Когда пси-практика перестает быть хобби и становится Миссией или Призванием, тогда встает вопрос выбора эффективной модели пси-практики.
Обычно психолог за 5 – 8 лет создаёт свою модель пси-практики.
Эффективность ее будет зависеть от «критической массы» ошибок и достижений.
Предлагаемая модель может сократить время профессионального становления, поможет обустроить пси-практику и организовать достижения.
При организации и обустройстве пси-практики важно понять, с какой реальностью предстоит работать.
Можно, условно, разделить реальность на феноменологическую (проявленную) и квантовую (непроявленную).
Большинство специалистов пси-практики работает с каким-то сегментом (сегментами) феноменологической реальности.
К сегментам феноменологической реальности можно отнести:
1. Внутренняя субъективная реальность – мысли, эмоции, состояния и т.п.;
2. Внутренняя объективная реальность – состав крови, кровяное давление и т.п.;
3. Внешняя субъективная реальность – мнения других людей и т.п.;
4. Внешняя объективная реальность – предметы и объекты физического мира.
Малая часть психологов работает с феноменами квантовой реальности и достигают стабильно высоких или выдающихся результатов.
К проявлениям квантовой реальности относятся различные энерго-информационные структуры: энергетические потоки и поля, эгрегоры, первообразы и т.п.
Описание данного подхода требует отдельного внимания.
Феномены квантовой реальности, скорее, ощущаются, чувствуются и принимаются, чем понимаются и обосновываются.
Существует ли синтетическая модель, которая способна объединить проявления феноменологической и квантовой реальности?
Опыт коллег и собственная практика позволяет утверждать, что – да.
Один из вариантов данной модели на схеме.
Как видно из схемы «Планетарная синтетическая модель пси-практики», ядром модели является Первое Я специалиста пси-практики.
В теории и практике интегрального нейропрограммирования® структура личности рассматривается как структурно-содержательно-динамическая система, состоящая из: Первого Я, идентичностей, субличностей, частей личности и субчастей личности.
Рассмотрим подробнее структуру и содержание личности:
1. Первое Я.
Управляющий центр, который в зависимости от уровня развития личности и стадии жизнедеятельности, может быть представлен: Эго, Личиной, Индивидуальностью или Самостью.
Для каждого типа Первого Я рекомендую свой вариант маркетинга пси-практики (читайте мои статьи на В17).
2. Идентичность.
Ответив на вопрос: «Кто Я?», можно определить свою профессиональную идентичность.
Например: диагност, консультант, коуч, психотерапевт, тренер и т.п.
Профессиональных идентичностей может быть несколько или одна, в зависимости от самоощущения специалиста.
3. Субличность.
Ответив на вопрос: «Какой (какая) я?», можно определить профессиональные субличности.
Например: эффективный психотерапевт, популярный психолог и т.п.
4. Части личности.
Ответив на вопрос: «Что я делаю?», можно определить части личности, которые отвечают за поведение.
Например: провожу консультации, помогаю людям и т.п.
5. Субчасти личности.
Ответив на вопрос: «Что я ощущаю, чувствую?», можно определить удовлетворенность или стрессогенность пси-практики.
Например, консультации меня измотали или испытываю энергетический подъем.
Перейдем к описанию синтетической модели пси-практики.
Ядро личности – Первое Я.
Именно для удовлетворения потребностей Первого Я человек «заводит» пси-практику.
Напомню, что Первое Я может проявляться в Эго, Личине, Индивидуальности или Сущности.
Когда специалист удовлетворяет свое Эго и, по сути, находится на стадии адаптации (выходит из дезадаптации) к жизнедеятельности, то круг решаемых им вопросов весьма ограничен.
А профессиональные интересы, как маркеры уровня сознания и стадии жизнедеятельности, направлены на решение вопросов выживания в проявленном (или кем-то явленном) мире.
Примеры решаемых запросов: психическое и физическое здоровье, в общем, и неврозы, психозы и т.п., в частности.
Выбор данных запросов для работы с потребителями может осуществляться как Персоной специалиста (осознаваемой, здоровой и профессиональной) с целью помощи другим, так и Тенью (отвергаемой, «больной» и «непрофессиональной») с целью помощи себе.
Успешно социализированный специалист удовлетворяет свою Личину, которая проявляется в Масках и Амплуа.
Обычно, любимые темы таких специалистов связаны с решением вопросов безопасности в социальной и физических сферах.
Запросы в области работы, финансов и отношений наиболее популярны.
Удовлетворением Индивидуальности занимается специалист, который успешно адаптировался и социализировался.
Основная цель данной стадии жизнедеятельности – самопроявление и самопредъявление.
Специалист, удовлетворяющий свое Первое Я – Индивидуальность, уже может эффективно работать с непроявленной (квантовой) реальностью, но не по всему кругу запросов.
Запросы любви к себе и другому, проявление социальной активности в отношениях, на работе, финансах и т.п. – наиболее часто решаемые специалистом пси-практики.
Единицы специалистов пси-практики удовлетворяют свою Сущность.
Находясь на стадии трансцендентой жизни, они обладают возможностью работать с феноменами, выходящими за пределы опыта и постигаемые лишь высшим умозрением.
Круг решаемых запросов на данном уровне пси-практики практически неограничен и сводится к реализации потребности в самоуважении и уважении.
Результативность и эффективность специалиста, скорей всего, определяется тем, - Персона или Тень «правит бал».
Следующий структурно-содержательный элемент модели – Идентичность. Профессиональная Идентичность – главнейший элемент пси-практики, т.к. буквально «все содержит и многое определяет».
Если Первое Я мы способны обнаруживать и созерцать, то Идентичность имеем возможность активно преобразовывать.
Обычно, профессиональная идентичность специалиста пси-практики формируется за 5 – 8 лет или … не формируется никогда.
Процесс можно ускорить до 2 – 3 лет при условии: регулярной и интенсивной пси-практики, личной терапии и супервизии или специализированном коучинге пси-практики (жми-те).
Каждая профессиональная идентичность опирается на Убеждения.
То, что находится ПОД идентичностью, определяет основные параметры пси-практики.
ПОД – положенные в основу данные (убеждения), предложенная психологом Ковалевым С.В. конструкция и психотехнология её извлечения.
Убеждения можно «извлечь» любым другим способом, главное, чтобы специалист пси-практики смог осознать базовые и основные верования по отношению к себе, другим и миру в контексте пси-практики.
Естественно, что ограничивающие и ослабляющие убеждения необходимо трансформировать в расширяющие и усиливающие.
Убеждения генерируют Состояния.
Ограничивающие и ослабляющие убеждения – состояния пассивности, неуверенности, тревожности и профессионального «проигрыша».
Расширяющие и усиливающие убеждения приводят к профессиональному успеху: признанию и материальному благополучию.
Приемов и методов работы с состояниями огромное множество и каждый специалист может выбрать которые ему ближе.
Поведение специалиста – это то, что заметно для потребителя и коллег.
К поведению следует отнести не только действия на пси-рынке, но и созданный контент: от фотографий до заметок и статей.
Обычно большинство специалистов пси-практики стремятся менять свое поведение по наитию или в результате рекомендаций экспертов.
Как правило, это приводит к потере ресурсов: времени, самоуважении, денег.
Тем, кому повезёт (везёт тому, кто везёт), достигают поставленных целей.
Хаотичные действия, как и бездействие – частые спутники профессиональных неудач.
Очевидно, что исходя из синтетической модели пси-практики, любое поведение должно быть согласовано с Первым Я, объектами и ситуацией в сегменте пси-рынка.
Выбор Объектов пси-практики не простая, как может показаться, задача.
И дело даже не в ответе на вопрос: «С кем я буду работать?», сколько в ответе на вопрос: «С чем я буду работать?», т.е. с определением предмета работы в объекте.
Традиционными объектами работы пси-практики являются: дети, подростки, взрослые, семьи, организации и т.д.
Ситуация в жизни конкретного Объекта пси-практики или сегменте пси-рынка – еще одна «темная лошадка» практики.
Определить или угадать, что конкретный человек нуждается и готов к работе с специалистом пси-практики крайне сложно, требует значительных ресурсов и опыта.
Специалисты, которые научились или способны создавать ситуации востребованности пси-услуги или пси-товара, имеют стабильный поток клиентов.
В феноменологической реальности инструментом управления ситуациями является маркетинг в разных его вариантах.
Данный маркетинг требует до 80% усилий специалиста пси-практики и имеет ограниченную степень эффективности из-за специфичности пси-феноменов.
Квантовая реальность дает уникальные возможности создания ситуаций пси-необходимости как для отдельных потребителей, так и для больших массивов объектов пси-практики.
Квантовый маркетинг или маркетинг в квантовой реальности на сегодня слабо разработан и требует от специалиста пси-практики высокого уровня сознания и энергетичности.
Поэтому многие, от природы одаренные специалисты, используют квантовые феномены без осознания всех возможностей, а наши партнеры с «эзотерических полей» не могут или не готовы делиться своими практиками.
В заключении пресуппозиции, которые могут сделать специалиста пси-практики популярным и обеспеченным:
1. Пси-практика является отражением личности специалиста.
2. Настройка пси-практики возможна в двух вариантах: изнутри-в наружу и снаружи-внутрь.
3. Профессиональный и маркетинговый инструмент специалиста пси-практики должен обеспечить доступ к потребителю и работу с феноменологической (проявленной) и квантовой (непроявленной) реальностью.
4. Маркетинговая стратегия пси-практики должна отражать потребности Первого Я и быть синхронизирована с остальными компонентами модели.
5. Обретение, обустройство, организация достижений пси-практики возможно (жми-те на ссылку).