Истерическая история (историческая справка) Часть1

На архетипическую природу истерии указывает тот факт, что ее описывали или диагностировали еще со времен Древнего Египта и Древней Греции в различных культурах и в разные исторические эпохи. В одни времена истерия считалась заболеванием, в другие – эмоциональным расстройством, но обычно с ней ассоциировались одержимость дьяволом, экстатические состояния, соблазнительность, чрезмерность в желаниях, склонность лгать и манипулировать. Этиологически истерию связывали с маткой, поскольку само слово «hysteria» происходит от словосочетания «блуждающая матка». Предполагалось, что матка, оторвавшись, «блуждала по телу», затем поселялась в мозгу и провоцировала необузданные эмоции и чрезмерное вожделение, которые считались характерными
проявлениями заболевания.

Истерическая история историческая справка Часть1

Обладая такой коннотацией, истерия неразрывно увязывалась с женским телом и женской неудовлетворенностью. Чтобы контролировать архетипически обусловленные истерические припадки, различные культуры предписывали женщинам закрываться вуалью, стоять отдельно в церкви, хранить молчание. В западной культуре истерические симптомы служили свидетельством причастности к колдовству, и на смену допускаемым ранее медицинским вмешательствам пришли наказания, налагаемые церковью, вплоть до сожжения на костре. Затем, начиная с 17 века, благодаря прогрессу биологических знаний истерические формы поведения стали постепенно признавать медицинским заболеванием и все чаще диагностировать как нарушения деятельности мозга и нервной системы, а не матки.

Позже диагноз «истерия» начали ставить мужчинам, хотя в действительности он никогда не утрачивал связи с женским, особенно «плохим» поведением. К середине 19 столетия истерия приобрела статус «болезни века», отличительными признаками которой являлись «кокетливость, лживость, преувеличенная жестикуляция, неподобающее проявление эмоций, чрезмерное желание и неприязнь, откровенное сексуальное поведение или нарочитый отказ от секса». 



Зарождающиеся представления о существовании некоего иррационального «другого внутри», «двойника» вкупе с наблюдениями о внушаемости истериков вдохновили Шарко и Жане использовать гипноз в качестве эффективного метода исследования истерии.

В поддержку этих усилий Фрейд высказал убежденность в том, что имеет смысл рассматривать истерические симптомы как проявление психической травмы, в основе которой лежит сдерживание либидозных импульсов. Он сделал вывод, что обнаружить и проработать травму можно через вспоминание и катарсис. Предположив, что ключ к избавлению от симптомов находится в личной истории пациента, Фрейд научился не только побуждать пациента к связному изложению истории его травмы, но и слушать эти истории внимательно и с уважением. Впоследствии Фрейд изменил сво точку зрения, придя к заключению, что истории о травме, как правило, связанной с пережитым в детстве сексуальным насилием, опирались не на реальные события, а на внутренние переживания пациенток, то есть на их желания и фантазии.




«Отказ» Фрейда от теории соблазнения, то есть от своей первоначальной идеи о том, что ребенок подвергался насилию, вызвал многочисленные обсуждения и споры.

Догерти и Вест предпологают, что символически все эти переформулировки дофрейдистских и фрейдистских теорий являются не чем иным, как проявлением истерической динамики, которая обнаруживается в резкой смене взглядов и сомнениях, воплощается в многочисленных вопросах, возникающих при обсуждении данного расстройства: В чем истина?, Кому верить?, Кто соблазняет? Кто соблазнен? Манипуляция ли это или проявление скрытого желания? Кто на самом деле контролирует ситуацию? Как юнгианцы, авторы предположили, что динамика, присутствующая во всех этих вопросах, порождается смесью человеческих отношений и архетипических паттернов. Она проблескивает в приключениях Алисы, находит свое воплощение в мифе о Кассандре, а также в образе великолепной и внушающей благоговейный страх Афродиты.



Психоанализ не стоял на месте, и в то время как Фрейд сосредоточенно изучал сексуальные и агрессивные драйвы и их вытеснение, Юнг исследовал феномен психической фрагментарности и диссоциативные процессы. Он пришел к выводу, что детские травматические переживания приводят к формированию комплексов, которые являются автономными частями психики. Юнг изменил свою точку зрения, согласно которой защитные маневры истериков возникают вследствие переживаний, испытываемых на определенном этапе развития, и предложил объяснительную гипотезу, в которой подчеркнул значение внутрипсихической динамики.

В последующие годы, особенно во второй половине 20 века, возродился клинический интерес к первоначальной идее Юнга о том, что реальные травматические события приводят к диссоциативным процессам в психике.

Теория Юнга о диссоциации и формировании комплексов является общей теорией о психике и применима ко всем структурам характера, не только к истерической. Защитные процессы, используемые ригидно, препятствуют появлению диалогической оси Эго–Самость. И в этом случае живой аспект «истинного Я» человека или его «личностный дух»  остается в бессознательном, спрятанный и защищенный, то есть центральная часть психики диссоциирована. Теория диссоциации, объясняющая формирование автономных частей психики и уделяющая особое внимание непредсказуемым прорывам сильно заряженного аффекта, более всего подходит для раскрытия сущности структур характера в рамках ищущего паттерна отношений.

Диссоциативные процессы ясно просматриваются за сексуально провоцирующим, эгоцентричным, эмоционально неустойчивым и саморазрушительным поведением истерика. Однако действие диссоциации также обнаруживается и в инкапсуляции избегающего паттерна, и в безжалостном отыгрывании господства в антагонистическом паттерне.

По мнению Болласа, истерия отражает разрыв фундаментальных отношений с матерью в ответ на отвержение ею сексуальности ребенка на ранней стадии. У девочки формируется ложное Я, которое она предлагает отцу, по-прежнему чувствуя глубинное желание вернуться в состояние доэдипальных отношений с матерью. В результате у нее появляется склонность не только демонстрировать одновременно влечение и антивлечение, но и сопротивляться взрослению.

Таким образом, Боллас привязывает истерию к эдипальному влечению и желанию вернуться в утробу, чем, по мнению Могенсона, лишает ее нуминозного. Могенсон предлагает рас сматривать истерию как разворачивающуюся манифестацию анимы (или души, как мы ее называем) и считает, что эта вневременная фигура приводит нас в пространство между двумя мирами, реальным и фантазийным, то есть в подлинно психологическое пространство, где личностные тревоги не только имеют внешних референтов, но и обусловлены глубинным архетипическим процессом. 

Амалия Макаренко
Тел./Viber/WhatsApp/Botim: + 3 8 067 728 80 10
Skype: amaliyamakarenko
E-mail: [email protected]
Сайт: amaliyamakarenko.com.ua


Просмотров: 319
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зарисовки на тему: Теория объектных отношений или как превратить точку невстречи в точку встречи
  • Теория объектных отношений между матерью и ребенком
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Истерия
  • Истерия у мужчин
  • Трансгенерационные процессы при психической травме (2010)
  • Конверсионное расстройство или истерия?
  • Новогодняя истерия? Почему бы и нет!
  • Представления о психозе в теории З. Фрейд
  • Теория комплексов Юнга
  • Кто вы - мать или женщина, у которой есть дети?
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Какие еще есть женские ошибки, которые ведут к изменам или разрыву отношений? Часть 7.
  • Фрейд как истерическая личность, и сексуальные фиксации
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Фобический невроз ( истерия страха) в раннем возрасте
  • «Я» и защитные механизмы психики. 1) Вытеснение.
  • Теория комплексов К.Г. Юнга или почему мы реагируем так, а не иначе
  • Психосоматические симптомы младенца, говорящие о нарушеннии отношений с матерью.
  • А. Лэнгле. Боль утраченного Я. Истерия: причины, понимание и экзистенциальный подход
  • Туда, где Фрейд не гулял. Как устроено управление человечеством через его сексуальную природу.
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Психосоматика. Истерические неврозы. Часть 1.
  • Психосоматика. Истерические неврозы. Часть 2.
  • Как выйти из чужой истории и вернуться в свою. Для заблудившихся в жизни.
  • Истерия женщины - депутата по поводу поступка Савченко. Рекомендации психолога народу Украины
  • Как выявить депрессию? Реакция на оценки, выставленные жизнью - покаяние, депрессия, истерия вины?
  • Жане и Фрейд: путь ученого
  • Этимология служебного романа. Есть ли у этой истории продолжение?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь