Страх - слово страшное. Именно страхи нам больше всего мешают жить. Если бы не эти страхи… мы бы уже реализовали себя, свои мечты и желания.
Но у страхов есть другая сторона. Более полезная.
Они оберегают нас от чего-то.
Про эту сторону мы часто забываем.
Страх изначально нам дан в жизни как нечто полезное и необходимое для выживания. Но наше невнимательное отношение к нему делает его вредным, страшным и опасным.
О страхах можно говорить много и долго. Но буду писать о самом важном. Не из книг, а из практики.
В статье расскажу - про что это может быть у ребенка и что с этим делать.
Когда боится ребенок, что это может быть?
Это могут быть страхи родителей. Детям передаются наши эмоции. Очень часто, когда приводят на консультацию деток со страхами, оказывается, что у мамы или папы случаются панические атаки, много тревоги. И работать тогда необходимо прежде всего со взрослым.
Бывает так, что ребенок таким способом привлекает внимание родителей. Ему не хватает родительского ресурса . Он боится, например спать самостоятельно. Делать что-то самостоятельно. Идти куда-то… ему всегда для храбрости нужен взрослый. Так он становится интересным, заметным, и получает нужные эмоции от родителя.
Травмы тоже могут быть источником детских страхов. Психологическая травма - может быть шоковая (пожар, наводнение, война, насилие) и травма развития (продолжительное моральное давление на человека, продолжительный стресс, ребенок долгое время не получает любви и заботы, большое количество критики и недовольства и др). Травмированный ребенок может быть переполнен страхами. И помочь в этом случае может только специалист.
Страхи могут завладеть сознанием ребенка, если в семье не принято говорить об эмоциях, не принято делиться переживаниями, не признают эмоциональную сферу жизни вообще. Ребенку не рассказывают, что это такое - эмоции, как он может с ними справляться, как может поддержать себя и помочь себе.
Еще причина страхов - ребенку запрещают злиться, требуют послушания во всем. И как только легализуют в семье гнев, как только позволят ребенку проявлять свои агрессивные чувства - страхи или большая их часть уходят.
Ну и самое банальное - ребенка просто могут запугивать. Страх - "хороший" рычаг управления! ((и не только поведением ребенка… Ребенка можно сделать удобным с помощью этого рычага. Запугал - и ребенок слушает. Это быстрый воспитательный метод. Но достаточно примитивный и имеет много побочного. Если не запугивать, как тогда управлять? А тогда надо много времени, сил, энергии вложить в ребенка. Много с ним общаться, уметь договариваться, понимать его, слышать, слушать, знать основы воспитания и развития личности ребенка. Конечно, проще запугать…
Что с этим делать?
* Ребенок учится управлять эмоциями на примере взрослых. Если родитель спокойно может завести разговор , по типу:
- знаешь.. вот бывает, когда я боюсь…
вот тогда самые ценные элементы психологического опыта передаются ребенку!
Ребенок тогда понимает, что страхи это не так страшно (это нормально), что мама и папа тоже боятся (и я имею право на свои страхи тоже), что мама и папа справляются с этим (и я смогу тоже), и вот есть такая модель как с ним можно справиться ( есть хороший способ).
Таких способов справляться со страхом должно быть у ребенка в запасе много ( просто побыть со своим страхом, проговорить страх, нарисовать, попросить о помощи, добавить смелости, разозлиться).
Чем больше в запасе способов, тем больше психического здоровья будет у ребенка.
* Важно говорить о страхах вообще. О том, в чем его польза и вред. Как он устроен и как работает. Как живет в теле и как его можно оттуда выселить…Еще важный момент - родителю необходимо иногда уметь контейнировать чувства ребенка. Это значит находиться рядом, спокойно реагировать, всем своим видом давать понять, что все хорошо.. мама папа рядом.. мама папа способны о тебе позаботиться… ты в безопасности. Просто обнять, просто выслушать, просто дать поддержку.
Для такого контейнирования у родителя должно быть достаточно места в своем эмоциональном сосуде. Если родитель переживает продолжительный стресс и не способен контейнировать - он будет раздражаться в ответ на страх ребенка. Или сам бояться.
* Если опыта взаимодействия со своими чувствами маловато и контейнер переполнен своими страхами - попробуйте порисовать с ребенком. Пусть ребенок нарисует свой страх. И придумает свой ресурс как с ним справиться. Можете нарисовать этот ресурс вместе. Это могут быть: волшебная палочка, амулет смелости, сказочное существо - помощник. Такое упражнение из арт-терапии уже поможет снизить напряжение и восстановить эмоциональное равновесие.
Статьи о детской психологии https://vk.com/deti289
добавляйтесь в группу, задавайте вопросы, пишите комментарии.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.