|
Мантра, мат и ресентимент.Автор статьи: Никулина-Семенова Марина Васильевна
Шесть лет назад я обратила внимание, что стала много и часто употреблять матерные слова. Возник вопрос – почему? Что со мной происходит? Ведь за несколько лет до этого я не позволяла себе даже слов-паразитов, а мат был табуирован. Очевидным стало, что этот процесс как будто мне не принадлежит и я не могу им управлять. Меня заинтересовал этот феномен. В русском и близким к нему языкам мат – это бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью. Он может быть направлен на оскорбление конкретного человека, но может использоваться и неперсонализировано. Мат – это энергетически и эмоционально заряженное слово. Первое что я сделала – обратилась к своим истокам. Вспомнила, что я из Сибири, где часто и много матерятся. Это дало мне успокоение на некоторое время. Подумала, что так проявляется из недр моего бессознательного принадлежность к народу, который из поколения в поколение живет в суровых климатических условиях, и который привык кратко и ёмко изъясняться. То есть мат, в тех сложных условиях жизни, являлся неотъемлемой частью речи. Но я-то сейчас живу на юге, где тепло и комфортно. И мне хотелось понять, что же мое бессознательное проявляет таким способом. За матом часто скрывается большой пласт неосознаваемых проблем, конфликтов, ощущения несправедливости. Мы предъявляем мат, а что заложено внутри? В ходе наблюдения за своим поведением, поняла, что основной поток бранных слов направлен на бывшего мужа, который позиционировал себя представителем кришнаитства, много и часто говорил и навязывал идеи правильной жизни, нормы поведения, питания. При этом в реальности, зачастую поступал совершенно противоположно. Когда я пыталась критично взглянуть на ситуацию, то возникал конфликт, ведь по ведическим канонам жена должна во всем поддерживать мужа. «Мало смирения», «Это твоя гордыня», «Ты плохо меня поддерживаешь». Первое время возникало смятение и непонимание, но со временем я сдалась и отказалась от себя, оперируя тем, что мои чувства могут меня обманывать, а древние знания – нет. К тому же, наставления Торсунова давали надежду о полной женской реализации. Только почему-то мне становилось все хуже. Возникли апатия, депрессия, психосоматика. Спустя несколько лет после развода, на одной из супервизионных групп, супервизор обратил внимание на феномен мата. «Почему вытесняется эта часть жизни? Говорить резкие или бранные слова, это честнее чем манипуляции или подмены. Многие ведут себя культурно, а поворачиваешься и можешь получить нож в спину.» Эти слова приоткрыли дверцу в какую-то часть моего сознания, которая ранее вытеснялась и порицалась мной. Я и не могла предположить, что из этой приоткрытой дверцы хлынет поток удержанной, упакованной брани за все многолетние притеснения, унижения и издевательства. Это было начало пути к выздоровлению моей злости. Вырвавшаяся на свободу энергия злости была мало управляемой и было не понятно, как с ней обходиться. Я увидела огромное количество подавленной энергии, которая убивала меня. Это и радовало, и ужасало одновременно. Но благодаря гештальт-терапии, я знала, что это правильный, правдивый процесс, имеющий право быть. Возникло желание приобрести навык управления этой мощью. В поиске возможности управления потоком помогло понятие Ресентиме́нт. Это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач, бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создает образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи. Понятие ресентимента впервые было введено немецким философом Ф. Ницше в его работе «К генеалогии морали». По мысли этого философа, ресентимент является определяющей характеристикой морали рабов, которая противостоит морали господ. Ресентимент, по Ницше, деятельно проявляет себя в «восстании рабов»: «Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности…», — этими словами, собственно, и вводится понятие ресентимента (взято из Википедии). Пришлось признать, что такое глобальное погружение в религию привело меня к экзальтации, к потере социальных и материальных опор. Я оказалась «рабом» по Ницше, оторванная от чувств и не имеющая права предъявлять очевидные претензии или просто задавать вопросы представителям «господ». Ведь малейшее несогласие или уточнение грозит потерей милости старших преданных и Бога, который их защищает. Это было крайне сложное время, где допускались мысли о смерти. Но это дало бесценный опыт формирования собственных ценностей, силы и уверенности. Внутри меня бродило ощущение, что понятия мат и мантра близки по значимости. Но мат порицаем культурой и обществом. Я много лет придерживалась духовных практик и мантра для меня священный текст, обладающий мистической силой. Практика мантр предназначена подвести к божественному. Энергия мата прорывает запреты, табу, интроекты наложенные проповедниками. Мат же вывел меня из экзальтации и привел к реальности. В моем опыте, эти два процесса (мантра и мат) оказались не исключающими друг друга, а дополняющими, так как мат привел меня к естеству. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|