ПРО ОСОБЫХ ДЕТЕЙ И КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВСТРЕЧЕ С НИМИ
В 2012 году я начала работать в детском доме-интернате для детей с умственной отсталостью. Зайдя в актовый зал первый раз для проведения занятий по телесной терапии я увидела 40 детей разного возраста, построенных в ряд. Одни с трудом сдерживали себя, чтобы не подбежать ко мне с криками "Мама!" и не начать обнимать, и что-то выпрашивать, другие трогали себя за гениталии или ковырялись в носу, отчего получали одинаковое удовольствие, и если сейчас уже кого-то смутил факт о гениталиях, предупреждаю, дальше будет жестче.
Я испугалась. С собой у меня была только музыка и теория о том, что любых детей нужно учить с любовью, иначе никак.
40 особых детей — это очень большая нагрузка, а мне всего 27 лет, и кроме теории о любви нет никакой личной практики.
Но занятие я провела. И нам оно понравилось. В следующий раз, когда воспитатели поняли, что это вообще за телесная терапия такая, мы сделали группу меньше, и работать стало легче. В течении полугода я посещала детский дом с разного рода занятиями по арт-терапии, привозила им вещи, отданные моими друзьями на благотворительность, а в новый год мы все вместе приехали к ним с праздничной программой.
И тут вышел промах, который я запомнила надолго. Мы пели, смеялись и веселились, как это обычно бывает, но после праздника ко мне подошли воспитатели и попросили с подобной программой больше не приезжать. Так как после нас им еще несколько часов не удавалось успокоить детей (из-за низких зарплат в России всего 6 воспитатели на 200 человек, на 200 особых человек!)
Несмотря на то, что я предупреждала коллег по-творчеству, что нужно быть спокойнее, что-то пошло не так. То ли мой тон им не понравился и они не восприняли мои слова всерьез, то ли так выходил их страх...
Сейчас очень много людей ездят в детские дома с материальной помощью и развлекательными программами. Все это прекрасно, но не для всех. Для "особых" детей не нужно столько веселья и шума, как не печально, но это факт.
Да, игры нужны, но развивающие, а не те, что возбуждают психику. Им нужно больше разговоров, один на один, так как они в основном проживают свою жизнь "на публике", без уединения, а так же им не хватает успокаивающих прикосновений с любовью. Потому что психика у них как фитиль бомбы, одна искра и взрыв. Пожар после которого приходиться тушить тяжело и долго и не нам, а тем шестерым, что на 200 человек.
Поэтому новичкам, кто хочет отправиться в детский дом к особым детям я говорю строго:
— Не ходи! Сначала разберись с собой, зачем ты туда идешь, иначе пользы никакой. ПРАВДА НИКАКОЙ! А вот вред вполне возможен.
Как это обычно бывает:
Приходит Человек, видит ребенка, внешность которого сильно отличается от обычной, слюни по полу, какашками пахнет (не потому что за ним там плохо следят, а потому что он только что пукнул неудачно). И он протягивает свои руки к Человеку. И у Человека возникает страх.
Гурудев Шри Шри Рави Шанкар в одной из лекций сказал, что в нашем сердце (сердечной чакре) живут три эмоции:
ЛЮБОВЬ - НЕНАВИСТЬ - СТРАХ, и мы не можем испытывать их одновременно. Как психолог я соглашусь. Если мы кого-то любим — мы не можем его ненавидеть или бояться (становимся открытыми и доверчивыми). Если мы кого-то ненавидим — язык не поворачивается сказать"Я тебя люблю" стоим зажатые, губы надули, даже если еще день назад у нас сердечки в глазах сияли. И страха мы тоже не испытываем в припадке ненависти и мы можем причинить не малый вред здоровью другому человека, размахивая кулаками, неся знамя правды. А если мы кого-то боимся — мы избегаем человека... мы не любим и не ненавидим, а думаем о том, как же спасти себя.
И вот через это чувство страха мы строим все общение с особым ребенком, когда внутри все наше существо противиться общению и хочет убежать. И что в результате получает ребенок? И что получаем мы?
Страхи бывают такие (по отдельности и вместе взятые):
Первый страх: Он заразный! (а там многие с гепатитом — это правда)
Второй страх: Брезгливость (они же все грязные, потому что не уследишь!)
Третий страх: Уродство (будем называть вещи своими именами)
Четвертый страх: У меня тоже может быть такой ребенок (который тут же падает в копилочку личных комплексов, и оседает на подкорке надолго).
Кроме того, эти дети, как и все остальные нормальные дети чувствуют очень сильно, что там у тебя внутри. И очень часто используют это в свою пользу, поэтому мы тащим им шоколадки, конфеты, кексы (что вообще, я считаю, противопоказано детям в спец.учреждениях, где нужно следить за их здоровьем, а не утяжелять тело и сознание сахаром, мясом и углеводами. Больше чистой воды, легкой пищи, свежих фруктов, овощей и физических упражнений на свежем воздухе).
Так вот, по прежнему остается вопрос: ЗАЧЕМ ты туда идешь? БЛАГОтворительность? Сходи к обычным деткам, к старикам, к бабушке-соседке, накорми, обними, поговори. Что ты насилуешь себя и специальные учреждения?
Если Человек всерьез намерен быть полезным особым детям, без специального образования, я говорю серьезно:
— узнай, как можно больше настоящей информации о диагнозах детей, в спец. учреждении, в которое ты идешь, об их психологическом и ментальном уровне развития. Разберись с особенностями, внимательно, сделай записи — как настоящий профессионал!
— узнай подробно, как передается гепатит и другие заболевания, которые есть у детей (не стыдно, что порой взрослые этого не знают, есть возможность открыть для себя что-то новое). Соблюдай меры предосторожности, адекватный человек тебя не осудит.
— смотри на фотографии особых детей на компьютере, глаза должны ПРИВЫКНУТЬ, да и ты тоже! Не пренебрегай этим пунктом "ПРИВЫЧКА - это прекращение или снижение остроты реагирования на ещё продолжающий действовать раздражитель".Через пару недель их внешний вид не будет шокировать.
— Спроси себя зачем ты это делаешь? И ответь себе честно, если в твоем ответе нет любви к этим детям — не иди. Это не зазорно, кого-то не любить, зазорно — притворяться. Любовь дает силы, а если ее нет, то ты слаб, потом тебя еще откачивать. А в моей практике случалось и такое.
— чтобы убрать сильное впечатление и страх, что у меня может родиться такой же ребенок я делаю две вещи: умываюсь холодной водой, иногда полощу рот и дышу Сударшан Крийю. О природных свойствах воды, которая снимает энергетический стресс и впечатления, думаю, всем уже давно известно, а про Сударшан Крийю ты можешь прочитать здесь: https://www.psyoffice.ru/blog/82062/
Что дает одно посещение в год?
Для детей - ничего!
Для тебя — все!
Оно тебя изменит 100%, но никто не знает в какую сторону. Наверное еще какие-то страхи возникают в подобных случаях, но я пока столкнулась только с этими.
Береги себя. Люби. И все будет!
На фото воспитанники Дербышкинского детского дома-интерната во время благотворительного концерта на День Испании в Цветущей Казани от моей любимой Школы Фламенко "El Deseo", г. Казань