|
Ослиная шкура: пограничное укрытиеАвтор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Сказка «Ослиная шкура» - один из наиболее часто используемых сюжетов в психоаналитической литературе. По мнению Догерти и Вес она приводит нас в самое сердце пограничной территории, поскольку представляет собой архетипическую историю о раненом и неистовом ребенке. Его голос слышится каждый раз, когда люди с пограничной структурой характера совершают свои отчаянные поступки (Дореги, Вес). Сказка начинается
Эту сказку можно интерпретировать, с точки зрения динамики семейных отношений и, следовательно, представить, что речь в ней идет о реальных и знакомых многим взаимодействиях в жизни молодой девушки. Углубившись в символику, можно исследовать, каким образом взаимодействия между королевой, королем и их дочерью соотносятся с внутрипсихическими паттернами в душе девушки, где одна часть становится инцестуозной (родительские комплексы) и совращает другую часть (Эго). Многие теоретики полагают, что пограничная динамика возникает вследствие реального физического и сексуального насилия. Но в некоторых случаях такая структура характера формируется даже тогда, когда семейные отношения не являются травмирующими.
Мать, которая кажется «очень хорошей», в действительности околдовывает собственного мужа и обрекает дочь на ужасные беды. Молодая девушка, не получившая в достаточной мере материнской заботы, особенно уязвима перед агрессивным отцом. Аналогичная ситуация складывается внутрипсихически: отцовский комплекс, особенно если он пребывает в сговоре с материнским, порабощает невинное Эго. В сказке Ослинная шкура сначала пытается отвлечь отца, ставя перед ним невыполнимые задачи, с которыми тот все же справляется. А потом, так и не сумев обмануть непреодолимую и беспощадную силу, убегает в лесную чащу, измазав себя сажей и одев меховую шкуру. С точки зрения динамики, Эго прячет свою красоту, погружается в «очень плохое» и теряется в глубинах архетипической реальности. Благодаря изменению внешности и бегству достигается столь необходимая сепарация. Иначе установилось бы безраздельное обладание со стороны доминирующего отца-насильника – не важно, идет ли речь о настоящем отце или об отцовском комплексе. В результате такого Бегство Ослиной Шкуры от отца и ее погружение во тьму архетипеческого царства может оказаться деструктивным, но для человека с пограничной структурой характера это неизбежный этап зарождения индивидуального сознания.
Взрослая женщина с такой структурой характера затопляется примитивным архетипическим аффектом. Она живет с ощущением, что ее постоянно раздирают изнутри и снаружи. Она нередко признается в том, что у нее есть внутренняя убежденность, что она на самом деле плоха для окружающих, она проклятое или даже испорченное существо. Сильные архетипические бури захватывают ее и ввергают в пучину запутанных отношений с самой собой и с другими. Прячущийся в лесу, укутавшийся в звериные шкуры человек остается пленником темноты. Сказка продолжается
Освободившись из ловушки бессознательного, Эго снова оказывается в положении, когда оно может искать контакта, и на этот раз, возможно, не подвергаясь агрессивному нападению. Ослиная Шкура вышла из укрытия. Появившись на балу в великолепном платье, она, хоть и мимолетно, но показала свою яркую сторону. И эту яркую сторону Я при повторной демонстрации не захватил комплекс хорошей матери и не поработил доминирующий отцовский комплекс, а встретила фигура анимуса, с которым недавно установилась связь. Благодаря этому Ослиная Шкура смогла неоднократно заявить о себе: несколько раз она подбрасывала кольца в суп, несколько раз появлялась на балах. С точки зрения внутрипсихических процессов, очевидно, что силы, загнавшие Ослиную Шкуру в темноту, отступили, и появилась возможность динамически исследовать баланс между противоположностями. Эти неоднократные появления и отступления Ослиной Шкуры показывают, каким образом человек с пограничной структурой характера устанавливает контакт и затем нарушает его, меняет жизнь к лучшему и затем разрушает ее – и такие циклы могут повторяться до бесконечности. Но если поддерживать человека во время этих циклов, постепенно выясняется, что энергия нарастает и становятся возможны перемены. В сказке на третьем, последнем, балу Ослиная Шкура не замаскировалась полностью. И поскольку она не спряталась целиком, король сумел крепко схватить ее. В результате его ловкого маневра Ослиная Шкура предстает во всем своем великолепии, и дело заканчивается свадьбой, достигается долгожданное соединение, то есть брак дифференцированных противоположностей. Возможно, в какой-то момент терапевту, точно так же как королю, вступившему в прямое противоборство с Ослиной Шкурой, понадобится проявить больше настойчивости и прямолинейности в предъявлении своих интерпретаций пациенту. Только если пациент чувствует себя в достаточной степени значимым и защищенным, активные интеракции терапевта помогают ему окончательно покинуть укрытие. Пережив вместе с терапевтом периоды страданий и хаоса и чувствуя его поддержку, клиент уже может пробовать присоединять ту яркую отщепленную часть своего Я, которую старательно прятал и оберегал из-за ранней брошенности и жестокого обращения с ней. Переживания терапевта, взаимодействующего с пациентами подобного типа, можно сравнить с переживаниями короля из сказки «Ослиная Шкура». Безусловно, эти пациенты непосредственно и живо вносят в нашу жизнь богатство глубинного, насыщенного аффектами архетипического царства. Но это богатство может быть принято как с радушием, так и с враждебностью. Если терапевт не сражается с собственными демонами, не осознает собственное отчаяние или собственную смертельную ярость, он может либо испытать отвращение, либо поддаться обаянию и угодить в ловушку, расставленную пациентом с пограничной структурой характера. Терапевт может почувствовать негодование по поводу того, что время и энергия, которую он отдает пациенту, тратятся впустую. Уже замечено, что именно пациенты с пограничной структурой становятся главной темой обсуждения на супервизиях и практических конференциях, и именно они чаще всего снятся терапевтам. Возможности отведать вкусный суп и выловить из него золотое колечко могут пробудить в терапевте, как это и произошло с королем в сказке, сильное желание разузнать, откуда взялось кольцо, и он будет вызывать пациента из темницы и постоянно задавать вопросы: «Кто вы?» и «Откуда вы?». Такие возможности удерживают терапевта в кресле, когда пациент твердит час за часом, что достоин «лишь получать сапогом по голове», и выходит на новый виток самоуничижения. В конце концов, задаваясь вопросами, кем была та очаровательная незнакомка на балу, кто готовил тот превосходный суп и кто подбрасывал золотые кольца, король все же разгадал загадку Ослиной Шкуры, то есть нашел источник богатств и, что очень важно, женился на ней. Ведя клиента к его внутреннему браку, терапевт может привести самого себя к такой же развязке. Взаимодействуя с клиентом, он может глубже проникнуть в царство тьмы, хаоса и отчаяния, а также в ослепительно яркий мир золотого солнца. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|