Прошу вас, поговорите с детьми!

Наверное, самый популярный запрос родителей ко мне, как к детскому психологу можно сформулировать примерно так: «Ребенок не управляем. Не можем до него достучаться. Не слушается. Не слышит ничего. Что нам делать? Уже все перепробовали. Мы его не понимаем. Помогите!»

В ответ часто задаю вопрос: «А вы у ребенка спрашивали, по какой причине он так себя ведет?» В глазах родителей непонимание. Зачем спрашивать, ведь и так все ясно. Неуправляемый он, н-е-у-п-р-а-в-л-я-е-м-ы-й! 

Прошу вас поговорите с детьми


Однако это очень важный момент - разговаривать c ребенком. Беседовать о чувствах, о желаниях, о переживаниях. Спрашивать, случилось ли что-то? Что гнетет? Важно узнавать детское мнение по поводу того или иного события. Однако бытуют убеждения, что родитель знает лучше; что много чадо будет думать, если с ним советоваться; или что некогда разговаривать; раз родитель сказал, значит должен выполнять. Но не все так просто…

Несколько зарисовок из практики с последующими комментариями.
 «Девочка 11 лет рассказывает, что она ходит на занятия по гимнастике. Ей это не нравится. На мое замечание, зачем же тогда ходить? Отвечает, что записала мама. Теперь надо ходить. Спрашиваю, а мама тебя спросила, когда определяла в эту секцию? Отвечает, что нет. Советую, поговорить с мамой о своем нежелании. Говорит, что не будет расстраивать маму…» Проблема, на которую жалуется мама, ничего не хочет, пассивность, апатия. А какого результата ожидают родители от постоянного подавления? Активности? Энергии? Огоньков в глазах? Рекомендую маме разговаривать с ребёнком о ребенке. Советоваться с дочкою, спрашивать ее мнения о том, что связано с ее времяпровождением.

 Мама жалуется на сына 8 лет, что тот не управляем. Сложно договориться, о чем-либо. Порой его выходки не поддаются никакому объяснению.
Один из диалогов с ее сыном (Я – психолог Нина, Р - ребенок):
«Я - … Как отношения с мамой?
Р - Часто ссоримся.
Я - Из-за чего произошла последняя ссора?
Р - Я бросал в стену ватман. Он помялся. Мама ругалась, так как ватман был нужен для проекта
Я - А зачем ты бросал ватман?
Р - Я метал его как копье в стену. Хотел попасть в цель. Дома ведь нельзя настоящим копьем играть, вот я и подумал, что можно ватманом заменить. Ну, представил ватман копьем. Дома даже деревянным копьем нельзя играть.
Я - Ну как попал в цель?
Р - Не очень. Все-таки ватман не копье…»
После разговариваю с мамой про этот случай. Она возмущена, что ребенок так безответственно поступает. Вспоминая это происшествие, она наполняется праведным гневом. Я спрашиваю, знает ли она, по какой причине он это сделал. Конечно, не знает. Рассказываю. Смеется, смеется, смеется. Спрашиваю, если бы она сразу об этом узнала, градус гнева был бы ниже? Соглашается. Подсказываю погладить утюгом помятую бумагу. После узнаю, что так и сделали. Рекомендация маме, разговаривать с сыном о чувствах, о причинах, о переживаниях, о его видении мира, чтобы понять его поведение и наладить контакт с ребенком.

 Ребенок 5 лет. Очень неспокойно ведет себя на моем занятии. Не может сосредоточиться, спорит.
«Я - … Ты почему себя так плохо сегодня ведешь?
Р - Простите, я больше так не буду. Я зонтик сломал, мамочка отругала. Мамочке нужен новый зонт. Она теперь не будет покупать вкусняшки.
Я - Ты расстроен?
Р – Да! Я не специально его сломал. Мамочка сказала, что денег на вкусняшки нет.
Я - Тебя это огорчает?
Р - Да, огорчает, да…»
После этого разговора занятие пошло как по маслу. Ребенок стал «управляемым». К слову и мама жаловалась на то, что какой-то он «дерганый» сегодня. Рекомендую разговаривать с сыном о переживаниях, что бы помочь справиться с эмоциями. Потому что эмоции будут переполнять его, и вот такое поведение вполне закономерно.

 Мальчик 8 лет неохотно идет ко мне на занятия. Мама перед занятием сказала, что собрался с трудом. Ребенок считает, что теряет время, которое мог бы потратить на игры. Мама нервничала, поторапливала.
Начинаю занятие, вижу, ребенок сопротивляется. Работать трудно.
«Я- Тебе не хотелось идти на мое занятие?
Р -Да
Я - Ты считаешь, что теряешь время?
Р - Да, лучше бы я поиграл в игры. У меня и так выходные не резиновые.
Я - А ты ходишь на занятия, только потому, что мама сказала?
Р -Да, мне это не надо.
Я - Я тебя прекрасно понимаю. Скучно быть там, где не хочется.
Р – Да, очень не хочется 
Я - Понимаю, что на игры из-за меня мало времени остается
Р - Да, совсем мало.
Я - Я понимаю, что тебе скучно. Но я постаралась приготовить интересные занятия. Попробуем?
Р - Хорошо.
После беседы сопротивление ушло. Занятие прошло интересно. В конце, мальчик спросил: «А что, к вам сейчас другой ребенок придет?» Отвечаю, что да. Ребенок выражает сожаление и желание продолжить занятие. Я удивлена и обещаю продолжить через неделю. Договариваемся о следующей встрече». А ведь ничего особенного не произошло. Просто показала ему, что понимаю и принимаю его чувства. Он волен их испытывать. Мы поговорили о его переживаниях, и они стали меньше. А ведь и мама, перед уходом из дома могла вот так снять эмоциональное напряжение ребенка.

 Мораль сей басни такова. Дети нуждаются в понимании взрослых. Нуждаются в их помощи, чтобы справиться со своими эмоциями, переживаниями, чувствами. Дети нуждаются в уважении и участии. Дети – личности. И если лишать их этого, то неуправляемость, агрессивность, капризы становятся закономерностью. Дети не умеют по-другому справляться с сильными чувствами. Они эти чувства даже и не понимают. И помощь взрослых уместна. Не потому ли, что в детстве никто не спрашивает мнения, не помогает понять своих чувств, так много взрослых, которые предпочитают общаться намеками? Откуда взять это умение, объяснять то, что тревожит и беспокоит, если не в детстве?

Поэтому, прошу вас, поговорите с вашим ребенком прежде, чем делать выводы о его дурном характере!

P.S Согласна, что это всё скорее похоже на магию. Признаюсь, я и сама порой удивляюсь результату. Вы можете мне не верить, но проверьте, если арсенал воспитательных мер исчерпан.

Детский и подростковый психолог Нина Ливенцова



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему все так? За что мне это?
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь