Качество. Кто не любит качественных вещей? Усилю: кто любит некачественные вещи, услуги, продукты? Кто любит опоздания, косяки, забытости? Особенно, когда за услугу, продукт, вещь заплачено.
Не любит никто. Факт.
Как противно, скорее даже неловко как-то бывает попасть в ситуацию, где сервис подкачал, договорённости не соблюдены, нужных людей или инструментов нет, можно наткнуться даже на хамство (мол, а что вы хотели...). По классике совдепа - жирная продавщица в чепце в лёгкую грубит посетителю, ведь за ней прилавком и товар, который просто необходим...
Ожидания не оправдались. Вместо праздника приходит разочарование реальностью. И горькое послевкусие.
И в следующий раз глубоко подумаешь – а надо ли обращаться к «такому» специалисту или посещать «такое» заведение? И тень от «такого» псевдоспециалиста ложится тёмным пятном на людей, которые радеют за дело, работают на совесть. Так падают бренды. Так потребитель теряет веру в индустрию. Именно в индустрию, а не в одного-двух конкретных «типа» специалистов…
Навеяло. По результатам пользования продуктами и услугами в минувшие выходные. К сожалению, напарываешься. На поверхностность. На непрофессионализм. Причём, куда ни глянь…
А как дела обстоят со сложными услугами? Уровня психолога, юриста, врача, тренера-консультанта. А точно так же обстоят, как и везде (в России, в частности).
Часто: яркая упаковка, настроенная реклама, зазывающая «мотыльков» на халяву, громкие обещания – нужно лишь небольшое усилие, пустяк, купи, создай мыслеобраз, всё получится... Упираться, работать, ограничивать себя в чём-то… нет, такого в рекламе мало. Главное, купи. А там разберемся.
И полный непрофессионализм. Стоит только копнуть чуть глубже. Или просто объективно оценить уровень предлагаемого решения или, что принципиально, результат (а он есть вообще)?
Как найти нужного специалиста? Чтобы решил задачу. Решил на имеющихся ресурсах (времени, финансов, возможностей конкретной личности в конкретных условиях). Помог в сложной ситуации. Когда нельзя ошибиться, но необходимо действовать точечно, быстро, на результат.
Классика: сарафан. Сила «сарафанного радио» - в доверии. Мы полагаемся на мнение близкого нам человека, того, кого мы мало-мальки знаем. Чей опыт в определённой отрасли можно взять во внимание.
Некоторые люди принимают «сарафан» за панацею. Действительно, если рекомендация от надёжного человека, то больше шансов получить честный ответ. Больше, но не 100%.
Например, можно получить ответ, который многие не понимают: «не знаю». Кто-то посчитает за непрофессионализм. Опытные люди от души поблагодарят. Потому что честное «не знаю» - показатель уровня. Громогласное «решаю любые проблемы…» - гарантированно, признак поверхностности, пустословия, некомпетентности, прикрывающейся бахвальством.
«Сарафан» не панацея. Это подсказка, своего рода «звонок другу», как в известном телешоу. Но все мы знаем, какие подсказки может дать даже близкий человек… Любой контакт необходимо проверять. Если не хотите нарваться на человеческий фактор при решении Вашей задачи.
И вот тут самое интересное: а как проверить уровень профессиональной компетенции? Как проверить «сарафан»? Как найти нужного специалиста на рынке?
Небанальный вопрос. Особенно в условиях переизбытка информации. Тем не менее, некоторые критерии для оценки имеются. Надо только включить голову, взять ответственность за выбор (решение) на себя, а не на «дядю», который порекомендовал (и если что, то это его косяк… косяк-то может и его, а задача не решена у Вас) и потратить время на поиск и аналитику.
Для выбора хорошего специалиста целесообразно составить комплексную картину, где (в простейшем варианте):
• Определена задача(и) и критерии результата деятельности (что хотим получить в итоге от работы со спецом. Оптимально, чтобы критерии были измеримы. Например, скинуть 3 кг веса за 2 месяца. Добиться вынесения такого-то решения по результатам суда. Научиться без крика реагировать на грубость. Etc.
• Ознакомиться с сайтом, личными страницами специалиста в соц сетях, иными информационными источниками (напр., профессиональными площадками). Приличный специалист живёт своим делом. Что означает наличие профильных материалов (а не «как я отдыхал(а) в Турции…»).
• Важно оценить качество материалов. Простейшее и крайне значимое – ссылается ли автор статьи, поста на первоисточники. Проще, то, что пишет или заявляет в видео специалист является его собственными умозаключениями или он ссылается на (перво)источники, результаты труда предшественников. Правда 21 века такова, что за редчайшим исключением не бывает «новых», «уникальных» материалов, созданных автором с нуля. Ещё проще: если спец не ссылается на первоисточник – он либо не знает, либо скрывает (истинное авторство).
• Полезно при оценке спецов и предлагаемых ими техник отделять эмоции от инструментальности. Люди любят эмоции (особенно женщины, уж извините). Люди не всегда любят инструменты. Потому что настоящим инструментом нужно учиться пользоваться. От молотка до техник владения этими самыми эмоциями. А когда нужно приложить усилие… мы уже проходили, проще «свалить» и поискать, где обещают полегче.
• Существуют и более сложные методы оценки сложных, наукоёмких продуктов. Например, Методика оценки методик по И. Л. Викентьеву:
http://www.triz-chance.ru/estimation_techniques.html . Прогоните интересующего Вас спеца, точнее, его интеллектуальный продукт через перечень вопросов. Многое встанет на свои места. Если не врать себе, конечно. Когнитивные искажения никто не отменял.
Например, всемирно известные работы Канемана Д. и Тверски А. по принятию решений в условиях неопределенности (или как свойственно поступать людям, когда они точно не знают…). В частности:
Склонность к подтверждению. Склонность людей искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтверждать свои предубеждения, а также дискредитировать информацию, которая не поддерживает их взгляды.
Или предвзятость подтверждения, когда оценка логической силы аргумента зависимости от веры в истинность или ложность заключения.*
* По материалам (кратко): https://goo.gl/QmsriQ
Мораль сей басни такова: если Вы, уважаемый читатель, хотите качества, то нужно приложить усилие, чтобы его найти. Как ресторанчик с настоящей национальной кухней среди попсового общепита в неизвестном городе.
Мораль 2: бесплатный, халявный, простой продукт чаще всего не способен быть полезным. Наоборот. Суррогат вредит. К сожалению, часто хороня приличных спецов (падающий зонтичный бренд).
Мораль 3: да здравствует качество! И пускай горят остальные, спекулирующие на проблемах людей (особенно оказывающихся в сложных жизненных ситуациях).
P. S. Подставляю под конструктивную критику свои продукт – постановку моделей поведения (проще: навыки поведения от публичного выступления до ответа хаму). Позиционирование на стадии 1.0 для женщин см. на womand.ru. Мужиков также касается, позиционирование в работе.
С уважением
(Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1639023/a26fc8..)