Гомосексуальность: взгляд психолога

В последнее время гомосексуальность стала одной из топ-тем в медиа-пространстве. Организации pro-life, политики, православные и католики обсуждают проблемы «гей-лобби» и ведут горячие дискуссии о том, как противостоять распространению «голубой чумы» XXI века.

Чаще всего лейтмотивом подобных дискуссий становится призыв «Бей!», - что делает, на мой взгляд, невозможным вникнуть в суть проблемы и разобраться, чем является гомосексуальность, которая в ходе прений мешается с педофилией, фетишизмом, трансвестизмом и т. д.

В этой статье я хотела бы раскрыть явление гомосексуальности с точки зрения психолога. Я буду говорить здесь о мужской гомосексуальности в силу большей ее распространенности. Нужно заметить, что формирование женской гомосексуальности, хотя и во многом схоже с мужской, но имеет ряд специфических особенностей.

Что такое гомосексуальность?

По определению одного из ведущих исследователей гомосексуальности Алана Медингера, гомосексуальность — это результат недоразвития мужественности. Она означает, что человек не прошел до конца путь взросления, становления мужчиной, и по каким-то причинам остановился на каком-то его этапе. Именно поэтому практически неотъемлемой частью самоощущения гомосексуалистов является «Я не такой, как все», «Я не совсем мужчина» и т. д.

Откуда берется гомосексуальность?

На вопрос о происхождении гомосексуальности существуют два основных ответа:

1. Гомосексуальность обусловлена генетически (гормонально);

2. Гомосексуальность — следствие психологических травм, приобретенных в детстве и юности.

Иными словами, геями рождаются или становятся?

Проведенные исследования говорят о том, что, действительно, существуют ситуации, когда в период беременности женщины происходят гормональные сбои, в результате которых рождаются дети с нарушенным гормональным фоном — у мальчиков преобладают эстрогены - «женские гормоны», а у девочек — тестостерон. В то же время, однако, между этими сбоями и гомосексуальными склонностями нет прямой зависимости, то есть люди с отклонениями в гормональном фоне могут как быть, так и не быть гомосексуальными.

Гораздо более выраженное влияние на развитие гомосексуальности оказывают социальные факторы, то есть воздействие той среды, в которой мальчик растет.

Что это за воздействия?

Начнем с ближайшего окружения — семьи.

На формирование мужественности в мальчике влияют как мама, так и папа. Мама становится для подрастающего мальчика (начиная примерно с 3 лет) — первой Женщиной, рядом с которой он осознает свою принадлежность к миру мужчин. Бывает, что уже в этом возрасте мальчик пытается быть «рыцарем» для мамы: уступает ей место в транспорте, помогает что-то нести... Даже если помощь эта чисто символическая — маме важно научиться ее принимать, подчеркивая тем самым, что сын - «настоящий мужчина», «рыцарь», «помощник», «защитник» - словом, утверждая мальчика в типично мужских ролях.

Папа играет еще более важную роль в становлении мужественности сына. Он подает пример, показывает, что значит «быть мужчиной», открывает ребенку мир других мужчин. Он учит мальчика «мужским» делам, показывает, мужской взгляд на мир. Учит мальчика соревноваться с другими, учит его активности (например, когда в шутку борется с ним, или играет в мяч, догонялки и т. д.), подбадривает, приобщает к мужским занятиям (что-то починить, смастерить...). Занимаясь вместе с сыном, играя с ним, папа позволяет мальчику идентифицироваться с ним: «Мы с папой — мальчики, а мама — девочка»; «Я мальчик, поэтому помогу маме»; «Я мальчик, я играю с другими мальчиками в футбол» - такие ассоциации должны сформироваться у ребенка.

Почему этого иногда не происходит?

«Первую скрипку» в процессе искажения мужественности играет папа. Он может не давать сыну возможности идентифицироваться с собой, присоединиться к мужскому миру.

Как это делается?

Вариант номер 1 — критика. «Не так, не туда, не правильно, неумеха, растяпа, слабак...». Добавим сюда «Что ты как девчонка?!», «Никогда из тебя мужик не вырастет!». Эти фразы говорят мальчику «Я не такой, как папа. Я не могу быть мужчиной. Со мной что-то не так». И он начинает смотреть на мужчин не как один из них, а как посторонний.

Вариант № 2 — иногда мужчины (отцы) путают мужественность с черствостью, а мягкость, чувствительность — с женственностью. Отсюда рождается запрет на проявление чувств, особенно печали, обиды, страха... «Что ты ревешь, как девка??!!» - Обращенное к плачущему трехлетнему мальчику. «Что ты трясешься, не мужик что ли?!» - к, примерно, такого же возрасту ребенку у кабинета стоматолога.

Еще вариант — жестокий или отсутствующий (физический или эмоционально) отец, лишающий ребенка возможности с ним идентифицироваться.

Не сумев найти себя в мужском мире, ребенок пытается найти себя в женском. И тут на сцену выступает мама. На фоне жесткого, недоступного, критикующего отца она оказывается для мальчика «тихой гаванью» - понимающая, защищающая от папы, мягкая, добрая, зачастую нетребовательная, мальчика своего любящая «до безумия»... И эта тихая гавань оказывается ловушкой для мальчика. Он становится маминым наперсником. Ему доверяют женские тайны. Он помогает управляться на кухне и по дому. Он «золотой мальчик», который никогда не подведет, всегда выслушает и пожалеет маму...

«Маменькин сынок»

А «маменькиных сынков», как известно, не любят: во дворе, в школе...

И тогда в ход вступает второй, очень важный, фактор формирования гомосексуальности: отвержение и жестокость со стороны сверстников. Мальчик, отвергнутый отцом, вступает в мир других мальчишек. Этот мир — состязателен, иногда жесток, очень динамичен. В нем нужно уметь соревноваться, побеждать, завоевывать уважение. Всему этому мальчик должен был научиться у отца. Но он не научился. Он ощущает себя чужим по отношению к этому миру — и другие мальчики тоже ощущают его чужеродность. Этого достаточно, чтобы мальчик стал изгоем. Прибавить к этому какую-либо характерную черту во внешности (полнота, высокий или маленький рост, необычный цвет волос...) - и травля обеспечена.

В такой ситуации мальчик еще больше отдаляется от мира мужчин, не переставая, однако, - и это очень важно, - тянуться к нему, не переставая желать войти в него, завидуя чертам других мальчиков. Именно эта зависть и желание присвоить себе черты мужественности перерождаются в подростковом возрасте или позже в желание сексуального контакта, сутью которого как раз и есть обладание партнером, присвоение его качеств, восполнение собственных пробелов в формировании мужественности.

Излечима ли гомосексуальность?

Хотя самым ярким (во всех смыслах слова) проявлением гомосексуальности в обществе можно считать гей-парады, множество людей, испытывающих гомосексуальное влечение, вовсе этому не радуются и желают от него избавиться. Соответственно, возникла необходимость развития психотерапевтических подходов лечения гомосексуальности. Их два, в зависимости от того, признается ли гомосексуальность врожденной или приобретенной.

1. Аффирмативная (утверждающая) психотерапия — исходит из предположения о физиологическом (генном, гормональном) происхождении гомосексуальности, и, следовательно, ее неизлечимости. Соответственно, человек может только принять свои склонности, научиться жить с ними — а, возможно, и сделать их привлекательными в глазах других людей. «Ты таким родился, таким и умрешь», «Это твоя особенность, в этом нет ничего плохого»; «Все люди разные» - эти фразы часто звучат в кабинетах аффирмативных терапевтов. Нужно сказать, что эта точка зрения получила и широкое распространение и за их дверями.

2. Репаративная (исцеляющая) терапия исходит из предположения, что гомосексуальность связана с травмами, полученными в детстве (о которых говорилось выше и некоторых других, например, изнасилование лицом своего пола), и, следовательно, при условии залечивания этих ран - излечима.

Такого подхода придерживаются, в том числе, многие христианские психологи.

Нужно, однако, отметить, что психотерапия гомосексуальности — это долгий, сложный и во многом болезненный процесс, который требует постоянных усилий как от психолога, так и от пациента. Его результат во многом зависит от того, с чем человек приходит к психологу, а также от его решимости справляться со своими сложностями.

Автор: Наталья Станкевич, христанский психолог

 



Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может склонить мальчика к гомосексуальности
  • Может ли мальчик любить мальчика
  • Как избавиться от гомосексуальности? Никак. 18+
  • О психологии гомосексуальности.
  • Гомосексуальность, как важно осознать свою реакцию.
  • Что происходит, когда папа хочет мальчика, а рождается девочка?
  • Гомосексуальность.Ч.3 Психотерапия
  • Гомосексуальность, или то, чем всех пугают
  • Роль отца в развитии мальчика или зачем нужен папа.
  • Не муж, но мальчик. 5 типов мужчин, от которых стоит держаться подальше
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 1. Что такое гомосексуальность?
  • Гомосексуальность: F1 или F65?
  • Гомосексуальность
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 4. Можно ли предупредить гомосексуальность?
  • Болезнь ли гомосексуальность?
  • Сексофобия или гомосексуальность?
  • Гомосексуальность и нарциссизм
  • Гетеро или гомосексуальность?
  • Порядок рождения и гомосексуальность
  • Гомосексуальность в структуре гендера
  • Коротко и по делу: гомосексуальность не болезнь?
  • Гомосексуальность в психоанализе – вчера и сегодня
  • Де-конструкция патологизирующих гомосексуальность психоаналитических концепций. 18+
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 2. Болезнь ли гомосексуальность?
  • Гомосексуальность в индивидуальной психологии Адлера и его последователей
  • О «норме» и «отклонениях». Часть 3. Гомосексуальность и ее осознавание.
  • Я больше не твой мальчик, мама.
  • Маленький мальчик это уже настоящий мужчина
  • Скрытая женская гомосексуальность как сформированный конфликт сексуальных ролей
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь