|
Все ёлочные игрушки стали бракованныеАвтор статьи: Владимирский Михаил Германович
Как хорошо известно людям за 40, раньше трава была зеленее, водка крепче, а противоположный пол… эхххх… На идеализацию прошлого работает сразу несколько сильных психологических механизмов. Иногда результат их действия иногда выглядит со стороны довольно-таки абсурдно. Например: состоявшийся в жизни взрослый, сам себе хозяин с теплотой вспоминает свои два армейских года.
Успешный бизнесмен ностальгирует по временам СССР. Массово идеализацируются времена т. Сталина, когда «был порядок» и по временам царской России, когда 80% населения были неграмотны и никакими особенными гражданскими правами не обладали. В отечественной фантастике, единственной из всех фантастик мира, чуть ли не ведущим является жанр про «попаданцев» в другое время, иногда в прошлое, а иногда в будущее.
Наши люди хотят жить не сейчас! Как так получается? Неужели действительность за окном настолько ужасна, что значительно более трудное и опасное прошлое и неизвестное будущее предпочтительней? В случае ностальгии по молодости, это тоска по утраченным ярким эмоциям (см. первую фразу статьи), когда все закономерно случалось впервые и оставляло яркий след в памяти. Очень немногим удается достичь юной остроты чувств в новом романе в 40 или 50 лет. И тянет к запоздалой крышесносной любви именно ностальгия, желание прожить молодость заново. И этим очень немногим не удается достичь былой безоглядности в отношениях, поскольку времени жить, не задумываясь о последствиях уже не осталось. В случае ностальгии по армии, мы имеем дело с удовлетворением человека, который сумел адаптироваться в трудных условиях, закономерно этим гордится, и поэтому числит этот непростой отрезок жизни среди своих жизненных достижений. То же самое можно сказать и о бизнесмене, с теплотой вспоминающим Советский Союз: сам он был юн и свеж, родители живы и молоды, была прекрасная юношеская дружба, и именно тогда он вышел на жизненную траекторию, приведшую его к нынешнему успеху. Успех то есть, да сопряжен с кучей забот и хлопот, да и ёлочные игрушки продают все бракованные: они больше не радуют, в отличие от тех, что были в детстве. В случае ностальгии по СССР можно добавить законные сожаления о разрушении системы социальной защиты и гибели вызывавшей гордость великой державы. Но есть кое-что еще. Оглядываясь на прошлое, человек не находит там тревоги за будущее: оно уже наступило и известно.
А сейчас будущее несет неизвестные угрозы и перемены, оно же таково по определению. Этим настоящее всегда уступает прошлому. И наконец, почему это стремление скрыться из «сейчас и здесь» свойственен именно нашему обществу? В других странах эскайпистские настроения людей отражают в литературе жанры фантастики разных направлений, включая фэнтэзи и киберпанк, а у нас вот господствуют попаданцы. Хочется перенести себя, как я есть, в другую эпоху. Уникальность нашего общества в масштабе и скорости социальных и средовых перемен и в уровне образования, позволяющих их так отрефлексировать: хочу в другую эпоху. В самом деле, за годы жизни в застойный период СССР человек привык и ему казалось, что так будет всегда: вот тут аптека, а тут булочная, проезд на метро и автобус стоит пятачок и ничто из перечисленного не изменится.
Вузы и техникумы обещали понятные жизненные перспективы, и общее устройство жизни было неизменно и будущее представимо. А с начала 1990х мы живем в условиях перманентной социальной и средовой революции. Скорость перемен среды, правил жизни превышает человеческую способность адаптироваться к ним. В психофизиологии есть понятие «цена адаптации». Так вот, этих адаптаций потребовалось столько, и они были столь значительны, что адаптивная способность целых поколений оказалась исчерпана. Вспомним, как отличался от СССР мир 1990х и как наш, сегодняший мир отличается от "святых" 1990х! Миллионы не смогли адаптироваться: вспомним небывалый пик смертности от "естественных" причин, последовавший за сменой эпох.
Им (нам) очень неуютно здесь , особенно тем из нас, кто сформирован в детстве неподвижной социальной средой СССР. Можно порекомендовать таким людям, а это целые возрастные категории, отправиться на пенсию, или хотя бы на отпуск в Беларусь, которая меняется не столь пугающе-динамично, и где стремятся сохранить привычные советские черты городской среды и социальных порядков. И есть еще одна важная грань этого эскайпизма. Человеку нужно всё-таки адаптироваться к реальности, пока нейропластичность еще имеется и не наступили годы старческих деменций. Адаптированность означает успех в настоящем и продление активной жизни, если хотите, проживание второй и третей жизней, настолько все вокруг изменилось и не один раз. Человек должен присутствовать сознанием сейчас и здесь, в существующей реальности. Убегание из неё равняется убеганию из реальной жизни в виртуальный мир своих мечтаний, самоустранение из жизни. И оставление освоение нынешней реальности молодым, не отягощенным предшествующими адаптациями к изменившейся жизни.
Михаил Владимирский, клинический психолог www.beznevroza.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|