Пример сессии символического моделирования

Автор статьи: Федорова Ирина




Пример сессии символического моделирования


Клиент – мужчина лет 50.

C1: У меня появилась новая подруга, но в наших отношениях все так нестабильно. Они «слишком хороши для того, чтобы быть реальностью». Мне трудно получать удовольствие от них, потому что когда я не с ней, я начинаю жутко тревожиться. Я ее подавляю. Мне приходится сдерживаться. Я думаю, она скоро заявит «Я больше не вытерплю». Последние отношения у меня распались три года назад, и я смог поддерживать их только 2 недели. Когда я влюбляюсь, у меня возникает тревога. Я начинаю прямо болеть. Так что, наверное, я сам же подстраиваю крах отношений, чтобы избавиться от этой тревоги. И все становится хуже от того, что я это все понимаю. Пару раз мне еле-еле удалось удержаться на краю. T1: И что ты хотел бы, чтобы произошло?

C2: Мне нужно дать ей пространство для ответной любви.

T2: И тебе нужно дать ей пространство для ответной любви. И когда тебе нужно дать ей пространство для ответной любви, есть ли что-то еще?

C3: Чувство, что я должен любить ее изо всех сил, потому что она не останется со мной надолго. Это похоже на желание съесть все конфеты сегодня, хотя завтра будет еще сколько угодно. «Это слишком хорошо для того, чтобы быть реальностью». Я не верю, что наступит завтра. Мне не суждено быть счастливым, это не для меня. Любовь приносит мне счастье, но я не могу жить с этим счастьем и радостью. Как будто я должен всю жизнь прожить в темноте.• Как это часто бывает, клиент выливает массу информации о своей ситуации, описывая взаимносвязанные конфликты, дилеммы, тупики и парадоксы в одном выражении. Он использует много метафор для описания своих весьма сложных отношений с любимой женщиной: «нестабильность», «подавляю», «смог поддерживать», «влюбляюсь», «подстраиваю крах», «удержаться на краю», «дать ей пространство», «съесть все конфеты», «любовь приносит», «не могу жить с»; это только наиболее заметные. Наконец, он останавливается на метафоре, которая соответствует более широкому контексту его отношений – жизни – и он проговорил это как «прожить в темноте». И мы приглашаем его начать исследовать эту метафору.T3: И когда желание съесть все конфеты сегодня, и тебе не суждено быть счастливым и и ты должен всю жизнь прожить в темноте, есть ли что-то еще об этой темноте?

C4: Я даже не помню, когда я был счастлив. Я не чувствую, что я когда-либо обладал стабильным счастьем – постоянным счастьем. Я чувствовал себя одиноким, как ребенок. Я не чувствую, что якогда-либо был счастлив. Это у меня внутри такое чувство.

T4: И ты не чувствуешь, что когда-либо был счастлив. И когда это у тебя внутри такое чувство, что это могло бы быть за чувство?

C5: Грусть.

T5: И грусть. И когда грусть, где находится эта грусть?

C6: В животе.

T6: И в животе. И когда грусть находится в животе, где точно в животе?

C7: Вот тут [касается живота].

T7: И грусть находится вот тут. И когда грусть находится вот тут, есть ли что-то еще об этой грусти?

C8: Я заболеваю, меня тошнит. Я это чувствую прямо сейчас. Я ощущаю сильную тревогу. Ненавижу это чувство.

T8: И ты ненавидишь это чувство «заболеваю и меня тошнит» и ощущаешь сильную тревогу. И когда ты заболеваешь и тебя тошнит и ты ощущаешь сильную тревогу, у этого «заболеваю, тошнит и ощущаю сильную тревогу есть размер или форма?

C9: Размером с ладонь [делает жест правой рукой].

T9: И размером с ладонь. И когда [повторяет жест], это как что?

C10: Как лепешка.

T10: И как лепешка. И что это за лепешка?

C11: Темная, фиолетовая с черным, и из нее сочатся негативные эмоции. Я чувствую, что если бы я избавился от этой лепешки, было бы все хорошо.

T11: И если бы ты избавился от этой лепешки, было бы все хорошо. И когда лепешка, темная, и фиолетовая с черным и из нее сочатся негативные эмоции, есть ли еще что-то об этой темной,

фиолетовой, черной и сочащейся лепешке?

C12: Она похожа на черную или фиолетовую губку, и из нее вытекает жидкость, кислота, и она меня жжет.

T12: И черная или фиолетовая губка, и из нее вытекает жидкость, и кислота, и она тебя жжет. И когда вытекает жидкость, откуда эта жидкость берется?

C13: Из постоянного запаса, из тайного резервуара, который самовосстанавливается и никогда не опустошается. Когда оттуда ничего не вытекает, я себя хорошо чувствую. Как я рад, что вы не

психиатры, а то бы сейчас уже в психушку давно позвонили бы, наверное...

T13: [Смеется]. И когда ничего не вытекает и ты чувствуешь себя хорошо, что происходит с лепешкой?

C14: Она там всегда была, еще когда я младенцем был. Сначала была такой [показывает большим и указательным пальцем руки, пальцы почти рядом]. Теперь захватывает все больше и больше места.

• Эти чистые вопросы пригласили клиента определить форму его метафор и их местоположение в пространстве его восприятия. Делая это, он развивает воплощение ощущения этой создающей тревогу, источающей негативные эмоции, кислотно-жгучей лепешки; вероятно, с большей осознанностью, чем когда-либо ранее. И эта лепешка не просто «всегда там была», теперь эта проблема становится тяжелее: Она «теперь захватывает все больше и больше места».

• В C15-C28 (не включенных тут) клиент продолжает разбираться со сложной логикой временных, пространственных и причинно-следственных отношений в своем Метафорическом ландшафте – в контексте которого будет происходит изменение. Он делает открытие, что его Ландшафт содержит в себе «отдаленное темное прошлое», которое представляет собой «гигантский массивный булыжник несчастья», который пристегнул к его ноге отец, когда он был еще младенцем, и что эта лепешка «меня прикончит».

• Мы продолжаем протокол с того места, где клиент обнаруживает, что до того, как эта лепешка вошла в его деда, она:

C29: ...плавала в пространстве в течение тысяч лет.

T29: И она плавала в пространстве в течение тысяч лет. И она плавала в пространстве в течение тысяч лет как что?

C30: Как паразит, который искал, к кому бы присосаться.

T30: И как паразит, который искал, к кому бы присосаться. И когда паразит искал, к кому бы присосаться, что это был за паразит, который плавал в пространстве в течение тысяч лет?

C31: Одинокий, ищущий пристанища и любви, тепла и комфорта, говоря при этом «Я на самом деле дружелюбный», а потом, когда он попадал в кого-то, он начинал выделять эту кислоту. Ему нужно было от нее избавиться, но он не хотел нанести этим вреда.

T31: И он не хотел нанести этим вреда. И одинокий, ищущий пристанища и любви, тепла и комфорта. И он дружелюбный, но ему надо было избавиться от кислоты. И откуда могла бы эта кислота взяться?

C32: От начала времен.

T32: И от начала времен. И когда от начала времен, что это за время – начало времен?

C33: Огромная черная сфера. Огромная черная сферическая губка, которая однажды взорвалась и породила миллиарды одиноких лепешек. Вот оттуда она и пришла.

T33: И огромная черная сферическая губка, которая однажды взорвалась и породила миллиарды одиноких лепешек. И что произошло как раз перед тем, как огромная черная сферическая губка взорвалась?

C34: Позади нее было солнце, оно на нее светило сзади и она так разогрелась, что взорвалась, и тогда весь свет прошел насквозь, и тогда вдруг стало светло.

T34: И когда весь свет прошел насквозь, и тогда вдруг стало светло, что это за свет?

C35: Это солнце несет свет, и любовь, и тепло, и счастье, и покой, и я хочу просто сесть и купаться в тепле этого солнца, и чем больше солнца я получаю, тем меньше становится лепешка. (Лицо повернуто вверх, глаза закрыты, улыбается).

• Клиент обнаруживает, что лепешка изначально начала существование от того, что «огромная черная сферическая губка взорвалась» (C33). Когда его внимание оказалось на этом «однажды», он смог осознать, что произошло как раз перед этим взрывом: солнце излучало свет (C34). В этот момент для него время как бы схлопывается, и клиент переживает, как солнце «несет свет, и любовь, и тепло, и счастье, и покой» (C35) в здесь и сейчас. По ходу этого изменение происходит спонтанно: лепешка уменьшается. Раньше он «не мог жить с этим счастьем», теперь он купается в нем.

• Мы продолжаем, приглашая клиента заметить, что происходит, когда последствия этих изменений начинают развиваться, разворачиваться и распространяться на другие части егоМетафорического ландшафта:

T35: И чем больше солнца ты получаешь, тем меньше становится лепешка. И тогда возьми столько времени, сколько тебе нужно, чтобы просто сидеть, и купаться в тепле этого солнца, которое несет свет, и любовь, и тепло, и счастье, и покой. [Долгая пауза, прежде чем мы замечаем движение тела клиента]. И когда ты купаешься в тепле этого солнца, хотело бы это солнце, которое несет свет, и любовь, и тепло, и счастье, и покой заинтересоваться тем, что пристегнуто к ноге младенца?

C36: Определенно.

T36: И может ли это солнце что-то сделать с булыжником?

C37: Определенно.

T37: И когда это солнце что-то делает с этим булыжником, что тогда происходит?

C38: Он тает и пропадает.

T38: И когда он тает и пропадает, что происходит потом?

C39: Младенец может ползти, вставать и играть.

T39: И младенец может ползти, вставать и играть. И когда младенец может ползти, вставать и играть, что происходит тогда?

C40: Все лепешки пропадают.

T40: И все лепешки пропадают. И когда все лепешки пропадают, они пропадают куда?

C41: В солнце. Солнце их поглощает, мягко, безболезненно, растворяет их своим светом.

T41: И когда солнце поглощает лепешки, мягко, безболезненно, растворяет их своим светом, остаются ли лепешки одинокими?

C42: Нет.

• По мере того, как меняется Метафорический ландшафт, начинает проявляться новый Ландшафт с другой организацией. В этом Ландшафте есть солнце, свет, младенец без булыжника на ноге, который «может ползать, вставать и играть», и «солнце поглощает лепешки». Далее протокол продолжается (T42-C46, тут не показаны) тем, что клиент обнаруживает подробности и следствия изменений своих символов в Метафорическом ландшафте. Мы продолжаем, задавая вопросы о том, что произошло с исходными симптомами теперь – когда лепешка преобразовалась и он искупался в счастье и солнечном свете:

T46: И когда просто счастье и солнечный свет, и просто счастье, что происходит с грустью в животе?

C47: Этой лепешки больше нет! Все, что я могу сказать – это «просто счастье».

T47: И этой лепешки больше нет. И это просто счастье имеет размер или форму?

C48: Большое, теплое, сияющее счастье, покой и мир.

T48: И когда там большое, теплое, сияющее счастье, покой и мир, что происходит с нестабильностью отношений и тем, что ты ее подавляешь?

C49: Просто уходит. Словно и то и другое осветило солнце.

T49: И что происходит тогда?

C50: Они идут вперед, расслабленно, уверенно, без тревоги, без беспокойства, наслаждаясь существованием, миром, покоем, комфортом.

T50: И когда они идут вперед, расслабленно, уверенно, без тревоги, без беспокойства, что нужно для того, чтобы ты мог жить со всем этим наслаждением существованием, и мироми покоем и комфортом и счастьем?

C51: Мне нужно выйти на солнце.

• Вместо лепешки, которая была «темная, фиолетовая с черным, и сочащаяся негативными эмоциями» (C11), клиент обладает «большое, теплое, сияющее счастье, покой и мир» (C48). Вместо ощущения нестабильности отношений с любимой женщиной, они могут «идти вперед вместе» (С50). Он осознает, что для того, чтобы жить с счастьем, ему нужно «выйти на солнце».

• Непонятно, является ли его последнее утверждение буквальным или метафорическим. На самом деле, оно и такое, и такое, потому что дальше клиент описывает (в C52-C58, тут не показаны), как он «жил в подвале, куда не попадает свет» последние лет 20, и что он поедет домой, опустошит его и «выпустит оттуда все лепешки». (У него дома накопилось столько вещей, что он даже не может открыть некоторые двери).

• После долгого созерцания в тишите, он осматривает комнату и говорит:

C59: У меня тут появилось пространство [прикасается к животу]. Все как-то изменилось.

T60: И теперь, когда появилось пространство и все как-то изменилось, можешь ли ты дать ей пространство для ответной любви и наслаждаться отношениями?

C60: [Кивает. В глазах слезы].

T61: И есть ли еще что-то, что тебе нужно теперь, когда есть это пространство и все как-то изменилось?

C61: [Длинная пауза]. Нет. Чувствую себя очень странно. Поразительно, что из меня вышло.

• Через год после этой сессии клиент позвонил и сказал, что он съехал из своего прежнего дома, и что он женится – как это бывает, не на той женщине, о которой он говорил в сессии, а на другой, в которую он «влюбился совсем по-другому». 

Заключение

Главной целью Символического моделирования является помощь индивидууму в познании самого себя через исследование своих метафор. В процессе осознание того, как работает его система, проявляются условия, в которых изменение становится естественным последствием. Однако, это изменение происходит не в вакууме – оно требует контекста, то есть происходит в метафорическом ландшафте. Как только он проявлен, простое применение Чистого языка в рамках логики метафор и тщательное следование процессу их развития приводит к тому, что система познает себя сама. Другими словами: система меняется.


Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Хорошо, когда мужчина стоит перед женщиной на одном колене, плохо, когда на обоих
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Когда отношения приносят вам больше боли, чем счастье – уходите
  • Как работать когда на улице солнце
  • Когда ваш родитель - Людовик Солнце!
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Виртуальные отношения: когда это то, что нужно, а когда напрасно
  • Разница, когда просто встречаешься с женщиной и когда решил, что встречаешься со своей уже будущей женой
  • О возрастных периодах, или когда «мы хотим», а когда «нам нужно»
  • Mы умеем жить, когда плохо. Как научиться жить, когда хорошо?
  • Игра была про счастье: это, когда тебя понимают
  • Он говорит - что проблема в вас. Когда есть сомнения, того ли мужчину вы выбрали.
  • Весенняя депрессия. Когда на улице - солнце, а на душе - дождь.
  • Когда снится Круглое (Колесо, Мяч, Обруч, Солнце, Стадион...)
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Размышления над вопросом Когда- чинить? Когда- выбрасывать? Вещи, отношения, творчество, себя
  • Что происходит, когда внешняя оценка действия становится важнее внутреннего содержания?
  • Когда зол и несчастлив, какое счастье, сделать больно тому, кто счастлив!
  • Когда МЕНЯ нет, то есть псевдоДУХОВНОСТЬ.
  • Когда ты получаешь важное - не получив того, что хотел(а)
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Когда в жизни ничего не происходит
  • Кому и когда нужен тимбилдинг? Когда стоит задумываться о создании команды?
  • Что происходит, когда вы бьете своих детей.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Когда ничего не происходит



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь