|
Психология цветаАвтор статьи: Колесник Татьяна Александровна
Потребность в цвете современного человека также велика, как и потребность в свете, в движении и даже звуках. Все это – основные факторы людей, их современная «нервная» система. Тео ван Дусбург Цвет – древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности издавна усваивалась теорией и практикой человеческого опыта, превращая тайны мира цвета в знания о нем. Со времен Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической и психологией цветового восприятия. Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, изучает психология цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека. В. Кандинский писал: «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия — рождается чисто физическое воздействие и ... психическое воздействие». Под первым он понимал известные феномены физиологии цветового зрения, например, индукции, контраста и т.д. Психическое воздействие, по Кандинскому, рождает «вибрацию души». Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения — менялась их трактовка и отношение к ним, — ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций и опыта. Как писал Ван Гог: « Краски сами по себе что-то выражают ». Иными словами, цвет — не «чистая доска», на которую человек волен записать все, что ему вздумается. Цвет оказывает воздействие на деятельность центральной нервной системы, вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Часть факторов, определяющих цветовые предпочтения людей связанны с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями человека, третьи — с характеристиками самого цвета. Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики: Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Красный цвет говорит об опасности, возбуждении, страсти, силе, агрессии и успехе. Это не только эмоциональная реакция, но и физиологическая реакция. Этот цвет активизирует слюнные железы, что приводит к появлению чувства голода. Благодаря своему мощному воздействию на нервную систему красный цвет может сделать человека непоседливым и неустанным, также наполняет энергией и храбростью, дает ощущение силы. Это следует учесть, оформляя и декорируя интерьер для людей с пониженной жизненной активностью и нехваткой энергии, но не рекомендован легковозбудимым людям. В домашнем декоре этот цвет желательно использовать в умеренных количествах и тех комнатах, в которых собираются работать или находится время от времени, например гостиные, холлы, коридоры. Красный цвет предпочтителен в прохладных помещениях. Желтый — тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность центральной нервной системы. Это цвет солнца. Психологи, изучающие науку цвета, утверждают, что желтый цвет – самый счастливый цвет спектра, он внушает оптимизм и радость. Ассоциация с солнцем наделяет желтый цвет особой аурой, стимулируя нервную систему, способствует чёткому и быстрому мышлению. В малых дозах этот цвет способствует созданию счастливой атмосферы к дружеским беседам, однако продолжительное соседство с ярко-лимонным цветом может вызвать мозговое перевозбуждение и беспокойство. Обилие желтого может утомить, а приглушенные тона располагают к общению. Золотистые оттенки связаны с представлением о богатстве. Синий — замедляет сердечную активность, действует седативно, если длительное время смотреть на этот цвет, то это может привести к снижению частоты пульса, дыхания и на какое-то время снижает кровяное давление. Синий цвет внушает уважение, лояльность и доверительность. Темно-голубые тона соотносятся с высоким социальным статусом, стабильностью и достоинством. С давних пор синий цвет был признаком верности, надежды и веры. В домашнем декоре темно-синие тона придадут комнатному пространству царственный вид и создадут серьезную атмосферу, тогда как более светлые и яркие тона придадут очарования. В помещениях с такими цветами будет казаться, что время в его присутствии течет медленнее, это следует учитывать, оформляя интерьер людям, чья скорость жизни идет с особенно большой скоростью. Коричневый цвет «заземляет». Цвет земли и древесных стволов, он будит воспоминания о камине и доме, а потому связан с представлением о комфорте. Психологами замечено, что оттенки коричневого особенно популярны в периоды невзгод и экономических потрясений. Теплые нейтральные тона напоминают о непреходящих ценностях, внушают уверенность, что близки лучшие времена. В рабочей атмосфере коричневый избавляет от ощущения подавленности. В домашнем интерьере коричневый рассматривается как великий уравнитель, «глушащий» другие цвета, и одновременно – как цвет дерева – уместный в любой обстановке. Оттенки приглушенных, нейтральных тонов создают теплую, доброжелательную обстановку, поэтому их рекомендуется применять в жилых комнатах. Палевые тона сделают помещение просторным и внесут ощущение порядка, а темно-коричневый цвет способен породить чувство безопасности и уюта. Благодаря шоколадно-коричневому цвету стены дома будут выглядеть богаче и солидней. Считается, что начало моде на интерьер « в коричневых тонах» положил голливудский декоратор Дэвид Хикс после ссоры с женой, которая, как говорят, запустила в мужа бутылку кока-колы:пролетев мимо цели, та угодила в стену, разбрызгавжидкость коричневого цвета по всей ее поверхности. Простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой. Продуманное и психологически комфортное цветовое окружение способно во многом нейтрализовать негативное воздействие внешней среды. Ничто не создает настроение так быстро, как цвет, и от того насколько правильно подобранно цветовое сочетание зависит какое настроение возникнет – возбужденное или, напротив, умиротворённое. Он оказывает воздействие на ощущения и внешний вид, даже на поведение. Цвет способен мобилизовать ресурсы личности, а может также успокоить, расслабить, возбудить или привести человека в подавленное состояние. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|