|
Не ешь ближнего своего!Автор статьи: Стегний Павел Анатольевич
Основная задача живого организма – съесть и не быть съеденным. Автотрофы поедают мертвую материю и превращают ее в живую. Гетеротрофы поедают другие организмы. Так возникает пищевая цепочка, частью которой являемся и мы, люди. Любопытно, что пищевая цепочка имеет не только «вертикальное», но и «горизонтальное» измерение, потому что около 1300 видов живых организмов способны поедать особей своего вида. Они являются каннибалами. И пусть для современного культурного человека каннибализм – это зло, в биологическом смысле это вполне нормально. Считается, что внутривидовое хищничество – это одно из проявлений внутривидовой конкуренции и важный фактор естественного отбора. Т.е. вполне нормально, что не очень жизнеспособных сородичей съедают более жизнеспособные. Каннибалы есть среди членистоногих, рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих и приматов. Наши ближайшие родственники шимпанзе - каннибалы. Предки человека – каннибалы. И увы, сам человек тоже каннибал. Бытовой каннибализм, т.е. поедание себе подобных не из-за голода, а для собственного удовольствия: чтобы разнообразить свой рацион и съесть что-то вкусненькое, широко практиковался палеоантропами (неандертальцами) и существует до сих пор. В более поздние времена бытовой каннибализм постепенно уменьшался. Как будто какие-то пророки или мессии передали большинству народов заповедь «Не ешь ближнего своего». Правда, как и другие заповеди, эта заповедь регулярно нарушалась. И не только рядовыми верующими. Сами священнослужители (шаманы, жрецы) создали ритуальный каннибализм, который отмечается историками с древнейших времен и до наших дней и следы которого сохранились даже в христианском причастии плотью и кровью Иисуса. Каннибализм, вызванный сильным голоданием существовал всегда. И не только где-то там, далеко, у так называемых диких и примитивных людей. Случаи массового каннибализма в нашем регионе (РСФСР, УССР, СССР) во время голодовок 1921-1923, 1932-1933, 1946-1947 годов хорошо задокументированы историками. Т.е. мы, люди, были и остались каннибалами. Правда, слава Богу, большинство из нас считает каннибализм, т.е. употребление в пищу плоти и крови другого человека, однозначным злом. И это замечательно. В нашем цивилизованном мире каннибалов, в прямом смысле этого слова, слава богу, очень мало. (Видео о местах, где каннибализм сохранился). Правда, и там, где каннибализм осуждается обществом, сохранились некоторые его видоизмененные формы. Так, младенец во время грудного кормления буквально «кушает» свою маму. В каком-то смысле он пьет кровь своей мамы, так как основные ингредиенты для синтеза грудного молока берутся из крови и лимфы. Но эта форма каннибализма вызывает у нас только умиление и восхищение материнским самопожертвованием. Примерно такие же чувства вызывает и переливание крови. Определенные элементы непроизвольного каннибализма возникают во время сексуальных контактов. Слюна, пот, вагинальные выделения, сперма и другие естественные выделения – все это виды человеческой плоти, которые поглощаются партнерами в процессе страстного обладания друг другом. Правда, некоторые люди идут еще дальше. Они начинают получать особое удовольствие именно от поглощения естественных выделений другого человека. Такое пристрастие получило название экскрементофилия. Некоторые специалисты считают эту сексуальную девиацию заместительной или переходной формой к некрофилии, часто связанной с сексуальным каннибализмом. Сексуальный каннибализм - довольно распространенное явление, особенно на нижней ступени развития живых существ, у простейших, где один из организмов полностью поглощает другой при половых сношениях. Проявляется он и на более высоких ступенях эволюции, например у насекомых. Самый известный пример – часть самок богомола поедает самца после или во время спаривания. Рафаэль Дюбуа высказал предположение, что самка богомола обезглавливает самца, не только ради необходимого ей для выращивания потомства белка, но и чтобы добиться более длительных его движений при половом акте. Согласитесь, что на таком фоне не только непроизвольное поглощение телесных выделений во время секса, но даже экскрементофилия у людей выглядят невинной забавой. Но, все-таки, некая тенденция сохранилась. Так, поведение самки богомола вызывает определенную ассоциацию с сугубо прагматическим отношением некоторых женщин к своим мужчинам. Конечно, голову мужчине они не откусывают, тело не съедают, но мозги отключают точно. Делать они это могут красиво, с помощью соблазняющего поведения или не очень красиво, организовывая «снос» мозга. Но результат практически тот же, что и у самки богомола: мужчина совершает нужные женщине движения (действия). И, увы, многие женщины поглощают ресурсы мужчины до тех пор, пока они не закончатся. И когда «выкушали» у этого мужчины всё самое «вкусное», переходят к новой жертве, другому мужчине. Ильф и Петров угадали сущность такого типа женщин и дали соответствующему персонажу гениальное имя: Эллочка-людоедка. Правда, и «универсальное» название «стерва» тоже достаточно точно отражает и некрофильный, и каннибалистический оттенки смысла. Правда, мужчины в этом смысле ничем не лучше женщин. Многие столь же прагматично «подъедают» своих женщин. Часто это похоже на материнское кормление младенца. Согласно нашим эмпирическим наблюдениям к такому «кормлению» чаще всего склонны женщины с большими молочными железами. Возможно, у них срабатывает бессознательная потребность в кормлении всех и вся. А мужчины этим пользуются. Конечно, то, что описали, не является сексуальным каннибализмом, но определенная аналогия напрашивается сама собой. Итак, каннибализм, слава Богу, перестал быть частью нашей повседневной жизни. Заповедь «Не ешь ближнего своего!» сработала. Но каннибализм не исчез вообще. Он остался частью нашего пищевого инстинкта. Некоторые его элементы сохранились, а сама потребность «поедания» друг друга реализуется в более цивилизованных формах. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|