|
Как заставить себя хотетьАвтор статьи: Зубкова Анастасия
Частый запрос к психологу: «Как мне полюбить нелюбимую работу?». Ответ один: «Никак. Никак нам не полюбить нелюбимую работу». Объясняю, почему это абсолютно невозможно и очень похоже на попытки питаться мусором с кухонного пола в тот момент, когда на плите стоит кастрюля с борщом. Или сплавляться на плоту посуху, без реки.
НАУЧИТЕ МЕНЯ ЗАСТАВЛЯТЬ СЕБЯ ХОТЕТЬ Первая сессия по такому запросу всегда движется по одному сценарию: выгоревший клиент настаивает, что поломка у него в области воли. Он просто ленивый и ему ничего не интересно. Мол, как бы научиться себя получше заставлять. Потому что ему все равно ничего не хочется. Заставляет-заставляет себя – а ничего не хочется еще больше. И вот как бы так научиться себя посильнее заставлять. Чтобы захотелось. На этом месте обычно становится заметно это противоречие. Потому что заставлять себя двигаться туда, куда вам не хочется – это все равно что пытаться сплавляться на плоту - посуху, без реки. А, все-таки, чтобы сплавляться вниз, река нужна. Очень нужна.
ЧТО ТАКОЕ ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ? Воля с точки зрения психологии – способность принимать решения и направлять свое внимание, мысли и действия – в соответствии с этим решением. Волевое усилие – это нейрофизиологический акт. Необходимость совершения волевого усилия – возбуждение определенной комбинации определенных участков мозга, понижение уровня глюкозы в крови. Количество волевых (как, к примеру, мышечных) усилий за день для одного отдельно взятого человека ограничено. Условную «волевую мышцу» можно раскачать, но все равно – воля – конечный ресурс, который требует восстановления. Перенапряжение воли влечет за собой эмоциональное выгорание, апатию, усталость.
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРЕС? Интерес – положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса. Именно интерес – главный локомотив в работе и познавательной деятельности. Волевое усилие в этом процессе требуется для преодоления интеллектуальных трудностей. Метафорически это похоже на преодоление порогов: чтобы перемахнуть порог (зону дискомфорта, преодоление интеллектуальных трудностей) придется коротко поработать веслами (усвоить новую информацию, приобрести новые умения и навыки), но дальше течение (интерес) потащит вас дальше.
А ЕСЛИ У МЕНЯ НЕТ ИНТЕРЕСОВ? Итак, развиваться в профессии на одной воле, без интереса – все равно, что сплавляться на плоту посуху, без реки. Продвигаться вперед таким образом, конечно, можно – но преодолевать значительные расстояния, - вряд ли. Да и удовольствия доставит такая прогулка вряд ли. Очень скоро вы просто выбьетесь из сил. Тут клиент непременно скажет: «А если у меня нет никаких интересов?». Вопрос из серии «А что, если мне никогда не бывает грустно?». В смысле – человек испытывает весь спектр эмоциональных состояний, это – реакция на раздражители внешней среды, и интерес, любопытство – одно из ведущих эмоциональных состояний. Если вы не чувствуете какого-либо эмоционального состояния, это не значит, что его нет. Это значит, что с ним потерян контакт. Как же теряется контакт с вашим интересом?
КАК ПОТЕРЯТЬ ИНТЕРЕС: СПОСОБ №1 Представьте: ребенок объявил родителям, что собирается стать новым Пикассо. Но родители-инженеры в ужасе: «Он от нас так и не съедет, еще и сопьется». Так ребенка начинают учить игнорировать свой интерес. Вместо красок ребенку покупают конструкторы, которые ему совершенно неинтересны. Но, поскольку рисование находится в принципе вне зоны родительского одобрения, ребенок не развивается и в направлении своего интереса. Отвлекаться, если вдруг интересно. Пугаться наказания и отвержения, если вдруг интересно. Ненавидеть себя и заранее ощущать себя спившимся художником, если вдруг проклюнулся интерес к рисованию. Так возникает и патовая ситуация «он так старается, но таланта маловато». Или «Он ничего не хочет». А, впоследствии – «Я ничего не хочу, мне ничего неинтересно». Правда в том, что, разумеется, интересно. Человек и не замечает, пока в течение дня он привычно расходует весь свой волевой ресурс на то, чтобы продолжать быть посредственным инженером, его внимание непроизвольно переключается на интересную ему область. Из всего информационного потока он будет выхватывать информацию про рисование. Обрабатывать эту информацию, укладывать в ячейки. Украдкой формировать на основании этой информации навыки и умения. Так у посредственного инженера-неудачника появится совершенно бесполезное хобби, которого он будет стыдиться. А так же эмоциональное выгорание, апатия и уверенность в собственной никчемности.
КАК ПОТЕРЯТЬ ИНТЕРЕС: СПОСОБ № 2 Возьмем второй пример: вместо тревожных родителей-инженеров, ребенку попался чуткий родитель-искусствовед. Он заметил, у ребенка интерес к краскам. «Станешь новым Пикассо!», - радостно транслирует родитель ребенку, начинает всячески поощрять интерес ребенка. Нанимает учителя. Водит ребенка по картинным галереям. Вместо горки – на пленер. «Куда мультики смотреть, у тебя домашнее задание по композиции не сделано!», «Дорисуй этот рисунок, мы пошлем его на выставку. Да не так, а вот так!». Следите за рукой – только что родитель присвоил интерес ребенка, выработал на основе него собственные цели и начал их добиваться. При помощи ребенка, который не только лишился права двигаться в направлении своего интереса, но и стал должен (хотя пока ни у кого не занимал) добиваться совершенно не своих целей. Потому что целью ребенка было научиться смешивать цвета и красить. Ему не нравилось рисовать. Он не собирался начинать учить рисунок и композицию. Итак – интерес ребенка снова оказался вне зоны родительского одобрения, неправильным. Как бы слишком мелким – по сравнению с грандиозной целью родителя. Повзрослев, такой ребенок превратится в не любящего рисовать художника, который очень любит, к примеру, смешивать цвета и грунтовать холсты. Все, что касается будущего величия будет вызывать у него скуку и апатию. Загораться он будет только на подготовительном этапе своей работы. Гениальный технолог стал художником-неудачником.
ГДЕ ИСКАТЬ ПОТЕРЯННЫЙ ИНТЕРЕС? Итак, чтобы осознанно развиваться в направлении своего интереса, человек должен 1. Иметь право двигаться в направлении своего интереса. 2. Ставить цели самостоятельно, 3. Двигаться в направлении своего интереса в своем ритме. Если вышеперечисленные условия соблюдены, вам повезло, и, скорее всего, вы обожаете дело своей жизни и добились в нем значительных успехов. Если же нет – это вовсе не значит, что ваш интерес пропал, и развитие в этом направлении остановилось. Интерес и развитие в этом направлении просто ушли в подполье. Если вас обучили в детстве обесценивать свой интерес, или игнорировать его – скорее всего, вы его просто не замечаете. Не замечаете, как в течение дня ваше внимание, абсолютно безо всяких ваших усилий удерживается на какой-то определенной области. Как вы выхватываете из информационного пространства информацию, которая будет удовлетворять ваш интерес. Как на протяжении лет у вас, безо всякого вашего участия, растет информационная база, а так же набор умений и навыков – связанных с вашим корневым интересом. Которые ваша система опознает как незначительные/опасные/не заслуживающие внимания. Возникает абсурдная ситуация: вы являетесь обладателем абсолютно без усилий приобретенной профессиональной основой – но все волевые усилия тратите на то, чтобы приобретать знания и навыки в совершенно иной области.
Переломный момент наступает, когда клиент находит в себе силы пересмотреть корневые убеждения – и вывести из тени свой интерес. Увы, в условиях реальной реальности первые шаги в интересной для вас области, приходится начинать с нуля. Причем, в уже значительном возрасте. Да еще и отказавшись от такой кровью давшихся (и крайне незначительных) завоеваний в неинтересной вам области. Но, поверьте, оно того стоит.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|