Эффект Ослиной шкуры или что опасного в маске?

Эффект ослиной шкуры или в чем опасность маски?

Помните сказку о незадачливой принцессе по прозвищу «Ослиная шкура»? Одна из вариаций на тему Золушки. Скрываясь от жестокой мачехи, принцесса прячется в Ослиную шкуру и благополучно сбегает из дворца. В таком виде никто ее не узнает. Однако не узнает ее и принц, с которым она встретилась в этом новом облике. Заканчивается сказка хорошо: принцесса избавляется от Ослиной шкуры, принц в нее все-таки влюбляется, не обходится в этой сказке и без вмешательства фей… все как полагается.

Но давайте подумаем – а что из себя представляет Ослиная шкура? Что это, как не маска, за которую принцесса прячется в опасный для себя момент. Новый «имидж» принцессы сыграл свою роль, но оказывается, однажды обратившись к спасительной маске, принцесса оказалась в ее власти. Этот сюжет мне кажется очень символичным и глубоким. Поскольку в нашей реальной жизни мы часто сталкиваемся с ним, хотя это может и не бросаться в глаза. Эффект маски воплощается незаметно, исподволь, шаг за шагом завоевывая все новое пространство в нашей индивидуальной психической реальности.

Так как это происходит?

Что такое маска с точки зрения психологии? В истории человечества маска как культурный феномен появилась еще в первобытную эпоху. В архаических культурах маска занимает особое положение в обрядовых действах и магических практиках. Маска наделялась мистической силой, трансформирующей силой, связанной с тотемными животными или миром духов. Считалось, что маска может передавать эту силу тому, кто ее надевает. Почему? Что в ней такого особенного?

Одно из важнейших психологических качеств маски в символическом пространстве – это обезличивание. Стирание границ, деиндивидуализация. В древних мистериях это трансгрессивное  качество использовалось для перехода в другое, измененное состояние сознания. Лицо – важнейшая часть тела в социальной коммуникации. Образ или проекция человеческого лица особенно сильно ассоциируются с нашей индивидуальностью, набором отличительных качеств и свойств нашей личности.

Надевая маску, человек с одной стороны символически освобождается от социально обусловленных качеств и статусов. С другой стороны, чувствует себя защищенным. Маска прячет его лицо: буквально скрывая черты лица и, возможно, взгляд. Символически маска снимает ответственность за его действия, слова, поступки, скрывая личность.

Здесь интересно вспомнить о таком парадоксе, что слова «личность» и «персона» происходят от устаревшего обозначения маски: «личина» старорусское  и «persona» латинское.

Личность человека обусловлена социальными контактами и опытом. Мы вынуждены жить, взаимодействуя с внешним миром, с другими людьми. Иначе человек перестает быть человеком.

 Таким образом, освобождаясь от ограничений предыдущего жизненного опыта, древний человек мог за краткий миг  в состоянии транса развить в себе новые качества, стать кем-то другим, получить доступ к энергии своего тотема или рода, коллективному бессознательному, если угодно.  Такое воздействие усиливалось использованием танца,  ритмичной музыки и даже психотропных веществ. Например, первобытные  охотники исполняли ритуальный танец в масках, предвещавший удачную охоту. По сути, они задействовали скрытые ресурсные силы своей психики, настраиваясь заранее на успех и аккумулируя в  себе через совместное действие необходимые качества: отвагу, силу, ловкость и пр. Известно, что эмоциями легко «заражаться» в коллективе, в компании, в толпе. На этом построены все карнавальные и праздничные шествия…

Проходят века, и маска постепенно проникает в светское пространство через те самые народные карнавальные праздники и, в первую очередь, через театр. Постепенно образ маски становится привычным и простым, в современном мире сакральное таинство сменяется детскими утренниками…  Сейчас маска является атрибутом скорее светского праздника или сферы детства.

Однако феномен маски глубже, он выходит за рамки предметного мира. Помните театр Дель Арто и его персонажей? Бойкий Арлекин, грустный Пьеро, кокетливая Коломбина, солидный Пончинелло… Что это, как не отражение большого мира и его социальных отношений в маленьком театральном микрокосме? Что такое эти гротескные персонажи как не маски? А теперь вспомним бессмертные слова У. Шекспира о том, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры.

Феномен маски остался жить в символическом пространстве социально-ролевого поведения. В этом контексте сразу приходит на ум известный американский психоаналитик Э. Берн, автор   в высшей степени поучительных бестселлеров психологического мира «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Итак, мы возвращаемся к теме формирования личности, которое происходит во взаимодействии с другими людьми, социальными структурами. Через ролевую игру и подражание ребенок обучается социальным отношениям, развивается, познает мир. Взрослея, мы вроде бы оставляем игры в детстве, однако на самом деле, продолжаем использовать тот же принцип подражания и ролевого поведения  в жизни. Мы исполняем разные «роли» на работе, дома, с друзьями, с родителями и незнакомцами, в административных учреждениях и в торговых центрах… Почему? Иногда ролевое поведение просто избавляет нас от лишних хлопот, когда знаешь заранее чего от тебя ждут, кажется проще выполнить это, например, на работе, в офисе. Есть служебная инструкция и четкие правила действий всех участников события…  Кроме того, всегда есть некий усвоенный в течение жизни идеальный образ поведения. И мы обычно пытаемся к нему приблизиться. Таким образом, в целом этот процесс может быть позитивным: вроде как мы развиваем себя, работаем над собой, доводим до совершенства…

Однако здесь таится вполне реальная опасность …заиграться… утратить внутреннее понимание где Я, а где не Я, но только условность? В жизни мы не прикладываем маску к лицу, чтобы выйти из дома и отправиться на работу или свидание, о нет, мы перевоплощаемся точно настоящие актеры, настраиваемся, проникаемся «Идеальным». Поэтому не так-то легко бывает снять уже ненужную «маску» со своей …души. Что такое «Идеальное»? Это некий абстрактный образ, не существующий в реальности, потому что реальность переменчива и требует перемен и гибкости от нас. Идеальный образ – высушен, выхолощен, оторван от действительности, по сути он – мертв… Однако привлекателен своим совершенством, и потому мы ищем его в себе снова и снова, подчиняясь внутренней потребности в перфекционизме, быть лучшими, быть правильными, быть… на самом – то деле, любимыми. 

И тут-то мы и попадаем в сказку про Ослиную шкуру… Однажды мы понимаем, что в погоне за идеальным собой и любовью других, мы теряем способность выражать свои истинные чувства, мысли, желания. Либо мы не можем разобраться в них, отделить одно от другого, не можем позволить себе что-то чувствовать, либо другие не принимают этого, поскольку слишком привыкли к нашей «ослиной шкуре». Мы застреваем в каком-то одном шаблоне, поскольку привыкли к нему и уже не умеем существовать по-другому.

Так послушная дочь сливается эмоционально с образом своей гиперзаботливой мамы, исполнительный сотрудник - с требованиями и желаниями начальника,  служащий администрации - с маской вежливого отчуждения, ранимый подросток – с образом кумира, воинствующего бунтаря или равнодушного циника…

Даже наша внешность может находиться под влиянием той или иной маски: деловой костюм и классический маникюр, вечернее платье и яркий макияж, потертые джинсы и темные очки, брендовая обувь или старые кроссовки – все это несет отпечаток Большой Игры, всё обладает неким контекстом, историей, считываемой окружающими.

Итак, обозначим уровни, на которых может проявляться маска в современном пространстве:

- предметно-игровой: карнавальная маска, театральный антураж

- социально-ролевой: проявляется в социальных взаимоотношениях, а также в детских играх (дочки-матери, игры в профессию доктора и пр.)

- визуально-символический: проявляется во внешнем облике, яркий пример - феномен молодежных субкультур

- виртуально-игровой: субкультурный феномен он-лайн игр и сюжетно-ролевых игр живого действия представляет почти неограниченные возможности по созданию, воплощению, проживанию сознательно или бессознательно выбранных «масок – ролей»

Если говорить о значении именно социально-ролевой  маски, то стоит отметить ее включенность в общественную систему взаимоотношений и восприимчивость к историко-культурным переменам: на протяжении веков общественные статусы и социальные роли менялись, перемешивались, исчезали и появлялись новые, а старые находили себе другие социальные ниши и заново определенные рамки. Однако сама система социально-ролевого поведения, обозначенная прописными либо устными нормами всегда сохранялась как неотъемлемая часть общественного строя… Если мы внимательно присмотримся даже к персонажам Дель Арто, то и сейчас найдем образы – архетипы, выраженные в том или ином человеке: кокетка Коломбина, пессимист Пьеро и шут- Арлекин живут по-прежнему среди нас.

Символическая маска социально-ролевого поведения есть у каждого человека. За ней мы прячем свои чувства и переживания, страхи, гнев, сомнения, свои недостатки и личные секреты... Просто потому что рассказывать каждому встречному о самом личном, интимном – довольно абсурдно. А еще потому, что маска, как мы помним, обладает защитным свойством. И наша психика, стремящаяся к сохранению себя любимой, берет себе на вооружение подходящий образ маски, исходя из различных механизмов психологических защит.

Однако как не попасть под власть своей социальной маски, если она точно так же, как и ритуальная маска в древности, обладает свойством деиндивидуализировать, обезличивать? Если есть опасность того, что личные границы могут постепенно размыться и слиться с социальными ролями?

Ответ достаточно прост на словах, хотя его не так-то просто реализовать в действиях. Осознанность – вот ключ к пониманию и сохранению своего внутреннего, подлинного Я. Осознание себя и выделение символического образа социальной маски, принятие ответственности за каждый выбор в пользу или против Маски – вот путь, хотя и не простой, который позволяет играть, не лукавя с самим собой, быть актером в реальной жизни, не предавая своей целостности и не нарушая личных границ.

Человек предопределен к отношению не только с внешним миром, но и с самим собой, иначе он утрачивает человечность.

Перестать думать, как быть идеальным, перестать думать «а какой я сейчас со стороны» и начать задавать себе другие вопросы: Что я чувствую? Что я делаю? Что мне нужно?.. Сменить приоритеты с публичного самосознания на личное самосознание. Путь к аутентичности, к своему подлинному Я. Полагаю, путь к душевной целостности, мудрости и умиротворению.

В заключение хочу обозначить ресурсные значения маски.

Как любой культурный феномен маску нельзя рассматривать только с одной позиции. Как любой культурный символ маска – многозначна, а значит - универсальна по своим функциям. Маска – это всего лишь инструмент,  стратегия. Будет ли она использована во благо или нет – ответственность лежит на каждом отдельно взятом человеке.

Уже не раз упоминалось, что маска – обезличивает, стирает границы. В ритуальных, сакральных таинствах это использовалось, чтобы человек почувствовал свою сопричастность вселенной, божественному началу. Маска была проводником трансцендентного опыта.

В психологической реальности маска как символ может нести тот же позитивный смысл. Преодолевая собственные внутренние ограничения,  через образ маски можно открыть в себе опыт нового. Таким образом, воспринимая и осмысляя символический художественный образ маски, воплощенный на рисунке, или в фотографии, или вылепленный, мы развиваем в себе новые, необходимые нам  качества и состояния. Ресурсный образ маски может нести в себе положительный, продуктивный настрой, выполняя тем самым функцию волшебного «талисмана».

Любой воплощенный художественный образ – управляем. Его можно исследовать, трансформировать, принимать, отвергать, уничтожать, его можно сознательно контролировать, хотя образ несет в себе много смыслов из нашего подсознания. Получается, что в терапевтической практике художественный образ – это мостик между нашим сознанием и бессознательными структурами, путь интеграции сознания и бессознательного.

Другой ресурсной стороной сознательно выбранной маски является… ее уникальность. Как любой продукт человеческой деятельности, декоративно – художественный, или символический – выраженный в игре, маска несет на себе отпечаток индивидуальности мастера, создателя. Через создание своего, неподражаемого образа человек раскрывает в себе творческий потенциал, исследует свой внутренний мир, и возможно встречается с доселе неизвестными, но яркими сторонами своей личности, осознавая собственную индивидуальность.

Вот такой парадокс маски: она может одновременно стирать личные границы и проявлять новые, расширяя ваше самовосприятие, прятать вашу личность и проявлять ее более ярко, подавлять ваше внутреннее Я  и помогать его осознавать, развивать самосознание…

А для чего служит Ваша маска?...

Эффект Ослиной шкуры или что опасного в маске



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек и Маска
  • Социальные маски, или «почему я не могу быть собой?»
  • Роли, маски, быть собой
  • История 2. Тот, кому не давали шанса быть другим. Маска.
  • Игры, в которые играют маски (ч.3.)
  • Счастье Быть или маска соответствия желательному образу? Что выберешь?
  • Могу ли я быть такой? Люди и их маски
  • Улыбка-маска на лице. Можно ли её снять навсегда? Техника РПТ
  • Архетип Персона (Маска)
  • Маска для мамы
  • Маска, а я тебя знаю.
  • Маска, я тебя знаю!
  • Почему все время не хватает денег, или еще одна Маска Жертвы
  • Маска
  • Это я или это маска?
  • Маска
  • Маска
  • Маска «хорошести».
  • Маска высокомерия
  • Маска страха
  • Новая маска
  • Маска, я тебя знаю! или способы выживания
  • Что скрывает маска клоуна?
  • Символы Sandplay: МАСКА
  • Зачем люди надевают Маски? Примеры из жизни.
  • Психологическая сказка «Маска и Светлячок». Про нарцисса и его жертву.
  • Чувство тревоги как маска из глины: психотехника
  • 3 фильма о неудобной Феминности: Маска, Тень и Сила
  • Маски, которые носят люди (ч.1.)
  • Маски, которые играют в людей (ч.4.)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь