Внутриличностный конфликт

Конфликтом называют наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями. Внутриличностный конфликт  обусловлен противоречиями между тенденциями или инстанциями, существующими в личности одного человека. Выделяют когнитивные и мотивационные внутриличностные конфликты.

1. Мотивационные внутриличностные конфликты  – это конфликты между противоположными мотивационными тенденциями. Изучение мотивационных внутриличностных конфликтов  характерно для психодинамического направления в персонологии, психологии и психотерапии. Психодинамическая модель личности утверждает, что в мотивации человека присутствуют изначально конфликтные силы, а  мысли, эмоции и поведение – результат их взаимодействия. Психодинамика – это процесс функционирования и развития личности, берущий энергию из конфликта между различными осознаваемыми и неосознаваемыми силами. Внутриличностный конфликт рассматривается здесь как побудительная сила развития личности, однако, неуспешно разрешенный конфликт может  быть источником психологической дезадаптации и патологии.

1.1. Классический психоанализ(З. Фрейд)видит динамику результатом столкновения врожденных инстинктивных сил: сталкиваются противоположные инстинкты (Эрос и Танатос); инстинкты сталкиваются с требованиями среды или супер-эго (интернализованные запреты, предписания и стандарты); инстинкты сталкиваются с намерениями эго; потребность немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений сталкивается с принципом реальности.

1.2. Представители неофрейдистского (межличностного) психодинамического подхода (Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм и др.) считают, что у человека нет запрограммированных инстинктов. Каждый человек обладает, с одной стороны,  базовой потребностью в безопасности, принятии и одобрении, а с другой – естественной тенденцией к росту, всегда связанному с риском. Развитие личности определяется качеством взаимодействия ее со значимыми взрослыми (особенно в детстве). Основной внутриличностный конфликт  – это противоречие между естественной тенденцией роста и потребностью в безопасности и одобрении. Если родители не поощряют автономный рост, не обеспечивают безопасность, то у ребенка могут развиться тяжелые невротические нарушения.

1.3. Представители экзистенциального подхода (И. Ялом и др.) считают, что в основе психодинамики лежит внутриличностный конфликт, обусловленный конфронтацией индивида с данностями существования. Данности существования – определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой составляющей бытия человека в мире. Основные данности, – это смерть (возможность небытия), свобода (способность и необходимость строить жизнь в соответствии с собственным выбором), экзистенциальная изоляция (наличие границ между людьми, невозможность полной близости) и бессмысленность бытия (необходимость самостоятельно искать смысл жизни). Основные внутриличностные конфликты здесь связаны с протестом личности против данностей существования, а личностный рост – в преодолении конфликта с помощью примирения.

1.4. Мотивационные внутриличностные конфликты описываются также и другими направлениями персонологии: бихевиористический подход (К. Халл, Дж. Доллард, Н. Миллер), теория поля (К. Левин), и др. Здесь внутриличностный мотивациионный конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных мотивационных тенденций, предполагающих необходимость сделать выбор. Рассматриваются три группы конфликтов выбора: конфликты приближения (наличие выбора из нескольких равнопривлекательных альтернатив); конфликты избегания (неизбежность выбора из нескольких равнонеприемлемых альтернатив), конфликты приближения-избегания (необходимость сделать выбор из нескольких альтернатив, каждая из которых обладает достоинствами и недостатками). Затруднение выбора в таких ситуациях осложняется тем, что он ведет к возникновению когнитивного диссонанса.

2. Когнитивные внутриличностные конфликты  вызываются наличием в сознании субъекта как минимум двух убеждений, каждое из которых претендует на достоверность, но не может быть истинным, если второе не является ложным. Когнитивный конфликт вызывает когнитивный диссонанс (см.).

Особое внимание в психологии уделяется системе убеждений человека относительно самого себя – Я-концепции. Представления человека о себе кажутся ему убедительными независимо от того, на чем они основаны - на субъективном мнении или на объективных фактах. В любом случае Я-концепция является для человека реальностью, на основе которой он строит свое поведение и отношения. Я-концепция является статичным, консервативным образованием. Ее неизменность позволяет человеку чувствовать себя "самим собой" в различных ситуациях. Между тем, убеждения, относящиеся к Я-концепции,  могут противоречить другим убеждениям личности, вызывая когнитивные внутриличностные конфликты, которые служат источником изменений личности, ее роста и развития, но могут приводить и к психологической дезадаптации. Представители различных психологических школ и направлений описали ряд таких конфликтов.

2.1. Первый вид конфликтов связан с тем, что убеждения, содержащиеся в Я-концепции,  могут быть противоречивыми, например, вследствие того, что в различных ситуациях мы можем вести себя по-разному; в разных контактных группах мы играем разные роли, ориентируемся на разные стандарты и демонстрируем разные стереотипы поведения. Эти различия человек может принимать как собственную гибкость, но в некоторых случаях они приводят к размыванию его идентичности. 

2.2. К.Роджерс показал, что конфликт между Я-концепцией и непосредственным опытом, может вызывать психологическую и психическую патологию. Помимо концептуализированных представлений о себе, в каждый отдельный момент времени,  человек обладает текущим Я-образом, имеющим сенсорную основу. Когда человек имеет убеждения относительно себя, но чувствует, что они неверные, его Я-концепция неконгруэнтна жизненному опыту. Если вместо ее изменения он,  с помощью психологических защит,  искусственно подавляет связь с опытом,  может возникать дезадаптация личности. Такой человек утрачивает связь с реальностью, его восприятие становится предельно избирательным, он игнорирует факты, не укладывающиеся в систему его  представлений, не замечает своих чувств.

2.3. Другим конфликтом, способным вызвать психологическую дезадаптацию, является противоречие между Я-концепцией и Я-идеалом. Представления об идеале, согласно психодинамической концепции З.Фрейда, возникают в раннем детстве путем интериоризации идеализированных родительских образов. В последствии, человек регулирует собственное поведение путем соотнесения своих реальных поступков и чувств и желаний с эталонными качествами. При несовпадении реальности с идеалом возникает внутриличностный конфликт, вызывающий тревогу и чувство вины.  Этот конфликт может успешно утилизироваться либо вытесняется в бессознательное, откуда оказывает негативное влияние на поведение и переживание.

2.4. Четвертая группа конфликтов, ведущих к личностному развитию или дезадаптации, лежит в области сопоставления Я-концепции с "Я-каким-меня-видят-другие". Последняя совокупность убеждений исследовалась представителем символического интеракционизма Дж. Мидом и была названа им "Я-зеркальное". Зеркальное Я возникает у человека в процессе взаимодействия с первичными группами, членами которых он является. Члены первичной группы предоставляют человеку обратную связь, на основе которой у него формируются представления о том, как его воспринимают другие. Расхождение самовосприятия и восприятия группой порождает диссонанс, который также может быть снят путем приведения в соответствие Я-концепции и Я-зеркального. Неуспешное разрешение этого конфликта также может быть источником психологических нарушений. 

Рисунок: когнитивные внутриличностные конфликты.

Внутриличностный конфликт

Сами по себе перечисленные конфликты естественны и неизбежны. Личностная зрелость определяется не столько величиной этих противоречий, сколько способом, "стратегией", которой субъект пользуется для их разрешения. Человек, в полной мере реализующий свой личностный потенциал разрешает внутриличностные конфликты либо путем реорганизации Я-концепции, либо с помощью преобразования внешней реальности. К дезадаптации и психологическим нарушениям ведут защитные стратегии, искажающие самовосприятие и восприятие реальности.

Литература:

  • Ялом И. Экзистенциальная психотерапия – М.: Класс, 1999
  • Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования – М.: Аспект-пресс, 2000.
  • Васильев Н.Н. Психология личности: спецпрактикум – Вологда: Русь, 1998г.

 



Просмотров: 525
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Внутриличностный конфликт: преграда или содействие на пути развития личности
  • Внутриличностные конфликты: как помириться с самим собой?
  • Внутриличностные конфликты
  • Когда с собою не в ладу. Внутриличностные конфликты.
  • Внутриличностные конфликты, их проявления и преодоление
  • Что такое внутриличностные конфликты и зачем их надо знать, суть.
  • "А если Я - Творец?!" (конфликт творческой личности в искусстве)
  • Внутриличностный конфликт нарциссический или конфликт самооценки (по ОПД-2)
  • Конфликты детей в школе, как помочь ребенку решить конфликт?
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Конфликты между родителями и детьми: способы их разрешения
  • Внутриличностный конфликт идентичности (по ОПД-2)
  • Внутриличностный конфликт часть 2. Как перестать конфликтовать с самим собой?
  • Внутриличностный конфликт вины (по ОПД-2)
  • Внутриличностный конфликт потребность в заботе/самодостаточность (по ОПД-2)
  • Внутриличностный конфликт
  • Конфликт между желаниями ребенка и мамы – основная проблема, с которой обращаются к психологу
  • Внутриличностный конфликт установок
  • Эдипальный внутриличностный конфликт (по ОПД-2)
  • Внутриличностный конфликт в примерах №2
  • Внутриличностный конфликт в примерах №1
  • Внутриличностный конфликт Часть 1. Как распознать.
  • Внутриличностный конфликт подчинение/контроль (по ОПД-2)
  • Внутриличностный конфликт автономии/зависимости (по ОПД-2)
  • Раздирающие противоречия (внутриличностный конфликт)
  • Внутриличностный конфликт разрывает изнутри
  • Конфликты между супругами
  • Конфликты между супругами
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь