|
40 оттенков серого или легко ли быть не такой как все.Автор статьи: Корнильева Марина Григорьевна
40 оттенков серого питерского дождя остались в прошлом. Теперь я обосновалась в уютном, ухоженном южном городе. И первое, что бросилось мне в глаза на моей первой работе здесь, это желание коллег не выделяться, их не желание отстаивать свое мнение, соглашательство. В психологии это называется конформизм. Конформизм, это изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Давайте разберемся, откуда берется конформизм. Первое что приходит в голову, мы неосознанно следуем опыту старшего поколения. Опыту, встроенному в нашу генную матрицу. Опыту, сложившемуся в страшные годы сталинских репрессий и годы брежневского всеведущего и всесильного КГБ. Бессознательно в детстве присваиваем родительские послания: -не высовывайся -тебе что больше всех надо -ты что самый умный Нашему старшему поколению, было не до самовыражения, работать надо было, выживать. А все оригинальное попахивало иностранщиной и за него сажали. Так и жили «скованные одной цепью, связанные одной целью», выливаясь вечером серой безликой массой из ворот фабрик и заводов и утром вливаясь обратно. Еще при слове конформизм мне представляется идеальная альпийская лужайка, где ровными рядами, как на параде, стоят одинаковые зеленые травинки и вдруг среди них попадается лопух с его неприлично огромными листьями, похожими на уши слона или несуразный колючий чертополох с каким-то сиреневым пушком вместо цветка. И я просто кожей чувствую, как неуютно этому лопуху и чертополоху торчать посреди этого зеленого идеального единообразия. Но, и в наше время быть оригинальным, выделяться, ой как не просто. За это конечно сейчас не посадят, но ранить обесцениванием и критикой могут сильно. Например, вы написали текст, сняли ролик, придумали проект. И представили его на суд читателей, зрителей, общества. Тогда вы автоматически становитесь предельно уязвимы. Потому что даете разрешение обществу судить о вашем продукте творчества. И хорошо если отзыв будет положительным и бережным, а если вас раскритикуют в пух и прах. А недавно я поняла, что быть искренним и открытым здесь, в этом маленьком, чистеньком городе, гораздо сложнее, чем в Питере. Питер с его бомжевато неряшливыми или изысканно утонченными прохожими на фоне серых мокрых фасадов, был разнолик и ярок. Там выделяться своей эпатажной внешностью, нестандартными идеями и проектами было привычно и одобряемо. Туда сбегают из своих маленьких городков амбициозные и творческие молодые ребята воплощать свои мечты. Там быть креативным и оригинальным легко. А здесь я себя иногда чувствую, как тот чертополох на альпийской лужайке. Где газонокосилка общественного мнения может так жестоко проехать по твоей самооценке, что ты не скоро сможешь вернуться к творчеству. Почему в нашем обществе так любят критиковать и нужна ли критика в принципе? Вы не задумывались? Кто-то скажет: «А как же я узнаю правильно ли я сделала. Как мне тогда исправить ошибки и сделать лучше». Больше всего критики достается конечно ученикам в школах. Главная особенность нашего школьного образования, это представление об ошибке как о преступлении. У нас все построено на том, что детям постоянно указывают, как они ошиблись и дают понять, что это очень плохо. А знаете, чем принципиально отличается обучение иностранному языку в Европе от нашего российского варианта. Где нибудь во Франции, «Месье Профессер», не поправляет ученика поминутно, не указывает ему на ошибки, а просто слушает ответ, показывает всем своим видом что, он твоей попытке донести свою мысль очень рад и проговаривает правильный вариант произношения этой фразы. Он не кричит, как наши учителя, прерывая ученика: «Стоп. Вот это ты неправильно сказал. Скажи правильно!» Каждый раз, категорично останавливая и указывая на ошибку, наши педагоги как-бы запрещают ошибаться. Делают ошибки чем-то стыдным, не приемлимым, осуждаемым. Но если ты что-то делаешь впервые, ошибки неизбежны. Если бы мы все умели. Зачем нам тогда учителя? А «Месье Профессер», с интересом слушая своего ученика, принимая его ответ, не фиксируя его внимание на ошибке, тем самым дает возможность проживания опыта ошибки бережно и экологично. Поэтому на всех площадях Европы люди, которые знают по-английски буквально сто слов, говорят, совершенно не смущаясь, и выглядят вполне довольными. А русский, даже закончивший английскую спецшколу, будет мучительно подбирать иностранные слова, чтобы хоть как -то объясниться. Мы за годы взросления не присвоили себе право на ошибки и несовершенство. Чаще всего, русский человек делает это уже во взрослом возрасте, сознательно и самостоятельно или с помощью психолога. Мы так привыкли к критике. Нам она кажется чем-то необходимым. А так ли это на самом деле? Задумайтесь, когда человек что-то творит, он и так стремится выразить себя наилучшим образом, и скорее ему нужна поддержка, вера в него, а не критика. Гораздо больше поможет просто осмысление своего опыта, осмысление последствий своих действий. Например, ученик не подготовился к контрольной, пролентяйничал. Вот он приходит в школу, и он сталкивается с последствиями. Учитель говорит: «Ты был не готов, вот тебе двойка». Это и будет его опыт. И от того какой он будет, будет зависеть его способность справляться с последующими жизненными трудностями, совершая ошибки и исправляя их. Наверное, дома он лишится каких-то сладостей или привилегий. Но если это произойдет без унижения без критики, то это и будет тот самый полезный опыт, на который он будет опираться. Достаточно просто дать человеку возможность пережить последствия. Мы ежедневно сталкиваемся с последствиями наших неправильных выборов, наших ошибок, и этого вполне достаточно для развития. Но в детстве нам не давали этого пережить, запрещая и решая все за нас, либо делали это очень жестоко. Нас наказывали за наши ошибки, и никак не давали понять, что ошибка, это необходимое условие для развития. «Не ошибается тот, кто ничего не делает» Поэтому, мы должны научиться сами и научить детей тому, что критика не является условием для развития. Необходимым условием для развития является просто опыт, переосмысление сделанного, и как раз поддержка, потому что мы не можем знать все, мы постоянно проживаем какой-то свой опыт впервые. И в своем новом творении, вы наверняка проживаете свой опыт впервые, и конечно, чему-то учитесь. А когда человек еще учится, он максимально уязвим. И ему просто необходима поддержка, в этот момент. Только тогда человек останется в ощущении того, что он достоин, и впоследствии не будет палачом для других.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|