|
Про черно-белое и нейтральноеАвтор статьи: Першикова Лариса Евгеньевна
Мы живем в мире, где принято все делить на две части: черное и белое, плохое и хорошее, красивое и уродливое. Мы живем в мире противоположностей: земли и неба, дня и ночи, мужчин и женщин, печали и радости.
И мы живем в мире оценок. Давая оценку человеку или событию, мы относим его к тому или иному полюсу. Это важный и полезный навык. Но очень часто мы злоупотребляем оценками. Разделение на черное и белое, поляризация упрощают картину, заставляют нас отказываться от возможностей, которые предлагает другой полюс, «обратная сторона луны». Мы часто расщепляем целостный образ. Согласившись с одной его частью, мы не позволяем себе другую. И также не позволяем ее другим. Например, я считаю, что серьезным быть правильно и хорошо. Тогда все веселое, легкое и бесшабашное оказывается на другом полюсе, полюсе «неправильного». Оказывается сложно почувствовать, что я и другие люди можем вмещать в себя оба полюса, и «плохой», и «хороший». Часто нашему мышлению недостает нейтральности, способности остаться безоценочным, интегрировать черное и белое в единый образ. Любой образ, явление или поведение можно рассматривать и как положительное, и как отрицательное. Возьмем понятие «старость». Его можно соотнести с мудростью, опытом, передачей традиций, воспитанием внуков. И тогда старость – это «хорошо». В то же время, старость можно соотнести с болезнями, одиночеством, приближением смерти. И тогда старость – это «плохо». Для полного восприятия необходима и «плохая» и «хорошая» старость. Только тогда можно воспользоваться ее ресурсами и быть устойчивым к трудностям, связанным с ней. Также можно описать понятие «ребенок». Его можно связать с весельем, беззаботностью, спонтанностью, игрой, открытостью, любопытством. В то же время, «ребенка» можно соотнести с беззащитностью, неспособностью позаботиться о себе, незрелостью, мечтательностью, оторванностью от реальности. Легко заметить, что само это слово используется в нашем языке в обоих смыслах. Например, «радоваться, как ребенок», то есть легко и искренне. Или «вести себя, как ребенок», то есть неадаптивно, несоответственно ситуации. Попытку удержаться только у одного полюса (быть только «хорошим», только «умным» и.т.д.) можно сравнить с использованием одной руки или ноги вместо двух. Чтобы полностью воспользоваться ресурсами своего тела, лучше задействовать обе руки и ноги. Аналогично, чтобы воспользоваться всеми ресурсами своей психики, важно задействовать оба полюса, свое «белое» и свое «черное». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|