|
Отцы и дети в 21 векеАвтор статьи: Плотникова Дарья Дмитриевна
Проблема отцов и детей не нова. Она была, есть и, наверное, будет. Роман Тургенева написан в 60-е годы 19 века. Тема остаётся актуальной до сих пор и в глобальном смысле звучит так: дети не понимают родителей — родители не понимают детей.
Меняются времена, меняется язык, мода, архитектура, уклады и устои меняются, и кажется, что эта пропасть между родителем и его подрастающим ребенком будет всегда. Так какая она, проблема отцов и детей, в 21 веке? Что происходит сегодня с институтом семьи? И как нам воспитывать детей, чтобы они были готовы к своей будущей жизни, а не к нашей прошлой? Эта статья — попытка осмыслить тот опыт, который я имею, и попытка найти ответы на эти вопросы. И для начала я предлагаю обратиться к нашей истории. В нашей стране всегда был кто-то (царь, император, президент — одним словом, лидер), который стоял у руля, правил. Приказал Петр 1 сбрить бороды, и сбрили. Приказал В.В. Путин не курить в помещениях, перестали курить. Долгое время русские люди жили так, как скажут, как принято, как делали их родители, а те жили, как жили их родители. Функция выбора была притуплена, потому что как такового выбора особо не было. Ну или был совсем небольшим. Все ходили в ясли и садик, ели квашенную капусту, должны были лежать тихо в сончас, одевались примерно одинаково, в первый класс несли гладиолусы или астры, все писали сочинения на тему «как я провел лето» или «проблема отцов и детей в произведении Тургенева». Все пели хором одни и те же песни. В школе надо было хорошо учиться, помогать по дому, следить за младшими братьями/сестрами. Поступали в институты, потом шли работать. Заводили семью. В 1983 появилось понятие интернет. Идея и первые шаги были сделаны ранее. В 1991 году сеть стала общественным достоянием. И, конечно же, с появлением интернета происходит революция. У меня в детстве не было мобильного телефона. И я хорошо помню, как мне попадало, если я что-то путала в расписании и приходила домой позже обычного. Звонили в школу с домашнего телефона, звонили моим одноклассникам — разыскивали меня. Еще приходилось сидеть в подъезде, если бабушка уходила куда-то на рынок, а у меня не было ключа от дома. Ну и конечно же кричать под окнами подружек во дворе. Сейчас дети не знают, как это, когда нет телефонов, потому что они рождены в мире, где телефон — неотъемлемая часть. Телефоны есть у всех. Недавно на приеме была семья. Они обратились по поводу того, что ребенок все время проводит в телефоне. И когда мы спрашивали каждого из них, чего бы им хотелось, папа говорил: «ну надо, чтоб она жила в настоящем, а не вот в этом своем телефоне». И вот интересный вопрос: что есть это настоящее? Ведь для нынешних детей телефон и интернет — их настоящее. А вот времена классиков, игры в резиночки, казаков разбойников — это прошлое. То, где они не жили. Итак, интернет, телефоны, компьютеры, гаджеты, информационная революция. Сегодня мы живем в мире информации. Просыпаясь по утрам, одно из первых, что мы совершаем, проделав необходимые утренние ритуалы, это проверка почты, соцсетей, мессенджеров. У меня на телефоне стоит лимит по времени: 1,5 часа. В хорошие дни инстаграм пишет мне о том, что я провела там 1,5 часа к ночи, а то и вовсе не пишет. А в плохие дни, он сообщает мне об этом уже к полудню. Да, когда я тревожусь, когда чем-то неудовлетворена, когда мне скучно, я сижу там. Просто листаю ленту. Раньше листали каналы телевизора. Причем каналов было немного, штук 10, поэтому листали по кругу. Информации сейчас необъятное количество. Любой вопрос, любой рецепт, любую задачу можно найти в интернете. Думаю, ни для кого не секрет, что в 21 веке люди страдают с одной стороны от информационной зависимости, с другой — от пресыщения информацией. Устраивают информационные детоксы, удаляют приложения с соцсетями, уезжают на неделю в отпуск и отключают телефон и тд. При огромном количестве контента, наполняющего наш мир, качество его ухудшается. И ценность информации девальвируется. Раньше, чтобы добыть информацию, нужно было потрудиться. Когда не было компьютеров и интернета, я делала доклады и сообщения в школе от руки, по книгам, по справочникам. Нужно было перечитывать, выискивать, переписывать. Сейчас все это гораздо проще. Сейчас каждый третий — блогер. Пишут, часто с ошибками, но как известно, на каждого блогера найдется свой читатель. Произошедшее событие в мире описывают сразу все СМИ. Кто-то женился, кто-то умер, кто-то что-то открыл. Новостная лента будет пестрить одной и той же новостью. Причем поскольку ценность девальвируется, заголовки становятся все более кричащими, кадры все откровеннее, тексты короче. Иногда складывается впечатление, что чем хуже, тем лучше. Просто потому что если в новости нет чего-то из ряда вон выходящего, то читать не будут. Конечно, такой объем и такое качество информации для детской психики не полезны. Появляются радикальные методы, типа: забрать телефон, отключить интернет, и пусть мелом в школе на доске пишут и во дворе в игры играют. В противовес этим методам существует другая крайняя точка: мол, детям во всем этом жить, они в этом, как рыбы в воде, пусть учатся. Но вместе с тем, мы не знаем, что и как повлияет на будущее наших детей. И как обычно бывает, крайние точки не самые гармоничные, правда где-то посередине. Забирая телефон у ребенка и отключая интернет и ожидая, что он пойдет во двор играть в классики, мы готовим ребенка к той жизни, которая уже в прошлом. Позволяя ребенку все, мы рискуем также столкнуться с проблемами. Самое полезное, как мне кажется, что мы можем делать, это выстраивать с ребенком доверительные отношения. Чтобы он не боялся обратиться к нам за советом или помощью. Чтобы увидев что-то в интернете, он мог спросить у нас: так ли это на самом деле. Пока что мы и сами не научились справляться с тем количеством информации, которое поступает. Поэтому нам стоит учиться этому вместе с нашими детьми. Научить мы можем только тому, что сами умеем. И когда родители хотят, чтобы ребенок читал Тургенева, пока сами сидят в фейсбуке, как правило, их ожидания не оправдываются. Итак, с появлением интернета, по мере развития цивилизации в мире становится все больше и больше свободы выбора. Появляется возможность путешествовать, работать удаленно, появляются частные детские сады, школы, зарабатывать деньги можно, не имея никакого образования. Пути открыты. Раньше такой свободы не было. Поэтому сейчас мы находимся в том времени, когда люди только-только учатся пользоваться этой свободой. Раньше всё было понятно и заранее определено. Сейчас нет. Сейчас мы можем жить так, как хотим. Вот только загвоздка вся в том, что один из самых распространенных запросов, с которыми обращаются на консультацию, это «я не знаю, чего я хочу». Обращаются школьники за профориентацией, которые не знают, чего хотят. Обращаются студенты, которые не знают, зачем учатся и чего хотят дальше, Обращаются люди, которые в браке уже лет 10, у которых дети, карьера, все есть, и вдруг они понимают, что не знают, чего хотят. И это понятно, потому что трудно хотеть чего-то, если ты не знаешь никакой другой модели жизни, кроме той, что есть. А главное, как понять-то, чего же я хочу? Свобода и море возможностей — это, конечно, хорошо. Вот только свободой тоже нужно уметь пользоваться. И родителю, важно понимать, что с другой стороны свободы — лежит ответственность. Мы свободны выбирать, но мы отвечаем за наш выбор. И это, на мой взгляд, то, чему мы, взрослые, должны учить наших детей. Как сейчас чаще всего это выглядит «вот будешь плохо учиться, будешь работать дворником». Или «ну и будешь всю жизнь в макдаке кричать свободная касса», «будешь так себя вести, никто тебя такую замуж не возьмет» и тд. Это все страшилки и к тому же неправда. И это совершенно не учит отвечать за свой выбор. Это учит лишь тому, что мои родители меня не готовы принимать таким, какой я есть, они не разбираются в жизни и врут мне. Почему звучат такие фразы тоже понятно. Потому что свобода представляет собой что-то новое, небезопасное. И родительская тревога возрастает в стократ. И здесь взрослым важно учиться быть со своей тревогой. В каких-то вопросах ослабить контроль и довериться ребенку. Вместе с тем, функция взрослого — это защита ребенка, его безопасность, поэтому выставление границ входит в задачи взрослого. Сейчас многие родители находятся в сильном напряжении и постоянной сверке «а достаточно ли я хороший родитель?». Сейчас все знают, что «все проблемы из детства», и поэтому бедные родители не знают, куда себя деть и как себя вести. Постоянное социальное давление вызывает стресс. Написана масса литературы по воспитанию и детской психологии, чтобы прочитать все это, потребуется еще одна жизнь, а если не читаешь, так значит, не достаточно хороший родитель.
Затронула много разных тем, может быть, немного сумбурно, но мне не хочется упрощать и сводить всё к ряду пунктов и прямым причинно-следственным связям. Оставлю, как есть. В надежде, что эта статья натолкнет вас на дельнейшие размышления. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|