|
Корни обманаАвтор статьи: Татьяна Крюкова
Происхождение и формирование лжи уходит корнями вглубь веков, начиная с первобытной эпохи – раннего и довольно продолжительного периода в истории человечества. В ситуации, когда человек окружен с одной стороны лесами и дикими животными, а с другом - пещерами и себе подобными созданиями необходимо было приспосабливаться так, чтобы не пострадав от когтей и зубов зверя, ловко заманить его в ловушку, дабы в дальнейшем было чем питаться, а уже потом выкручиваться на тему как сохранить добытое пропитание, ведь сородичи могут отобрать, и как сберечь созданный «очаг» от стихии. Антропологи Э. Вайтен и Р. Берн даже отметили, что в таких условиях у человека шансов на выживание больше в том случае, если он думает на два шага вперед и умеет предугадать последствия собственных действий, включая обманные манипуляции. Подобные тактические навыки передавались из поколения в поколение, со временем совершенствуясь и закрепляясь на социальном уровне. Стоит отметить, что именно в процессе социализации индивида кроются побудительные причины, сказывающиеся на склонности к обману окружающих людей. Генетически обусловленная адаптация к неблагоприятной атмосфере, минуя риски, трансформируется с рождения в способность избегать отрицательные эмоции и неприятные ощущения при помощи приспособления и маскировки. С первых недель жизни младенец воспринимает громкий тон или резкий жест как нечто недоброжелательное и враждебное, в связи с этим у него развиваются определенные защитные механизмы. В дальнейшем, становясь старше[1], ребенок во избежание порицания, стыда или из-за страха наказания старается скрыть истинные эмоции(не соответствующие морально-этическому «кодексу» социума – «это некрасиво, неправильно!»), умолчать о неблагоразумном поступке или промахе(неудовлетворительная оценка, разбитая тарелка, сломанный велосипед и пр.) или же отрицать сам факт свершения такового. Помимо этого, находясь в прямой и косвенной взаимосвязи с малой группой – будь то школьный класс[2] или семья, ребенок буквально «впитывает» образцы поведения и коммуникации в той или иной ситуации, осознавая, что зачастую отсутствие искренности не всегда что – то предосудительное, поскольку притворство превалирует как эффективный инструмент взаимодействия взрослых и сверстников. В последующем, ребенок «отзеркаливает» манеры и стиль такого рода «сотрудничества», а взрослея, интегрирует ложь в повседневную структуру деятельности и поведения в качестве продуктивного средства достижения желаемого результата. При этом, совершая обманные (не честные) и манипулятивные акты, личность проходит ряд стадий: ✧В первую очередь, имеется мотивировка и уверенный прогноз об альтернативной реакции объекта лжи – варианта достижения цели. Здесь субъект лжи принимает решение конкретным образом дезинформировать оппонента или партнера - предоставить несоответствующие реальности или неполные сведения. Ложь – фактор деятельности лжеца.[3] ✧Далее следует непосредственная реализация обмана, в ходе которого ложь выступает как объективный, однако, по большей части не осознаваемый адресатом ложного сообщения фактор. Между субъектом и объектом лжи зарождаются скрытые, негласные разногласия или конфликты отношений в контексте исходных, воплощенных во взаимодействии. Получается, по аналогии с реципиентом и индуктором – первый собственным высказыванием и действием содействует увеличению продукции индуктора. Так под мнимым содействием лжец постепенно движется к персональной, лишь ему ведомой цели. ✧До третьей стадии дело доходит в ситуации выявления примененной лжи, т.е. когда обнаруживается факт искажения действительного положения дел/истины или ее полное отсутствие в приведенных сведениях. В таком случае ложь являет собой как объективный, так и субъективный фактор, определяющий характер дальнейшего контактирования – противоречия либо приобретают открытый формат, перерастая в коллизию, либо сглаживаются(аннулируются). У лжи множество обличий и любая ее вариация вносит определенные изменения в систему отношений субъекта лжи и ее объекта. Особо негативное ее изменение - «псевдо-корректировка», где обман видоизменяет открытые, искренние без подоплеки отношения на замаскированное недосказанностью «жонглирование» чувствами, эмоциями, установками, представлениями и мнением другого человека с целью получить запланированные некогда «плоды». [1] (активно и отдавая себе в этом отчет, с 4-х лет), [2] 6-7 лет [3] Схема из книги «Психология лжи и обмана» Е. Спирицы Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|