|
Родители и детиАвтор статьи: Морозова Ирина Викторовна
Отношения между родителями и детьми – частая тема прихода ко мне на консультацию. Отработанные техники и навыки общения, нередко спасают казалось бы безвыходные ситуации. В начале прошлого учебного года Люда, 28 лет привела своего сына Мишу, 7 лет. Она на тот момент была в разводе с мужем почти 2 года. Живёт с сыном, хотя её мама живёт рядом и Люда часто заходит к ней после работы. Сын часто просится к отцу, который живёт с другой женщиной. Причиной прихода стало то, что сын не хочет слушаться маму, капризничает на любые её просьбы, отказывается ехать к бабушкам, чтобы мама могла куда-то сходить. Миша в этом году пошел в первый класс. Люда вынуждена работать много, так как чуть меньше года назад она получила повышение, но до сих пор не получается делать работу в рамках рабочего дня. Начальник стал раздражаться на плохое настроение Люды, и она боится, что потеряет должность (она давно мечтала о ней). Люда чувствует себя растерянной и злой, потеряла уверенность, что сможет в этой должности добиться успеха. У Люды много тревоги за сына, его поведение вызывает страх перед истериками сына, ей кажется, что сын её не любит и что муж может забрать сына к себе. А тут ещё и школа. Как он будет учиться? Пока только начало года, но его поведение … Мама Люды укоряет её в том, что сын растёт без отца, а свекровь считает, что муж Люды совершил ошибку, уйдя от неё. Мише очень нравится у папы в гостях. Ему разрешается играть до поздней ночи и есть его любимые чипсы в неограниченном количестве. Папа ему купил планшет, чтоб Миша мог смотреть мультики сколько хочет. На первой консультации, используя технику арт-терапии как диагностику событий, я попросила Мишу и Люду нарисовать свою семью, чтобы посмотреть, как они воспринимают создавшуюся ситуацию. Картинка была неожиданной для мамы и меня: Миша нарисовал маму как раненного котёнка, а папу тигром, который обижает котёнка. Себя изобразил Бетмэном, укротившим тигра и спасшим котёнка, а бабушки были как монстры, которые хотят управлять Бетмэном. Люда же нарисовала тайфун, который её несёт куда-то в неопределённость. По результатам первой консультации было принято решение начать работать сначала с мамой, а уже потом подключить Мишу в совместную работу. Когда в рамках транзактного анализа мы с Людой разобрали данную ситуацию, то выяснилось, что у неё большая эмоциональная привязанность к маме. Она чувствует себя виноватой перед мамой, что так рано ушла от мамы: вышла замуж и родила ребёнка, а сейчас ещё оставила ребёнка без отца. Именно поэтому она разрешает Мише так часто ходит к отцу в гости, хотя самой Люде это не нравится. На протяжении нескольких консультаций Люда училась разделять свои мысли от интроектов мамы. Люде тяжело было принять это и поэтому мы работали через тело, используя методики телесно-ориентированной терапии. Только почувствовав своё тело Люда, смогла осознать, какие чувства вызывает эта ситуация, принять не только свои ошибки, но и ошибки мужа. Смогла различать реальные события и иллюзию, которую придумала, чтобы себя оправдать. Работая вместе с Мишей, Люда училась слышать и понимать сына. На протяжении нескольких консультаций Люда освоила несколько техник общения, которые помогают ей не только слышать сына, но и говорить, таким образом, чтоб он её тоже понимал. В результате психологической работы Люда перестала бояться себя, мамы, истерик Миши, своих ошибок. Она поняла, что это ЕГО способ выразить свой страх потери мамы (вдруг она тоже уйдёт от него). И что, когда он находится у папы, он старается его вернуть домой. Миша успокоился, перестал бояться потерять маму, и в её отсутствии старается сделать уроки, чтоб, когда она пришла, они могли посмотреть мультики вместе. Так как Люда обратилась в самом начале учебного процесса, то в ходе психологической работе мы ещё и проработали мотивацию Миши на учебу как дополнительный бонус. К папе он ходит также часто, но теперь отец не только помогает делать уроки, но и вместе с сыном играет в железную дорогу, подаренную на новый год. Люда увереннее смотрит в будущее, перестала бояться и тревожиться, научилась снова улыбаться от души. Она очень удивлялась, что работа с психологом помогла и в работе тоже. Она научилась проводить анализ ситуаций, а техники общения помогли найти общий язык с новыми сотрудниками. Став внутри «взрослой» она смогла договориться и с мамой и с бывшим мужем. Проведя несколько переговоров, Люда сумела простить мужа и себя за ошибки в браке. Они смогли остаться друзьями и помогать Мише вместе. С любовью, ваш психолог Ирина Морозова Согласие клиентки на публикацию получено, имена и некоторые данные героев изменены. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|