Недавно в одном профессиональном групповом чате я высказалась, что мне неприятно слышать слово «девочки» в качестве обращения ко взрослым женщинам и что мне интересно узнать мнение остальных об этом. Поднялось бурное обсуждение, в результате которого большинство участниц сказали, что такое обращение их устраивает. Я со своим мнением оказалась в меньшинстве.
У меня возникло предположение, что мы не понимаем друг друга из-за того, что вкладываем разные смыслы в одно и то же слово. Здесь я делаю попытку сформулировать свою позицию, чтобы самой лучше понять её и донести её до других.
Сразу вспомнилось со времён института, что есть два понятия нормы: статистическая (то, что часто встречается, то и нормально) и критериальная (нормально то, что задаётся определённым критерием, но может встречаться очень редко). Например, курить – статистическая норма в нашем обществе, однако критериальная норма – не курить.
В этом конкретном чате оказалась более популярным мнение, которое мне кажется сейчас странным. Явная статистическая, но не критериальная норма. Постараюсь объяснить свою позицию, при этом не умаляя важности других взглядов на предмет обсуждения и не желая никого уязвить. Я буду говорить в первую очередь о себе, о своём опыте, своих мыслях и чувствах.
Мой опыт сформировался при участии таких факторов, как любовь к русскому языку и русскому фольклору, принадлежность к православной церкви и к психологической науке.
Для меня важно значение слова. Слово «девочка» в словарях определяется через слова «ребёнок», «детство». Оно не может относиться в прямом смысле к совершеннолетнему человеку. Если же его относят именно ко взрослому, тогда каковы его коннотации (дополнительные значения)? Лично мне в первую очередь приходят на ум следующие ассоциации: 1) «мамское» интернет-сообщество, состоящее из малоопытных, пугливых молодых женщин, часто нуждающихся в помощи. 2) сотрудницы салона красоты, которые наращивают реснички и красят ноготочки, и их клиентки, такие же юные особы, озабоченные своим внешним видом. 3) офисные сотрудницы, секретари, помощницы. «Сделай нам кофе, девочка, мы спешим» (с). 4) женщины, оказывающие интим-услуги, «девочки по вызову».
Какое отношение характеризует для меня эти ассоциации? Что-то ребячливое, либо пренебрежительное, либо карикатурное...
Для кого-то слово «девочки» наполнено совсем другими смыслами: теплом, доверительностью, близостью, женской дружбой. Может быть, когда-то так было и у меня. Почему же у меня сейчас такое резкое отношение к безобидному и симпатичному слову «девочки»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поговорить ещё об одном слове; это слово – «женщина».
На занятиях по фольклору мы не только пели и танцевали, но и много говорили об этапах человеческой жизни. Главных вех три: рождение, свадьба и смерть. Свадьба меняла жизнь женщины кардинальным способом. До свадьбы она была девочкой, девицей, девушкой на выданье. После свадьбы девушка как бы умирала и рождалась замужняя женщина, мужняя жена, бабёнка, бабочка. Какие прекрасные слова! Как естественно они звучат в народных песнях! Сейчас слово «женщина» не в почёте, оно звучит для многих моих ровесниц как оскорбление, когда их окликают так на улице незнакомые люди.
Помню, как однажды врач про меня записала в карту: «женщина 19 лет». У меня было такое внутреннее возмущение: какая я женщина, я же девушка! И только здравый смысл тихонько подсказывал, что по форме всё верно, я уже старше восемнадцати.
Почему так не нравится взрослым женщинам их именование и они отказываются его признавать? Моё предположение: им не хочется стареть. Им до старости хотелось бы оставаться для незнакомцев «девушкой». Девушка – это что-то воздушное, юное, милое, лёгкое. Женщина – это избыточный вес, безвкусная одежда, тысяча забот, близость старости… Мне грустно видеть, что в сравнении с иностранками русские женщины выглядят измождёнными и старше своих лет…
Другие именования зрелых женщин как-то не приживаются пока. «Гражданка» ушла вместе с Союзом. Милые мне «сударыня» и «дама» кажутся людям излишне манерными. Вот и остаются лживые «девушка» либо «девочка» и грубое «женщина».
Мне кажется, женщины забыли о том высоком статусе, который они имеют. Мне хотелось бы об этом напомнить.
Как внутриутробное развитие предшествует нашей жизни, как наша земная жизнь подготавливает нас к жизни вечной, так детство подготавливает будущую женщину к своей жизни в качестве жены, матери, хозяйки дома. Развитие идёт всё время вверх. И женщина – это ступенька куда выше девочки.
Важный ключ к пониманию статуса женщины даёт таинство венчания. Венцы, которые священник надевает на молодых, символизируют царскую власть. Кольцо, которое замужняя женщина носит на руке, – тоже знак власти. Говоря образно, семья – это государство, и супруги – правители в нём. Дети будут в этом государстве подданными, пока не придёт их время основать свои царства.
О психологии тоже хочется сказать несколько слов, опять же только о себе. Я состою в венчанном браке и хорошо чувствую это царственное положение замужней женщины. Я ощущаю себя полноправной хозяйкой в своём доме, в своём государстве. Я чувствую ответственность за свой дом и за свою семью. Это положение несравнимо выше положения девочки или девушки, которая ещё только готовится стать женой. Если царицу кто-то назовёт служанкой, как она к этому отнесётся? Обидится? Вряд ли. Никакие слова не лишат царицу её высокого достоинства.
Для меня слова «женщина», «жена» звучат так же высоко, как «царица». «Девочка» же – что-то очень далёкое от меня. Не чуждое, но безвозвратно прошедшее, за что нет смысла цепляться. В моём возрасте мне ближе такие понятия, как забота, зрелость и мудрость. Они дают мне вдохновение. Это ценности моего возраста, которые позволяют мне принимать себя.
В терминах личностных границ для меня слово «девочки» в отношении взрослых женщин резко нарушает границу, как бы идёт на опасное сближение. Я чувствую в этом слове нарушение этикета. Это как если бы кто-то незнакомый полез к царице обниматься вместо того, чтобы поцеловать руку. Мне общение взрослой женщины с чужим человеком видится неизменно уважительным, исполненным достоинства и на подобающем расстоянии.
Я хотела бы, чтобы наши женщины вне зависимости от своего семейного положения нашли бы в себе и распробовали вкус своего царского достоинства. Тогда они жили бы, гордо подняв голову, с царственной осанкой, исполненные величия, с ощущением своей значимости. Этому могут помочь занятия фольклором, эти чудесные песни и танцы, в которых раскрывается женственность. Это возможно понять верующим. До этого возможно дойти тем, кто интересуется психологией. Думаю, есть ещё много путей. Я мечтаю о том, чтобы жить в обществе таких прекрасных женщин.
Спасибо за фото ансамблю "Измайловская слобода": https://vk.com/izm_sloboda
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.