|
Почему распадаются казахстанские семьиАвтор статьи: Ольга Яковенко
Почему распадаются казахстанские семьи
Кризис института семьи случился не сегодня, и коснулся он не только Казахстана – я бы назвала это глобальной мировой проблемой. На мой взгляд, существует целый комплекс причин, среди которых можно выделить как общие, касающиеся как многих стран мира, так и Казахстана, так и частные, присущие только Казахстану. К общим причинам я бы отнесла следующие: Как это ни парадоксально звучит, но одна из них - социально – экономические и технические достижения. Что я под этим подразумеваю? Раньше семья являлась жизненной необходимостью. Было четкое разделение труда: женщина занималась ведением домашнего хозяйства и воспитывала детей, а мужчина добывал средства к существованию. Сейчас ситуация изменилась – мужчина вполне может организовать свой быт без использования женского труда, применяя различные технические приспособления. Женщина, в свою очередь, может экономически самостоятельно обеспечить себя средствами к существованию. Таким образом, брак утратил свое функциональное предназначение. В настоящее время семья не является жизненной необходимостью, и поэтому легче расторгнуть отношения, чем прилагать усилия для их гармонизации. Второй аспект – это решение вопросов гендерного равенства. Женщина перестала быть зависимой от социальных установок типа: «Женщина - это, прежде всего, жена, хозяйка и мать». Теперь женщина вправе сама делать выборы чему отдать приоритет – посвятить свою жизнь карьере или семье. И если она выбирает карьеру политического лидера, общественного деятеля или бизнес-вумен, это не осуждается обществом, а более того, поощряется. Т.е. у женщины появилась возможность реализовать свой потенциал не только в семье. И это признак социального развития общества. Следующий момент, на который хочется обратить внимание – это смена ценностных установок. Как только мы перестали строить развитой социализм, и перешли на рыночную экономику, стало не просто модным, а стало необходимостью быть богатым, быть успешным, быть конкурентоспособным, быть одним из первых. В этой конкурентной борьбе очень мало энергии остается для семьи. Вся социальная структура, начиная со школы, прочно закрепляет в сознании человека установку – чтобы быть счастливым, нужно иметь высокий социальный статус и много денег. Теперь о частных причинах. Одна из них – миграция населения. Экономическому развитию страны сопутствует перемещение людей из одних регионов, в другие, экономически более развитые. И вот здесь происходит конфликт традиций между Севером и Югом. Казахстан – это страна с очень древними традициями. И эти традиции продолжают жить, не смотря на то, что все меняется, жизнь меняется. Например, родители мужа имеют власть над молодой семьей, они могут диктовать снохе «как правильно», а «как не правильно», вплоть до мелочей: не так одета, не так сына встречаешь, не правильно хлеб режешь, не правильно сказала. Это настоящая тирания. Если оба - выходцы с Юга, то проблем может не быть. Даже наша статистика отмечает, что количество разводов в Южно-Казахстанской области на порядок ниже. Но если девушка с Севера, парень с Юга – семье не быть. Брак будет расторгнут, потому что для северянки – это вмешательство в ее семью, ущемление ее прав. Далее, в традиции Юга жить расширенной семьей, на Севере – семья должна быть самостоятельным «государством». Поэтому такие «межрегиональные» браки, как я их называю, изначально обречены из-за разности в менталитете. Другой момент – табу на секс до свадьбы. Это по-прежнему считается большим позором не только для девушки, но и для ее родителей. Но секс-то случается. И тогда брак заключается не с целью создания семьи, а с целью – избежать позора. Понятно, что такой брак не долог. Кроме того, для казашки не существует понятия «родить для себя», даже если она уже не молода. И она вынуждена создавать фиктивный брак, чтобы не быть осужденной людьми. Вот еще одна причина, почему брак может быть расторгнут. У мужчин в последнее время появилась тенденция иметь токал, т.е. вторую жену. Возможно, это дает им чувство принадлежности к высшему обществу. Потому что в традиции казахского народа, действительно, такое право у мужчины было. Но, далеко не каждый этим правом обладал. Только тот, кто мог обеспечить достойное существование и одной и другой. Понятно, что могли себе это позволить не все, а только богатые и статусные представители мужского населения. Понятно и то, что такая тенденция не вызывает восторга у наших женщин, которые имеют равные с мужчинами права и возможности. Эта еще одна причина частного характера, которая увеличивает количество разводов. Что делать? Прежде всего, осознать, что по-старому не будет. Может быть по-разному, но так как раньше уже не будет. Даже принимая во внимание влияние социально-экономических процессов и научно-технического прогресса на семью как социальное образование, мы не можем повернуть историю вспять. Мы же не пересаживаемся на лошадей, не смотря на то, что выхлопные газы автомобилей отравляют нашу экологию. Поэтому важнее не пытаться вернуть, как раньше было, а формировать новую культуру семейных ценностей и отношений. И в первую очередь через литературу, искусство, кино. Ведь какой современный художественный фильм, сериал ни возьми – везде есть любовный треугольник. Т.е. молодому поколению косвенно внушается – это норма. Следующей мерой может стать психологическое сопровождение молодой семьи. Психологические службы, занимающиеся вопросами семьи должны финансироваться государством, чтобы для молодой семьи эта помощь оказывалась бесплатно. Только не так как это делается сейчас – выиграет неправительственная организация тендер, осуществит проект, деньги освоит, отчитается перед заказчиком и все. Такая работа должна проводиться на постоянной основе, а не от проекта до проекта. Ну, а самое главное - родители детей должны быть счастливы в браке, чтобы был пример про счастливые семейные отношения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|