|
Учиться писать. Легко?Автор статьи: Елена Анатольевна Ефименко
Наблюдали ли вы за тем, как пишут первоклассники?.. Они недавно взяли в руки карандаши (уже легче – не ручки!). Но карандаш слушается не всех. У одних он чертит более-менее ровные палочки, справляется с крючочками, а у других – выходит за линии, вместо крючочков выводит неизвестные элементы. …А дети стараются. Они наклоняются ниже, напряженно сжимают карандаши в руках . У некоторых малышей даже кончик языка напряженно двигается в такт письму. Рука, свободная от карандаша, стискивает у кого ластик, у кого колпачок от ручки, у кого – просто зажата в кулак. Стараются. Им хочется, чтобы получилось так же, как в образце. Но получается не у всех… Задумываются ли взрослые над тем, какой труд выполняют дети? С высоты прожитых лет и собственных взрослых трудностей, им кажется, что писать – не самая сложная работа. Возможно, по этой самой причине они заставляют детей переписывать по несколько раз одни и те же строки, говорят, что дети ленятся, не стараются. Даже листы из тетрадей вырывают. И даже сейчас, с реформированием школы, подходы к обучению письму во многом остаются традиционными как в школе, так и во время выполнения заданий дома. Много лет я точно так же, как и другие взрослые относилась спокойно к тому, как малыши учатся писать. Учила. Указывала на ошибки (согласно методике преподавания). Оценивала. Это продолжалось до тех пор, пока я снова не пошла учиться сама. И вот тогда, после пережитых волнений на экзаменах, чувства острой боли в правой руке после конспектирования лекций, я УВИДЕЛА эту тяжелую работу, которую выполняют малыши во время обучения письму. Однако не обязательно самому снова переживать болезненные ощущения – стоит освоить новые подходы. Ребенку легче написать в тетради элементы (буквы, цифры) после того, как он освоит их образ (помним, что у детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление). Для этого можно рисовать элементы мокрыми кисточками на доске, мелом на асфальте, пальцами – на подносе с манной крупой… Можно элементы (буквы, цифры) вылепить из пластилина. А можно сделать из соленого теста, которое после сушки раскрасить. Такие элементы дети обводят пальцами, что помогает запомнить образ. Можно даже вместе с ребенком дома сделать буквы или цифры из песочного теста, запечь и … съесть! Чем больше органов чувств подключается в ходе обучения, тем лучше. Не говоря уже об удовольствии от совместной работы с мамой или папой. Лепка имеет еще одно преимущество – в ходе работы укрепляются мелкие мышцы кистей рук. Да-да, та самая мелкая моторика, о развитии которой написано множество статей. Освоить письмо поможет и умение работать с ножницами. В ходе вырезания укрепляются мышцы кисти ведущей руки, развивается глазомер. Не могу не упомянуть об упражнениях для кистей и пальцев – пальчиковой гимнастике. Такие упражнения можно найти на просторах Интернета не только в прозе и стихотворной форме, но и в виде песенок. Эти упражнения способствуют формированию позитивного восприятия процесса письма. Что же касается оценивания, об этом напишу в следующий раз. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|