40 оттенков серого или легко ли быть не такой как все.

40 оттенков серого питерского дождя остались в прошлом. Теперь я обосновалась в уютном, ухоженном южном городе.

И первое, что бросилось мне в глаза на моей первой работе здесь, это желание коллег не выделяться, их не желание отстаивать свое мнение, соглашательство. В психологии это называется конформизм.

Конформизм, это изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.  

Давайте разберемся, откуда берется конформизм. Первое что приходит в голову, мы неосознанно следуем опыту старшего поколения. Опыту, встроенному в нашу генную матрицу. Опыту, сложившемуся в страшные годы сталинских репрессий и годы брежневского всеведущего и всесильного КГБ. Бессознательно в детстве присваиваем родительские послания:

-не высовывайся

-тебе что больше всех надо

-ты что самый умный

Нашему старшему поколению, было не до самовыражения, работать надо было, выживать. А все оригинальное попахивало иностранщиной и за него сажали. Так и жили «скованные одной цепью, связанные одной целью», выливаясь вечером серой безликой массой из ворот фабрик и заводов и утром вливаясь обратно.

Еще при слове конформизм мне представляется идеальная альпийская лужайка, где ровными рядами, как на параде, стоят одинаковые зеленые травинки и вдруг среди них попадается лопух с его неприлично огромными листьями, похожими на уши слона или несуразный колючий чертополох с каким-то сиреневым пушком вместо цветка. И я просто кожей чувствую, как неуютно этому лопуху и чертополоху торчать посреди этого зеленого идеального единообразия.

Но, и в наше время быть оригинальным, выделяться, ой как не просто. За это конечно сейчас не посадят, но ранить обесцениванием и критикой могут сильно.

Например, вы написали текст, сняли ролик, придумали проект. И представили его на суд читателей, зрителей, общества. Тогда вы автоматически становитесь предельно уязвимы. Потому что даете разрешение обществу судить о вашем продукте творчества. И хорошо если отзыв будет положительным и бережным, а если вас раскритикуют в пух и прах.

А недавно я поняла, что быть искренним и открытым здесь, в этом маленьком, чистеньком городе, гораздо сложнее, чем в Питере.

Питер с его бомжевато неряшливыми или изысканно утонченными прохожими на фоне серых мокрых фасадов, был разнолик и ярок.  Там выделяться своей эпатажной внешностью, нестандартными идеями и проектами было привычно и одобряемо. Туда сбегают из своих маленьких городков амбициозные и творческие молодые ребята воплощать свои мечты. Там быть креативным и оригинальным легко. А здесь я себя иногда чувствую, как тот чертополох на альпийской лужайке. Где газонокосилка общественного мнения может так жестоко проехать по твоей самооценке, что ты не скоро сможешь вернуться к творчеству.

Почему в нашем обществе так любят критиковать и нужна ли критика в принципе? Вы не задумывались?

Кто-то скажет: «А как же я узнаю правильно ли я сделала. Как мне тогда исправить ошибки и сделать лучше».

Больше всего критики достается конечно ученикам в школах.

Главная особенность нашего школьного образования, это представление об ошибке как о преступлении. У нас все построено на том, что детям постоянно указывают, как они ошиблись и дают понять, что это очень плохо.

А знаете, чем принципиально отличается обучение иностранному языку в Европе от нашего российского варианта.

Где нибудь во Франции, «Месье Профессер», не поправляет ученика поминутно, не указывает ему на ошибки, а просто слушает ответ, показывает всем своим видом что, он твоей попытке донести свою мысль очень рад и проговаривает правильный вариант произношения этой фразы. Он не кричит, как наши учителя, прерывая ученика: «Стоп. Вот это ты неправильно сказал.  Скажи правильно!»

Каждый раз, категорично останавливая и указывая на ошибку, наши педагоги как-бы запрещают ошибаться. Делают ошибки чем-то стыдным, не приемлимым, осуждаемым.

Но если ты что-то делаешь впервые, ошибки неизбежны. Если бы мы все умели. Зачем нам тогда учителя?

А «Месье Профессер», с интересом слушая своего ученика, принимая его ответ, не фиксируя его внимание на ошибке, тем самым дает возможность проживания опыта ошибки бережно и экологично. Поэтому на всех площадях Европы люди, которые знают по-английски буквально сто слов, говорят, совершенно не смущаясь, и выглядят вполне довольными. А русский, даже закончивший английскую спецшколу, будет мучительно подбирать иностранные слова, чтобы хоть как -то объясниться.

Мы за годы взросления не присвоили себе право на ошибки и несовершенство. Чаще всего, русский человек делает это уже во взрослом возрасте, сознательно и самостоятельно или с помощью психолога.

Мы так привыкли к критике. Нам она кажется чем-то необходимым. А так ли это на самом деле?

Задумайтесь, когда человек что-то творит, он и так стремится выразить себя наилучшим образом, и скорее ему нужна поддержка, вера в него, а не критика. Гораздо больше поможет просто осмысление своего опыта, осмысление последствий своих действий.

Например, ученик не подготовился к контрольной, пролентяйничал. Вот он приходит в школу, и он сталкивается с последствиями. Учитель говорит: «Ты был не готов, вот тебе двойка».

Это и будет его опыт. И от того какой он будет, будет зависеть его способность справляться с последующими жизненными трудностями, совершая ошибки и исправляя их.

Наверное, дома он лишится каких-то сладостей или привилегий. Но если это произойдет без унижения без критики, то это и будет тот самый полезный опыт, на который он будет опираться. Достаточно просто дать человеку возможность пережить последствия.

Мы ежедневно сталкиваемся с последствиями наших неправильных выборов, наших ошибок, и этого вполне достаточно для развития. Но в детстве нам не давали этого пережить, запрещая и решая все за нас, либо делали это очень жестоко. Нас наказывали за наши ошибки, и никак не давали понять, что ошибка, это необходимое условие для развития. «Не ошибается тот, кто ничего не делает»

Поэтому, мы должны научиться сами и научить детей тому, что критика не является условием для развития. Необходимым условием для развития является просто опыт, переосмысление сделанного, и как раз поддержка, потому что мы не можем знать все, мы постоянно проживаем какой-то свой опыт впервые.

И в своем новом творении, вы наверняка проживаете свой опыт впервые, и конечно, чему-то учитесь. А когда человек еще учится, он максимально уязвим. И ему просто необходима поддержка, в этот момент.

Только тогда человек останется в ощущении того, что он достоин, и впоследствии не будет палачом для других.

 



Просмотров: 510
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем менять сценарий отношений, просто встречу своего человека и все будет хорошо.
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Если он хочет быть с Вами - он будет
  • Лучше не любить, тогда и больно не будет.
  • Будет ли счастлива женщина, у которой было больше 100 мужчин ?
  • Поразмышляем о прошлом.... Ошибки или опыт???....
  • Лучший друг……Какой он? Зачем он вам? (не открывать, пока не будет готов ваш ответ)
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • Она тебе будет изменять, если…
  • Конечно, она готова к школе и будет там хорошо учиться...
  • Какой-такой майндфулнесс? Или следи за своим умом, и будет тебе счастье!
  • Когда любовь будет на первом месте, всё остальное будет на своём
  • Человек, который точно знает, как будет лучше
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Ошибки, которые создают опыт
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Будущее следствие прошлого. Показывает то, что было, а не то, что будет
  • Начни что ни будь делать, и тогда у тебя ко мне претензий не будет.
  • Что будет, если первой предложить парню встречаться?
  • Цена ошибки или «Кто не ошибается, тот ничего не делает!»
  • Если вы упорно будете биться головой об стену, то, скорее всего, вы просто окажетесь в соседней комнате.
  • Ошибки мышления или как наше мышление определяет наши поступки и нашу жизнь
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Если соришь деньгами, то придется доплатить тому, кто их будет убирать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь