|
"Феномен одиночества"Автор статьи: Рыжова Екатерина Вячеславовона
Одиночество является одним из самых сложных психических состояний человека, которое на протяжении долгих лет изучают психологи и ученые всего мира.Западные ученые уже на протяжении многих десятилетий пытаются исследовать феномен одиночества. В отечественной же науке проблемой одиночества стали активно заниматься только в последние годы. Все исследователи сходятся во мнении, что одиночество, прежде всего, связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, некой исторической реальности, что впоследствии приводит к дисгармонии личности, страданию, кризису собственного «Я». Разностороннее осмысление одиночества имеет давние традиции, явственно прослеживаясь в сочинениях отцов церкви, западном искусстве, современном видении человека и межличностных отношений. Например, глубоким чувством одиночества пронизаны рассказы современного японского писателя Харуки Мураками, а также классическое произведение Р.Баха, рассказывающее о жизни стаи чаек, поселившихся на берегу океана. Несмотря на то, что одиночество как состояние существует очень давно, само отношение к понятию претерпело некоторые изменения. Необходимо отметить, что во времена сугубо общинного существования людей можно обнаружить три основные формы одиночества: (Швал Ю.М., Данчева О.В., 1991) 1) Одиночество, как необходимое условие развития человека, не несущее в себе негативной окраски. 2) Насильственная социальная изоляция. 3) Отшельничество, предполагающее внутреннюю сосредоточенность, основная цель которого - самосовершенствование, преодоление плотского начала духовным. В средневековье основой менталитета стало христианское сознание, принимающее форму разговора с Богом. Однако в средние века существовал и противоположный, светский взгляд на одиночество. Здесь одиночество выступает как источник вдохновения, свободы, радости. В XVIII веке с расцветом романтизма появился интерес к одиночеству как социально-психологическому феномену. Последние 15 лет исследований в данном направлении можно назвать периодом частных теорий и прикладных разработок. С позиций сегодняшнего дня безусловное большинство авторов, освещающих проблему одиночества, нередко указывают на то, что современный человек наиболее остро ощущает одиночество в ситуациях интенсивного принудительного общения. В рамках отдельной философской концепции разработка проблемы одиночества относится к XIX веку. Как было сказано выше, одиночество как состояние существовало во все времена. Однако именно XX век породил проблему одиночества. В зарубежной психологии разработан ряд теоретических моделей одиночества, включающих в себя психодинамическую модель, гуманистическую модель, экзистенциальный подход, социологический подход, интеракционистскую модель, когнитивный подход, интимный подход, общую теорию систем. Психодинамическая модель (неофрейдиская). К представителям данного направления принято относить Г. Зилбурга, Э. Фромма, Ф. Фромм-Рейхман, Г. Салливана. (Перлман Д. и Пепло Д., 1989) Так, Г. Зилбург разделял уединенность и одиночество. Именно им был опубликовал первый психологический анализ одиночества. Согласно Г. Зилбургу одиночество - это постоянное, непреодолимое ощущение. Не имеет значения, чем человек занят, но одиночество «разъедает» его сердце, становится отражением нарциссизма, мании величия и враждебности личности. Одинокий человек пытается изобличить` других, пуская пыль в глаза людям. Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с раннего детства. Радость быть любимым ребенок узнает одновременно с чувством, что он слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. По Г. Зилбургу именно это является зародышем бессильной агрессивности одинокого, его отчужденности, враждебности, нарцисизма. Согласно утверждениям Г. Салливана, потребность в человеческой близости впервые прослеживается у ребенка, когда он начинает стремиться к контакту. У подростков, как следствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, возникает нехватка социальных навыков, что впоследствии ведет к трудностям при установлении приятельских отношений со сверстниками. В своём анализе проблемы представители направления обычно рассматривают одиночество как патологию, исходя при этом из клинической практики. (Фрейджер Р., Фэйдимен Д., 2002) Наиболее известным сторонником феноменологического направления (гуманистическая модель) можно назвать К. Роджерса. Согласно его представлениям индивид поступает в соответствии со стандартами, принятыми обществом, но ограничивающими его свободу действий. Таким образом, существование индивида становится бессмысленным и приводит к противоречию между «Я» в отношениях с людьми и внутренним «Я». (Пузанова Ж.В., 1998) Представители экзистенциального подхода ( Ж.-П. Сартр, А. Камю, И. Ялом, К. Мустакас) принимают тот факт, что люди изначально одиноки, потому что только они сами могут разделить с собой свои мысли и чувства, истоки одиночества – в самой природе человека. Экзистенциалисты сосредоточиваются на вопросе о возможности существования человека в состоянии одиночества. (Корчагина С. Г., 2008) Говоря о социологическом подходе можно назвать его основных представителей: К. Боумен, Д. Рисмен, П. Слейтер. К. Боумен является основателем гипотезы о существовании трех сил, которые ведут к усилению одиночества в современном обществе: 1) ослабление связей в первичной группе; 2) увеличение семейной мобильности; 3) увеличение социальной мобильности. (Д. Перлман и Э. Пепло, 1989) Д. Рисмен и П. Слейтер анализируют одиночество, изучая американский характер и одновременно возможность общества удовлетворять потребности его членов. Согласно позиции Роберта С. Вейса, одиночество - это продукт комбинированного влияния фактора личности и фактора ситуации. Данную точку зрения принято считать интеракционистской. Р. Вейс описывал одиночество, имея в виду такие социальные отношения как оценка, привязанность и руководство. Р. Вейс установил два типа одиночества: эмоциональное (результат отсутствия привязанности, такой как любовная или супружеская) и социальное (отсутствие значимых для индивида дружеских связей или чувства общности). (Lorie R. Hsu, B. Jo Hailey & Lillian M. Range, 1987) Таким образом, согласно данной точке зрения, одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида. Природа одиночества имеет непатологический характер и существует в двух типах. Первое вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе - отсутствием доступного круга социального общения. Интересно, что в качестве причин формирования одиночества Р. Вейс допускает возможность участия в этом даже инстинкта. (Weiss R.S., 1973) В когнитивном подходе одиночество рассматривается как нормальное состояние человека. Представители (Л. Энн Пепла, М. Мицели, Б. Морош) предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда индивид осознаёт несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов и утверждают, что всесторонний анализ одиночества невозможен без изучения того влияния, которое на него оказывают, наряду с прочими, и когнитивные процессы. (Michela J., Peplau L., Weeks D.G., 1980) Представители интимного подхода делают предположение, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Основные представители данного направления - Дж. Дерлега и Т. Маргулис. Для истолкования одиночества исследователи употребляют понятия «интимность» и «самораскрытие». Они полагают, что достижению индивидом различных реальных целей способствуют социальные отношения. По их мнению, одиночество, наступает в том случае, если для доверительного общения межличностным отношениям индивида не хватает интимности. (Корчагина С. Г., 2005) Представитель общей теории систем А. Фландерс расценивает одиночество как полезный механизм обратной связи, способный благоприятно влиять на индивида, но в то же время и как потенциально патологическое состояние. Суть данной теории состоит в том, что на поведение живых организмов оказывает влияние несколько переплетенных уровней, действующих системно. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. (Flanders J.P.,1982) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|