|
Гомосексуальность: взгляд психологаАвтор статьи: Станкевич Наталия Александровна
В последнее время гомосексуальность стала одной из топ-тем в медиа-пространстве. Организации pro-life, политики, православные и католики обсуждают проблемы «гей-лобби» и ведут горячие дискуссии о том, как противостоять распространению «голубой чумы» XXI века. Чаще всего лейтмотивом подобных дискуссий становится призыв «Бей!», - что делает, на мой взгляд, невозможным вникнуть в суть проблемы и разобраться, чем является гомосексуальность, которая в ходе прений мешается с педофилией, фетишизмом, трансвестизмом и т. д. В этой статье я хотела бы раскрыть явление гомосексуальности с точки зрения психолога. Я буду говорить здесь о мужской гомосексуальности в силу большей ее распространенности. Нужно заметить, что формирование женской гомосексуальности, хотя и во многом схоже с мужской, но имеет ряд специфических особенностей. Что такое гомосексуальность?По определению одного из ведущих исследователей гомосексуальности Алана Медингера, гомосексуальность — это результат недоразвития мужественности. Она означает, что человек не прошел до конца путь взросления, становления мужчиной, и по каким-то причинам остановился на каком-то его этапе. Именно поэтому практически неотъемлемой частью самоощущения гомосексуалистов является «Я не такой, как все», «Я не совсем мужчина» и т. д. Откуда берется гомосексуальность?На вопрос о происхождении гомосексуальности существуют два основных ответа: 1. Гомосексуальность обусловлена генетически (гормонально); 2. Гомосексуальность — следствие психологических травм, приобретенных в детстве и юности. Иными словами, геями рождаются или становятся? Проведенные исследования говорят о том, что, действительно, существуют ситуации, когда в период беременности женщины происходят гормональные сбои, в результате которых рождаются дети с нарушенным гормональным фоном — у мальчиков преобладают эстрогены - «женские гормоны», а у девочек — тестостерон. В то же время, однако, между этими сбоями и гомосексуальными склонностями нет прямой зависимости, то есть люди с отклонениями в гормональном фоне могут как быть, так и не быть гомосексуальными. Гораздо более выраженное влияние на развитие гомосексуальности оказывают социальные факторы, то есть воздействие той среды, в которой мальчик растет. Что это за воздействия?Начнем с ближайшего окружения — семьи. На формирование мужественности в мальчике влияют как мама, так и папа. Мама становится для подрастающего мальчика (начиная примерно с 3 лет) — первой Женщиной, рядом с которой он осознает свою принадлежность к миру мужчин. Бывает, что уже в этом возрасте мальчик пытается быть «рыцарем» для мамы: уступает ей место в транспорте, помогает что-то нести... Даже если помощь эта чисто символическая — маме важно научиться ее принимать, подчеркивая тем самым, что сын - «настоящий мужчина», «рыцарь», «помощник», «защитник» - словом, утверждая мальчика в типично мужских ролях. Папа играет еще более важную роль в становлении мужественности сына. Он подает пример, показывает, что значит «быть мужчиной», открывает ребенку мир других мужчин. Он учит мальчика «мужским» делам, показывает, мужской взгляд на мир. Учит мальчика соревноваться с другими, учит его активности (например, когда в шутку борется с ним, или играет в мяч, догонялки и т. д.), подбадривает, приобщает к мужским занятиям (что-то починить, смастерить...). Занимаясь вместе с сыном, играя с ним, папа позволяет мальчику идентифицироваться с ним: «Мы с папой — мальчики, а мама — девочка»; «Я мальчик, поэтому помогу маме»; «Я мальчик, я играю с другими мальчиками в футбол» - такие ассоциации должны сформироваться у ребенка. Почему этого иногда не происходит? «Первую скрипку» в процессе искажения мужественности играет папа. Он может не давать сыну возможности идентифицироваться с собой, присоединиться к мужскому миру. Как это делается? Вариант номер 1 — критика. «Не так, не туда, не правильно, неумеха, растяпа, слабак...». Добавим сюда «Что ты как девчонка?!», «Никогда из тебя мужик не вырастет!». Эти фразы говорят мальчику «Я не такой, как папа. Я не могу быть мужчиной. Со мной что-то не так». И он начинает смотреть на мужчин не как один из них, а как посторонний. Вариант № 2 — иногда мужчины (отцы) путают мужественность с черствостью, а мягкость, чувствительность — с женственностью. Отсюда рождается запрет на проявление чувств, особенно печали, обиды, страха... «Что ты ревешь, как девка??!!» - Обращенное к плачущему трехлетнему мальчику. «Что ты трясешься, не мужик что ли?!» - к, примерно, такого же возрасту ребенку у кабинета стоматолога. Еще вариант — жестокий или отсутствующий (физический или эмоционально) отец, лишающий ребенка возможности с ним идентифицироваться. Не сумев найти себя в мужском мире, ребенок пытается найти себя в женском. И тут на сцену выступает мама. На фоне жесткого, недоступного, критикующего отца она оказывается для мальчика «тихой гаванью» - понимающая, защищающая от папы, мягкая, добрая, зачастую нетребовательная, мальчика своего любящая «до безумия»... И эта тихая гавань оказывается ловушкой для мальчика. Он становится маминым наперсником. Ему доверяют женские тайны. Он помогает управляться на кухне и по дому. Он «золотой мальчик», который никогда не подведет, всегда выслушает и пожалеет маму... «Маменькин сынок»А «маменькиных сынков», как известно, не любят: во дворе, в школе... И тогда в ход вступает второй, очень важный, фактор формирования гомосексуальности: отвержение и жестокость со стороны сверстников. Мальчик, отвергнутый отцом, вступает в мир других мальчишек. Этот мир — состязателен, иногда жесток, очень динамичен. В нем нужно уметь соревноваться, побеждать, завоевывать уважение. Всему этому мальчик должен был научиться у отца. Но он не научился. Он ощущает себя чужим по отношению к этому миру — и другие мальчики тоже ощущают его чужеродность. Этого достаточно, чтобы мальчик стал изгоем. Прибавить к этому какую-либо характерную черту во внешности (полнота, высокий или маленький рост, необычный цвет волос...) - и травля обеспечена. В такой ситуации мальчик еще больше отдаляется от мира мужчин, не переставая, однако, - и это очень важно, - тянуться к нему, не переставая желать войти в него, завидуя чертам других мальчиков. Именно эта зависть и желание присвоить себе черты мужественности перерождаются в подростковом возрасте или позже в желание сексуального контакта, сутью которого как раз и есть обладание партнером, присвоение его качеств, восполнение собственных пробелов в формировании мужественности. Излечима ли гомосексуальность?Хотя самым ярким (во всех смыслах слова) проявлением гомосексуальности в обществе можно считать гей-парады, множество людей, испытывающих гомосексуальное влечение, вовсе этому не радуются и желают от него избавиться. Соответственно, возникла необходимость развития психотерапевтических подходов лечения гомосексуальности. Их два, в зависимости от того, признается ли гомосексуальность врожденной или приобретенной. 1. Аффирмативная (утверждающая) психотерапия — исходит из предположения о физиологическом (генном, гормональном) происхождении гомосексуальности, и, следовательно, ее неизлечимости. Соответственно, человек может только принять свои склонности, научиться жить с ними — а, возможно, и сделать их привлекательными в глазах других людей. «Ты таким родился, таким и умрешь», «Это твоя особенность, в этом нет ничего плохого»; «Все люди разные» - эти фразы часто звучат в кабинетах аффирмативных терапевтов. Нужно сказать, что эта точка зрения получила и широкое распространение и за их дверями. 2. Репаративная (исцеляющая) терапия исходит из предположения, что гомосексуальность связана с травмами, полученными в детстве (о которых говорилось выше и некоторых других, например, изнасилование лицом своего пола), и, следовательно, при условии залечивания этих ран - излечима. Такого подхода придерживаются, в том числе, многие христианские психологи. Нужно, однако, отметить, что психотерапия гомосексуальности — это долгий, сложный и во многом болезненный процесс, который требует постоянных усилий как от психолога, так и от пациента. Его результат во многом зависит от того, с чем человек приходит к психологу, а также от его решимости справляться со своими сложностями. Автор: Наталья Станкевич, христанский психолог
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|