Как взрослые играют с детьми в испорченный телефон

Как взрослые играют с детьми в испорченный телефон

#наблюдения_психолога

Вечер. Пятница. Автобусная остановка. Я жду транспорт. Он должен приехать через 13 минут. Устала, тяжелый портфель в руках, устроилась на скамейке.

Внутри остановки есть киоск, где продают всякую мелочь: шоколад, газировка, кофе и т.д. В моем провинциальном городе еще не все такие ларьки снесли. Рядом присела женщина, 65+. Через пару минут к ней подбежала внучка, которая покупала чупа-чупс. Она радостно его распаковывала и хотела съесть

Как оказалось, они ехали на дачу на выходные. Даше 5 лет. Она красиво и модно одета: шапочка со стразиками, джинсики с лампасами, стильный рюкзачок в виде медвежонка. В руках интересный желтый пенал в форме «лодки-банана», внутри которой лежала куколка. Она его открывала и закрывала, чем привлекла мое внимание. Дальше, показала мне мерцающего изнутри светодиодами фиолетового пони. А я просто слушала и спрашивала: про имена куклы и пони, взяла ли она с собой карандаши, любит ли рисовать, что ей особенно нравится делать на даче с бабушкой. Даша охотно отвечала. Сказала, что бабушка будет ей читать сказки, рисовать она не любит, но ей нравится играть  в игры в телефоне, который лежал в рюкзаке.

Но самое главное, за чем я наблюдала, так это за способом общения бабушки с девочкой. Как у большинства женщин советского поколения эта модель представляет собой смесь авторитарного стиля, гиперконтроля и бесконечной критики.

Перечислю несколько ключевых моментов моего наблюдения в поведении бабушки:

  • В ту минуту, когда девочка наслаждалась покупкой, своим выбором 2-х чупа-чупсов разных вкусов и хотела один из них попробовать, бабушка ее остановила. Фраза была про то, что ты ведь не любишь такой-то вкус, что сейчас распакуешь и не будешь есть, и что если съешь сейчас, то на выходных нечего будет есть из сладкого.
  • На мой вопрос про времяпровождение на даче и ответ про чтение сказок, вмешалась, и сказала мне, что Даша не умеет читать в свои 5 лет, и мол, мы будем учиться читать. А то скоро ей уже 6 лет, идти в школу пора, там будут все умные, а Даша одна глупая.
  • На ёрзание ребенка на лавке одергивала, говорила, чтоб сидела спокойно, а то ведет себя как мальчик. И вот уже добегалась, что синяк под глазом. Я почти не увидела этого синяка, если бы она не обратила внимания. И тут же стала говорить, что ей надо специально дорисовать второй такой синяк под другим глазом, для пущей красоты.
  • Когда Даша убежала куда-то за остановку, бабушка тревожно вскочила, нашла ее там и вернула на место, приговаривая, что вот, она, мол, ее не слушается. И если так дело пойдет дальше, то больше на дачу с собой она ее не возьмет.

 

За 10 минут моих наблюдений ни одного ласкового слова и поощрения. Я уверена на 200%, что бабушка обожает свою внучку. Каждое ее послание по-своему несет в себе что-то доброе и светлое. Только, КАК ребенку это почувствовать (дети живут эмоциями и чувствами) и понять (рациональная часть не развита еще)? Саморефлексии в этом возрасте еще нет, аналитическими способностями 5-тилетний ребенок не обладает тоже, сарказма не улавливает, причинно-следственных связей не устанавливает. Т.е. принимает почти все за чистую монету, не пропуская через призму всего вышесказанного.

Из слов бабушки ребенок «поймет» про себя примерно следующее:

  • Все, что ты выбираешь - плохо. Не верь своим желаниям, не доверяй им и тем более не проверяй и не пробуй на вкус. Совершать ошибки – плохо, ведь будут сплошные сожаления. Послание «Не чувствуй», «Не чувствуй себя хорошо», «Не делай», «Не желай».
  • Ты не такая хорошая, как остальные дети, т.е. плохая, неумёха и неумная. Послание «Не будь собой»
  • Быть девочкой плохо. Чтобы меня любили, мне надо измениться (изменить свое поведение). Послание «Не будь ребенком (будь взрослой)», «Не будь собой», «Не высовывайся».
  • Я должна поступать и думать так, как от меня ждут другие (бабушка, мама, люди на остановке и т.д.). Только тогда меня будут любить. Любовь просто так нельзя получить. Послание «Будь безупречной».

А теперь давайте помножим эти минуты на дни и количество лет. Сколько раз ребенок-дошкольник слышит от значимых взрослых такие послания? А ведь жизненный сценарий закладывается рано. Кого мы хотим вырастить и кого на самом деле растим? Победителей, жертв, неудачников, ответственных, думающих или управляемых, пассивных, инфантильных, ленивых?

Самоотношение у ребенка формируется на основе отношения взрослых к нему, а дальше постепенно просто встраивается в структуру личности. В будущем, велика вероятность, что такой стиль общения во взрослой жизни приведет к заниженной самооценке, отсутствию уверенности в себе, самоедству, страху ошибиться, чувству вины, тревожности, нерешительности, недоверию к себе, потери контакта с интуицией, отсутствию любознательности, инициативы, излишнему перфекционизму, следованию ложным стереотипам и т.д.

Что можно сделать для улучшения ситуации уже сегодня? Например, по-чаще обнимать ребенка (не менее 4-х раз в день), смотреть в глаза, искренне им интересоваться, спрашивать о его увлечениях и его мнении.

Какие позитивные предписания и слова могут говорить взрослые детям?

Например:

Я тебя люблю

Можешь быть тем, кем хочешь

Я люблю тебя, даже когда ты хулиганишь

Ты можешь думать то, что хочешь

Я люблю тебя, даже когда ты не оправдываешь моих ожиданий

Делай что хочешь, но отвечай за последствия

Я люблю тебя, потому что ты – это ты.

Ты можешь чувствовать то, что чувствуешь

Я люблю тебя, даже когда ты ошибаешься

Делай что хочешь, но отвечай за последствия

Я люблю тебя, даже когда мне с тобой сложно

Я люблю тебя, даже когда я на тебя сержусь

Я люблю тебя, даже когда мы хотим разного

Я люблю тебя, даже когда ты медлишь или спешишь

Я люблю тебя, даже когда ты не знаешь, чего хочешь

Будь собой!



Если вы, как родитель, испытываете много тревоги в процессе воспитания, чувство беспокойства, раздражения, сталкиваетесь со сложностями во взаимопонимании, то приглашаю на свой специальный курс для осознанных родителей «4 шага успешного Родителя», а также на индивидуальные консультации и семейные консультации.

Рада быть полезной!

Автор: Ольга Левко, психолог

10.06.2019

Получить консультацию

Регистрация на Родительский курс по ссылке: https://goo.gl/forms/BtNanAyix5j5lk8o1



Просмотров: 311
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Мама, знаешь, за что я тебя люблю? За то, что ты не читаешь мою переписку!
  • Про то, что есть, когда тебя нет
  • Начни что ни будь делать, и тогда у тебя ко мне претензий не будет.
  • Я буду тебя так сильно любить, что ни одна женщина в мире не будет тебя достойна!
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Я тебя не люблю, потому что злюсь!
  • Уйди от меня, я больше не хочу тебя видеть никогда. Я люблю тебя. Я тебя помню.
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Я люблю тебя, несмотря ни на что
  • Как получить возможность сказать «Я люблю тебя» и через 50-60 лет.
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • 9 неочевидных признаков депрессии: когда тебя ругают за то, что тебе плохо.
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • О чем лучше молчать, даже когда тебя спросят: 7 золотых советов
  • Люблю тебя, когда ты – хороший.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • как понять, что я себя уже люблю?
  • Как понять, что я себя уже люблю
  • Я ненавижу тебя, иди ко мне скорей! (Я люблю тебя, не подходи ко мне!)
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума
  • Это даже хорошо, что сейчас нам плохо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь