуальности в нашей жизни.
  • Механизмы подавления личности. Как выжить в аду?
  • Подавление сексуального влечения у женщин и его коррекция
  • Устраняем аноргазмию. Что делать, если никогда не было сексуального желания?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь