Cамостоятельность, как стержень человека

Самостоятельность является одним из ведущих качеств личности, которое по мере взросления формируется и закрепляется в виде качества характера человека. Оно выражается в умении ставить перед собой определённую цель и добиваться ее достижения собственными усилиями. В основе описанного процесса заложена сознательная позиция индивида, умение ответственно относиться к своему поведению и выбранной траектории действий, проявлять стремление, волю и усердие, принимать решения и их выполнять не только в знакомой ситуации, но и в новых условиях без перекладывания на кого-либо ответственности за свои неудачи.

 Не стоит терять время и акцентировать внимание на том, что формирование самостоятельности, как и многих других качеств личности закладывается еще в детстве (на моем профессиональном опыте можно с уверенностью сказать, что в возрасте до шести лет). Ее первые попытки проявления у маленького человека начинаются еще в 5 месяцев, когда малыш начинает тянуться к яркой погремушке или пытаться всеми силами сесть, а не только лежать в своей кроватке и наблюдать за окружающим его миром. Если родители не ставили себе целью и не придавали этому значение, то в последующем можно получить проблемы от невозможности самоопределения взрослого человека до деформации его личности (которое проявляется в пассивности, аморфности, обрастании ленью), так как самостоятельность можно отразить в тесной взаимосвязи с другими характеристиками, такими как: самосознание, самореализация, саморегуляция, самооценка, самоутверждение, самоуправление.

 Cамостоятельность как стержень человека

Причинами проявления у человека несамостоятельности, а отсюда нежелания / неумения ставить и достигать цели могут быть не только проблемы в том, что в детстве у ребенка со стороны взрослых данному качеству не уделялось должного внимания. Не менее разрушительным является позиция родителей к своему ребенку, которая выражается в делах и словах. Приведем конкретные примеры:

1) Авторитарный стиль воспитания, который выражается:

- в сравнениях и сопоставлениях («Я была отличницей, комсомолкой, всё везде успевала, а ты такой в кого уродился? Ни на что толку нет!», «Как повезло Ваниным родителям - какой у них мальчик растёт добрый и послушный!» или «Как написали контрольную другие дети? Мог бы и лучше справиться!» вместо: «Я понимаю, что ты не такой как я, но это не значит, что ты хуже или не справишься, у тебя много замечательных качеств», «Ваня, конечно, воспитанный мальчик и его хвалит учитель, но ты у меня не хуже, нужно только поработать над своим поведением и приложить усилия к этому. У тебя все получится, ты же молодец!», «Да, контрольную ты написал хуже, чем в прошлый раз. Но всё в твоих силах, подумай, в чем состоит проблема твоего результата и усиль работу в этом направлении!»;

- негативных установках («Как у тебя неуклюже получилось, лучше бы не делал это совсем, если не умеешь!», «Хватит, мне надоело тебя ждать! Отдай мне обратно, я лучше сделаю сама!». В этом случае мысль ребенка: «Раз плохо не буду делать совсем!». Поэтому, как бы не огорчал результат, нужно сесть вместе, проанализировать и предложить подумать, что можно сделать по времени, целевым установкам, усердию и т.д., чтобы в следующий раз получилось качественно, в сроки и радовало).

2) В чрезмерной опеке родителей: «Не делай, а то поранишься, я лучше сделаю сама, а ты просто посмотри», «Подрастешь и тогда сделаешь, а сейчас я сделаю за тебя, дай мне почувствовать себя мамой», «В моем тяжелом детстве мне приходилось много работать по дому, так как была большая семья. Я не хочу, чтобы у тебя так было - отдохни, позанимайся своими делами, погуляй», «Сейчас престижно работать тем-то, вот на эту профессию ты и пойдешь. Мы - родители хотим для тебя только лучшего в жизни!».

3) В воспитании мамой мальчика по типу «Мой сын как мой муж», а не «Мой сын как муж для своей любимой спутницы жизни, своей жены». Такое случается, если женщина рано овдовела или является матерью-одиночкой, может случиться и то, что находится в неудачном браке и воспитывает сына как отдушину себе до самой старости. В итоге в зрелой жизни уже взрослый мужчина должен по-прежнему маме отчитываться, как прошел день, что он делал, что получилось, что нет. Спрашивает, что нужно сделать, а сам не способен думать, решать, действовать, достигать. Такой бесхребетный человек, с заниженной самооценкой, с неудачами в карьере и личной жизни, со множеством страхов, опасений и фобий слоняется по жизни, опустив руки и отчаявшись даже не может ответить на вопросы: «Кто я? Зачем живу? Что мне нравится / не нравится? Чего хочу достигнуть?».

4) В отсутствии вдохновляющих слов любви, поддержки, веры во внутренний потенциал и силы ребенка. Как часто клиенты говорят: «Мне никогда в детстве родители не говорили: «Ты сможешь, справишься, я в тебя верю! Если нужно - помогу и поддержу, буду мыслями рядом в трудную минуту!».

 

Как много каждый человек черпает из детства и, если это многое плохого качества, то в зрелости приходится тратить силы, время и мысли на изменения, что дается с трудом и огромными усилиями над собой. Поэтому нужно задуматься об этом гораздо раньше, чтобы оказывать правильное влияние на своих детей.

Желаю Вам успехов в достижении результата! Будьте по-своему счастливы!

Буду признательна за обратную связь!

Ваш психолог, Катерина Агафонова.



Просмотров: 254
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Я буду тебя так сильно любить, что ни одна женщина в мире не будет тебя достойна!
  • Как разлюбить? Что делать если он тебя не любит? Как исправить ситуацию? Советы психолога-сексолога
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Скажи мне, как ты мыслишь, и я скажу, что тебя ждет
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда или что нельзя делать при депрессии
  • Как же мне тебя искать, если мы совсем разные?
  • Мне так комфортно оттого, что тебя нет со мной
  • Чтобы получить то, что ты никогда не имел, нужно сделать то, что ты никогда не делал.
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Что нужно сделать, чтобы тебя «полюбили» деньги? Секреты, проверенные временем
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Что страшного в детстве? или Много ли нужно для счастья.
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Как сберечь здоровье: наука знает ответ «Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как».
  • А человека нет. Что мне делать, если смерть.
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Инструкция: что делать, если вы много раз пытались, но у вас не получилось



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь