|
Искренность психологаАвтор статьи: Тордия Надежда Владимировна
Я часто об этом думаю и проговариваю на супервизиях и интервизиях с коллегами. Быть искренним, конгруэнтным, в наших реалиях – сложно, особенно психологу. Вчера я смотрела в сети сайты коллег, читала их статьи и откровения. Они очень по- разному себя репрезентуют. Иногда сухо, иногда очень откровенно. Понимаю, что это зависит и от направления, в котором специалист работает. Психоаналитики, как мы знаем, обычно мало что говорят о себе, это соответствует формату, хотя бывает всякое. Сам текст, стиль письма, очень о многом говорит. При внимательном рассмотрении в любом тексте можно увидеть основную эмоцию. Или увидеть, что эту эмоцию автор тщательно хотел спрятать. Но мне сейчас хочется написать не о текстах, а об искренности. Ведь это качество так важно для работы с Клиентом. Увидела сайт одного коллеги, с весьма разносторонним образованием. Представляю, сколько сил, времени и материальных вложений нужно было, для того, чтобы получить такое образование и пройти такое количество часов личной терапии, да еще и в разных городах. Об этих фактах, в сайте – написано достаточно лаконично, звучит просто как констатация факта. Указано, что специалист получил сертификат Европейской ассоциации психотерапии, что вообще может считаться космосом в профессиональной среде. По счастью, мне преподавали 3 обладателя таких сертификатов и я непонаслышке знаю, об их сложном и тернистом пути. Но меня поразили, в данном случае не регалии, психолога, о котором завела речь, а то, что специалист удивительно откровенно говорит о своих травмах и комплексах, которые ему удалось преодолеть. О чувстве отверженности, никчемности, горечи, которое было с детства и достаточно долго сопровождало его по жизни. Повторюсь, внимательный читатель всегда уловит неискренность, браваду, жонглирование фактами, с целью произвести впечатление открытости. Это не тот случай, автор действительно открыт для Клиентов и мягко подводит к тому, что все проблемы решаемы, что психотравмы были и есть у всех, и можно достигнуть большого прогресса в излечении душевных ран, стоит только захотеть и проявить упорство. Мне очень созвучна такая позиция. Вспоминаю, наши занятия в 5-летнем проекте по Клиент-центрированной психотерапии. Прошло уже больше 10 лет. Это была группа психологов разных возрастов, но в основном в проект пришли молодые люди. Для меня, в то время новичка, человека, состоявшегося в другой профессии, и недавно получившего второе высшее, было просто откровением, как легко и непринужденно учасники, и профессора-преподаватели говорили о самом сокровенном… Вот именно не об интимном, а о сокровенном, что и на сеансе у психолога-то нечасто озвучишь. Впуская в свои закоулки внутреннего мира. Спокойно обозначая в ходе работы, что испытывают сейчас и негативные эмоции - злость, негодование, или раздражение, или обиду. Вообще, мало кто из специалистов, в ответ на какой-то негативный выпад клиента (а мы ведь прекрасно понимаем, что такие вещи иногда будут происходить, и в большинстве случаев к профессионализму специалиста не имеют отношения), готов признать, что ему обидно, некомфортно, но он все равно с клиентом, он понимает его чувства. Что они все равно в одной лодке. Причем признать без манипуляций, без того, чтобы вызвать у Клиента чувство вины. Для меня это высший пилотаж консультирования, психотерапии.Ведь психолог в некоторых случаях просто вынужден выступать как хирург (извините, за избитую метафору), и упрекать его в том, что он нарочно ковыряется в ране, не стоит. Но ведь как часто мы, психологи, защищаемся? И в жизни, и в консультировании. Включаем все подряд вторичные защиты – рационализацию, и морализаторство, и интеллектуализацию. Причем, нам так сложно в этом признаться! А иногда просто сами этого не видим, да и видеть не хотим. Ну, это уже отдельная история, о необходимости личной терапии и супервизий. К сожалению, очень большое количество мифов, о психологах базируются именно на этой неспособности быть конгруэнтными, искренними, незащищающимися. «Ну что, пойду я к психологу, и что он меня жизни научит? Он лучше знает, как мне жить что ли?». – часто слышим. И бесполезно тогда рассказывать, что это не функция психолога, если он действительно профессионал, учить, как жить. Эти мифы возникли не на пустом месте. Ведь к сожалению бывает, что человек идет в консультирование, в психотерапевты, исключительно для того, чтобы «научать», подгонять под свой стандарт, объяснять, как нужно поступать правильно, мало учитывая особенности внутреннего мира Клиента. У многих из нас это проскакивает, чего греха таить, но кто-то прислушивается и работает над собой, чтобы искоренить в себе излишнюю авторитарность, а кто-то так и остается навсегда в роли непогрешимого гуру для Клиента, глубоко пряча свои чувства и свое истинное «я». Как часто поэтому слышим в своем кабинете: «…нет Вы пожалуйста подробно расскажите, что мне делать? Что именно ей/ему сказать? Вы точно должны знать». Миф о том, что психолог "точно знает как",очень живуч. Искренность, конгруэнтность психолога в контакте с Клиентом – это не просто саногенно, это начало осознавания своих скрытых чувств, а значит и начало пути к исцелению.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|