|
Конфликтогены превосходстваАвтор статьи: Кожевников Тимур Серафимович
Противник, вскрывающий ваши ошибки,
гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их. Леонардо да Винчи
Конфликтогенами мы называем слова, действия или бездействие (если требуется действие), могущие привести к конфликту. Слово «могущие» является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что последний не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к конфликтогену. Например, грубость не всегда приводит к конфликту, поэтому многие допускают ее, полагая, что «сойдет». Однако нередко грубость приводит к конфликту, то есть она является конфликтогеном. Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: «Люди так удивляются, когда с ними ведёшь себя, как и они с тобой». Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями. Закон эскалации конфликтогенов Еще большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем. На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Закономерность эскалации конфликтогенов можно объяснить следующим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения. Если нам скажут неприятное слово, мы захотим сказать два, потом нам скажут пять, мы захотим ударить, а нас захотят застрелить. Поэтому ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. К сожалению, мы устроены весьма не совершенно, болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляя ответную агрессию. Безусловно, требованиям высокой морали более отвечает умение сдержаться, а еще лучше – простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения, однако, несмотря на все увещевания, воспитание и обучение, количество желающих «подставить другую щеку» не увеличивается, и это нормально. Проявление превосходства Конфликтогены этого типа имеют следующие разновидности. Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм, издевка. Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Вы не могли этого не знать», «Вы умный человек, а поступаете...». Конфликтогеном является и снисходительный тон. Хвастовство, то есть восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна. Категоричность, безапелляционность, является проявлением самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как: «Я считаю», «Я уверен», Вместо них более безопасно употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что...». Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советчик по существу занимает позицию превосходства. Перебивание собеседника (повышение голоса или ситуация, когда один поправляет другого) показывает, что его мысли более ценны, и что именно его надо слушать. Утаивание информации, которая является необходимым элементом жизнедеятельности, по мнению автора основным. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги. Информация может утаиваться по разным причинам, однако природа не терпит пустоты, и возникший вакуум заполняется домыслами и слухами, которые бывают еще худшего свойства. Но более важно то, что возникает недоверие к сокрывшему информацию, ибо его действие вызвало состояние тревоги. Подшучивание. Обычно его объектом становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Если обратить свой взор к этологии, то подшучивающий во время изречения колкости излучает специфическую улыбку (половина рта с улыбкой, другая с оскалом), что воспринимается подсознанием как признак агрессии. Напоминание (возможно и непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации. Известны случаи парадоксального поведения, когда спасенный (по прошествии определенного времени) убивал своего спасителя. Объясняется этот парадокс тем, что, видя спасшего его, человек всякий раз заново переживал состояние полной беспомощности, и чувство благодарности постепенно вытеснялось раздражением, чувством ущербности по сравнению с человеком, которому должен быть благодарен всю жизнь. Как избавиться от проявлений превосходства Желающий добиться реального превосходства должен уяснить гениальную мысль выдающегося китайского мыслителя Лао-Цзы, который учил: «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других». Истинное превосходство проявляется не в его выпячивании, а в умении скрыто управлять окружающими. А это недостижимо без аттракции. Любые внешние проявления превосходства уничтожают аттракцию. Ведь человек – источник конфликтогенов – вызывает отрицательную реакцию окружающих. Еще Будда сказал: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|