|
Как и когда говорить с детьми о сексе.Автор статьи: Анастасия Венедиктова
Мне задают много вопросов о том, когда и с чего начинать сексуальное воспитание. Родители сталкиваются с собственным стыдом, а современная реальность подбрасывает неокрепшему сознанию все новые эротические образы. Многим взрослымкажется невозможным обсуждать сексуальные темы даже со своим партнером, не то что, сребёнком. Их вводит в ступор ситуация, когда ребенок по секрету начинает делиться знаниями «про это». Чаще всего шквал подобной информации обрушивается на него уже в первые школьные годы. Чтобы предотвратить искаженное понимание данного вопроса, родителям важно выработать умения говорить по теме. Проще всего,когда дети задают вопросы: достаточно удовлетворять интерес, отвечая компетентно,но без лишних подробностей, а не обрывать их естественное любопытство фразами: «Рано еще об этом тебе задумываться!», «Об уроках переживай лучше!» и прочими, в таком же духе. Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, то он понял ваши слова. Проверьте насколько ваш ответ соответствует тому, что он действительно хотел узнать. Подобные разговоры оказывают серьезное влияние на то, как ребенок будет относиться к своему телу, к своей сексуальности сейчас и в дальнейшем. Это не только те слова, которые мы выбираем, но и интонации, с которыми эти слова звучат. Этот язык может быть языком отвержения, стыда и стеснения, и тогда у ребенка закладываются зачатки будущих сексуальных отклонений и неудач. Этот язык может быть языком любопытства и гордости, и тогда малыш обучается дружить со своим телом и принимать его проявления как выражения себя. Этот язык может быть немым, и тогда ребенок вынужден производить свои собственные исследования, чтобы понять, что с его телом не так, почему он не может говорить и спрашивать… А вот если прямых вопросов нет,но вы замечаете «странный» рисунок в тетради по математике с прорисованными гениталиями или ссылки на порносайты? Важно сохранять контакт с ребенком, задавать ориентиры. Это возможно сделать, обсуждая просмотренные совместно фильмы или спектакли, книги, события в жизни. Поделитесь своим мнением и внимательно выслушайте ребенка, дайте ему понять, что с вами можно обсуждать эту тему без морализаторства и нравоучений, а открыто и компетентно. Не бойтесь сказать ребенку о сексе «слишком много». Из его памяти почти наверняка выветрится почти все, что он не понял. Старайтесь правильно называть половые органы. Но это совсем не означает, что детям следует рассказывать о собственной интимной жизни, нарушая границы личного пространства и роли. Дети нуждаются лишь в нашей отзывчивости, поддержке и возможности оказать помощь,если она потребуется. Наиболее уязвимы те подростки, у которых нет контакта с родителями. В таком случае, можнопредложить книгу с необходимой информацией, или отвести к врачу,психологу,специалисту,умеющему говорить о сексуальности свободно. То же можно посоветовать и родителям,растящим детей иного пола в одиночку. Что не менее важно- разговор о чувствах, эмоциональной стороне отношений! Объясните, что в размещенных в интернете постановочных роликах возможно увидеть людей, занимающихся сексом, в том числе с применением насилия, и это отличается от реальности, в отношениях и с любовью все выглядит иначе.Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами- ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении и переживаниях. Расскажите, что нежность, верность и любовь также приносят наслаждение. Зачастую родители, сосредоточившись на контрацепции и безопасности, не учитывают это, и тогда у ребенка понятие сексуальности сводится к технике секса, лишенной настоящего удовлетворения. Многие взрослые, которые часто меняют партнёров, на самом деле в своих бесконечных связях ищетблизости и того, то бы их любил. Дети должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Необходимо научить ребенка говорить «нет» взрослым. Когда начать? Как показывают исследования, сегодня половое созревание начинается раньше. Поэтому, семья, в которой дети знакомятся с такими явлениями, как рождение братика или сестрички, или малыша у знакомых, беременность (мамы, или маминой подруги, тети, соседки) должна удовлетворять естественный интерес ребенка и предупреждать усвоение сомнительной информации от школьных друзей или роликов в интернете. Для нормального развития ребенку достаточно знать, как он рос внутри мамы и что связывает его с папой. Понимание им роли матери и отца готовит его самого к этой функции в будущем. До того, как ребенку рассказывать о сексе и об отношениях, важно сформировать положительное отношение к своему телу. Как правило, еще в дошкольном возрасте, происходят сексуальные эксперименты и исследования. Около трех лет дети совершают революционное открытие – у мальчиков и девочек разные «штуки»! До этого возраста дети активно исследуют свое тело, но не переносят этот опыт в социальную сферу, однако, после обнаружения отличий естественный интерес включает социосексуальные игры. Сюжеты могут быть самыми разными, с купанием и переодеванием «Вдоктора», «В дочки-матери». Кроме сюжетных игр,дети могут целоваться, задирать друг другу платья, спускать штаны, рассматривать половые органы друг друга, вводить в них какие- либо предметы или как-то иначе манипулировать с ними. В нашей культуре ребенок изображается невиннымсозданием, однако уже в перинатальном периоде развития ребёнок получает множество впечатлений, связанных с половыми органами. У мальчиков случается эрекция, и позже эрекцией сопровождается процесс сосания материнской груди. Грудные младенцы мастурбируют—со стороны это выглядит как напряжение всего тела, сжатие бедер и попытка встать на мостик. После периода напряжения следует разрядка и расслабление. Дошкольный возраст пропитан сексуальными переживаниями,открытиями,опытами. Важно отделить эти переживания от того, что мы подразумеваем, когда говорим о сексуальности взрослых. Детская сексуальность имеет совершенно другое содержание и является важнейшим этапом психосексуального развития личности. Зачастую ситуации, которые случаются в детском саду, связанные с исследованием своих телесных особенностей в силу любопытства интерпретируется взрослыми с высоты своего опыта и осведомленности в разнообразии сексуальных практик. После этого привлекаетсяпсихиатрическаякомиссия, органыопеки, повышенное внимание общественности, которое травмирует и ведет к искажению сексуального развития у детей в будущем. Не стоит видеть «секс» в сексуальных играх детей. Конечно, для этого разговора вам потребуются специальные слова, чтобы обозначать конкретно половые органы ребенка. Важно отметить, что эти части тела имеют специальные «взрослые названия» и они будут очень –очень важны потом, когда ребенок вырастет. Именно они позволяют людям иметь детей, поэтому их очень берегут. Что эти части тела- очень личные, о них нужно заботиться и никому не показывать. Точно также, как никому не показывают попу,когда ходятв туалет- не приглашают зрителей. Это только для нас самих, чтобы чувствовать себя хорошо и удобно. Основная цель подобных разговоров- научить его сдерживать порывы демонстрации своих половых органов в публичных местах. Если у малыша много любопытства, ему можно показать специальные детские книги с иллюстрациями или посмотреть мультфильм, показывающий в доступнойформе, чемразличаются мальчики и девочки, откуда берутся дети, что такое секс и т.д. Младший школьный возраст- период накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности младших школьников: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное игровое отношение ко многим событиям. На эти психологические факторы должны опираться родители, осуществляя половое воспитание ребенка. В среднем школьном возрасте, когда подростки «закрывают двери», подойдет вариант с книгами, который обеспечит ребенку определенную степень приватности, то есть возможность погрузиться в материал, не чувствуя, что кто-то висит над душой. При этом, дети хотят знать, что думают их родители и что они от них ожидают. Важно сообщить, что вы даете им только информацию, а не разрешение и не инструкцию к действию, осуществляя половое просвещение. При этом, не зацикливайтесь только лишь об опасностях сексуальных действий, поясните, что секс- это совершенно нормально, естественно и что это одно из главных удовольствий в жизни. Действительно важно внушить, что никогда в жизни нельзя принуждать себя к любым сексуальным действиям, при этом им совсем не обязательно отказывать грубо или в неприятной манере, достаточно сообщить о своих чувствах и нежелании. При столкновении с неуважением чувств, задуматься: надо ли продолжать встречаться? Главное, что должны услышать от своих родителей подростки: «Притормози. Торопиться некуда!» А те, которые не захотят подождать, должны быть готовы к откровенному разговору с родителями о контрацепции, договориться со своим партнёром, каким методом будут предохранятся они оба, а потом им обоим необходимо будет посоветоваться с врачом. То есть, если они считают себя достаточно взрослыми, то должны быть готовы вести себя по-взрослому. Как грустно, что многие родители ограждают своих детей от сексуальных знаний только потому, что не хотят, чтобы дети знали больше, чем они сами. Это тем более нелепо, что именно благодаря скудости своих знаний или полному невежеству они сами были не особенно счастливы как мужчины и женщины. Анастасия Венедиктова. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|