|
Трамплинг психолога - консалтинг, коучинг, супервизия и терапия в одном флаконеАвтор статьи: Кузьмичев Александр Сергеевич
Начнем с того, для кого эта статья. Она для психологов (психотерапевтов, психиатров), которые находятся в процессе активного роста и развития. Сразу оговорюсь. Я не считаю, что каждому специалисту требуется активный рост и развитие. Я знаю множество коллег, которые довольны текущим объемом работы, заработка и познаний. Их рост также имеется место быть. Он протекает естественным путем. Если вы такой специалист, я рад за вас. И эта статья не для вас. Потому что сегодня я предлагаю поговорить про ускорение. Консалтинг 3,5 года назад я работал преимущественно очным групповым психотерапевтом. И здесь на б17 делал только первые шаги, чтобы освоить онлайн направление. Тогда стоимость моих онлайн услуг составляла (тут я улыбаюсь) – 500 р. Этакий натуральный демпинг. Как-то по умолчанию предполагается, что что-то соображающий специалист с высшим образованием, с повышением квалификации по психотерапии, да еще и с 10 годами практики в тренинговой компании запросто организует себе частную онлайн практику. А вот ничего подобного. И мне остро не хватало человека, который бы помог в процессе организации частной практики. И я таковых искал. Но результат был весьма ограниченным. Потому как между инфобизнесом и реальной частной психотерапевтической практикой щель размером с Атлантику. Инфобизнес рассказывает про ступенчатые механизмы продаж, про фронтэнд и бэкэнд, про вебинары, про быстрый и яркий старт, про книги, диски, тренинги и онлайн курсы. И многие из этих элементов, безусловно, можно использовать. Но! Психотерапия – это в первую очередь набор индивидуальных консультаций. Притом с регулярно обновляющимися клиентами. В среде психологических проблем, в которых чаще нет однозначного решения, зато имеется вагон подводных камней. И главный – это клиент, который психологически (а то и психически) нездоров. Ну, не поймет инфобизнесмен пограничника, травматика или человека с суицидальными мыслями. Поэтому, каковы задачи консалтинга в практике психотерапевта: Своя ниша. Определить свою целевую аудиторию может каждый человек, потратив пару часов на изучение темы в интернете. А вот соответствовать этой нише (то есть быть способным давать именно то, что нужно своей нише в том виде и в том месте, где это ей необходимо) – намного сложней. Ведь это не вы будете выбирать нишу, а она будет выбирать вас. Позиционирование. Это последовательное и целенаправленное продвижение вашего имени в среде (и среди) вашей целевой аудитории. Через свой сайт, социальные сети, гугл и яндекс поиск, психологические порталы, рассылки. Здесь копий ломается немало. Потому как все это оплачивается вашими деньгами или вашим временем. И, как правило, способы и процессы продвижения выбираются интуитивно, методом научного тыка, повально (я залезу везде) или посильно (что понимаю и потяну – то и буду использовать). Понятия конверсии за всем этим частоколом как-то благополучно теряется. А мышление, восприятие и мотивы клиента учитываются постольку поскольку. Активное целевое ядро. Вы задавались вопросом о том, почему в списке статей месяца на б17 регулярно светятся одни и те же лица? Они, что, самые умные? Или это проплаченная секта? Нет, это люди с активным целевым ядром. Такие ядра бывают на форумах, в ватсапе, телеграмме, социальных сетях, в тренинговой среде. Это не просто подписчики. Это активные подписчики из вашей ниши. Наличие таковых в вашем арсенале – важная веха в позиционировании себя. Организация легальной практики. НПД, ИП, БСО, ККТ, Р/с, ФНС. Эти слова для вас ничего не значат, и вы их не понимаете? Или вы их старательно избегаете? Если избегаете, я вас понимаю, но при развитии частной практики, рано или немного раньше вы с ними столкнетесь и погрузитесь в них. И желательно выйти из них победителем. Особенно из ФНС. Тема гарантий. Гарантировать можно качество работы телевизора или годность молока. Можно гарантировать турпутевку в тепло-пляжную страну или доставку товара из интернет-магазина. А вот гарантировать эффективность работы психотерапевта не получится. Потому как результат работы во многом зависит от вовлеченности клиента. В этом плане психотерапия сродни обучению в ВУЗе. ВУЗ вам гарантирует качественные условия для обучения, но не диплом. Диплом уже будет результатом синергичных усилий преподавателей и студентов. Донести это до своей целевой аудитории бывает сложно и энергозатратно. Но важно это сделать сразу и в доступной для понимания клиента форме. Формирование доверия к специалисту. Доверие к специалисту определяется множеством факторов. Это ваша визитная карточка (сайт, который по статистике имеет менее 30% психологов). Это простота и понятность принципов вашей работы (которые важно доносить до своей аудитории). Это набор контента (тексты, аудио, видео) которые бы описывали то, как вы работаете и как вы достигаете результата наглядным образом. Это ваша доступность к общению в демо-формате. Это последовательность, объемность ваших предложений в рамках выбранной ниши. То есть это комплекс условий, который делает из вас Специалиста. Тема отзывов и сарафана. Отзывы – это опыт людей, которые уже распробовали вас на вкус. Отзывы важны в любом бизнесе. Но в частной практике психотерапевта они имеют свои особенности. Просто попробуйте на вкус фразу «У меня есть тут психиатр. Мне он помог, рекомендую и тебе». Звучит в стиле «я псих, и тебя таковым считаю, но тебе помогут». Гротеск ли это? В наших с вами реалиях – нет, это реальность (к сожалению). Отсюда тема организации места, формата, конфиденциальности и готовности получения отзыва становится более чем актуальной. Работа с базой данных. Клиент психотерапевта обращается за помощью и поддержкой. И может возвращаться не раз и не два. А потому важно налаживать свою собственную базу данных и регулярно с ней работать. Это повышает вашу эффективность, повышает уровень лояльности, количество отзывов и, периодически, стимулирует возврат клиентов к вам. Иногда с новым запросом, иногда - с прежним. Но более 90% психологов НЕ работает с базой клиентов. Просто потому что идут новые клиенты, «нужно продвигать себя», внутри себя возникают сложности с общением с выпадающими из активной работы клиентами. И тем самым вы можете лишить себя возможности создать поле взаимодействия со своей клиентской базой. А именно это поле, в идеале, окружает ваше активное целевое ядро. Конкуренция. Именно в психологической среде конкуренция – это целая наука. Так как психологи не только хорошо разбираются в мотивах и защитах, характере и причинно-следственном анализе поведения. Но еще бывают редкостными гадами, когда речь идет о конкуренции в социальном пространстве:) Банальный пример. Найти черный пиар конкурентов в мире салонов красоты, бытовой техники или сотовых телефонов – легко. Такие минус-отзывы последовательны, объемны и точно отражают цену, качество или уникальные преимущества. Конкуренция психологов личная, мстительная и всегда базируется на принципах «возвышайся сам, топи другого». Умение направить такую конкуренцию себе во благо – это как забор вокруг вашего дома. Отдает не только пользой, но и безопасностью. Я выше упомянул, что испытал сложности организацией частной практики, имея за спиной 10 лет работы в тренинговом центре. А вот если бы я начинал вообще с нуля? Это же кратно сложней. Хотя, с другой стороны, расширение частной практики может стать сложностью и после 20 лет этой самой частной практики. Почему? Интуиция, устоявшиеся подходы привлечения клиентов, ограничивающие убеждения … Список можете продолжить сами … А что думаете вы? Какая часть консалтинга психолога актуальна именно для вас больше всего? Коучинг Есть забавная закономерность. Именно психологи, психотерапевты и психиатры негативней многих других специализаций относятся к личному коучингу (личное наблюдение, лично у вас может быть и другое мнение). Уточню! Речь не идет о том, что элементы коучинга не используются в сторону клиента – еще как используются! А вот относительно себя совсем другая песня. Коучинг сплошь и рядом подменяется личной терапией. Акценты, которые далеки от процесса достижения профессиональных целей. Поясню. Тайм-менеджмент. Вы наверняка замечали, что ваши клиенты и ваши же потребности хотят вашего внимания 26 часов в сутки, 8 дней в неделю, все 378 дней в году. Это естественно. Все и каждый хотят успеть пожить. И желательно – хорошо пожить. А на это требуются ресурсы, которые приходится зарабатывать и добывать, изучать и внедрять. Все логично. И все упирается в приставучие циркадные ритмы, которые остро ограничивают вашу трудоспособность и ваши итоговые запросы к жизни. И чем больше вы закрываете глаза на временной фактор, тем быстрей пролетает ваша жизнь … мимо вас. Организация себя. Психология, во многом, творческая профессия. Творческая в том плане, что конкретные алгоритмы коррекции того или иного состояния могут быть лишь ориентиром, но никак не аксиомой. ИМХО. Отсюда и нелюбовь к четкой организации себя и своего распорядка, прокрастинация и самосаботаж. То есть, если построить линию от организации к процессу работы и достижению результата, то фокус психотерапевтов можно смело ожидать в процессе, результате, но не в начале этого пути. Я нередко сталкивался с фразами коллег «я уже год как думаю о том, чтобы завести себе инстаграмм/ютуб канал». Или я уже 1-2-3 года пишу свою книгу. О чем это, как не об организации себя? Работоспособность. Тут можно бодаться сколько угодно на тему того, сколько консультаций в день является нормой. Вместо этого лучше я проведу опрос. Вне зависимости от того, как проголосовали именно вы и другие участники опроса, можно предположить следующее. Вы можете уставать от любого числа консультаций, так как психотерапия – это не отдых в спа. Если вам сложно дается ваш режим работы. Если вы хотите консультировать больше. Если к концу рабочей недели вы ждете выходного так, словно вам важней рабочей недели. То можно предположить, что вам стоит (хотя бы) задуматься о том, что делать со своей работоспособностью. Или же пересмотреть организацию собственного труда таким образом, чтобы у вас был баланс удовольствия от работы и отдыха. Самомотивация. Бывают ли психотерапевты с лишним весом? Которые курят? Или пьют алкоголь? У которых есть слова-паразиты? Которые не ходят пешком и в спортзал? Которые недочитывают книги, которые у них скачены из интернета? Которые покупают обучающие курсы и не проходят их до конца? Еще как бывают. Ведь любая профессия требует мотивации, но не обязывает быть человека сверхмотивированным. Плюс я регулярно читаю комментарии и посты коллег и могу смело утверждать – психотерапевты часто полагаются на силу привычек или силу воли больше, чем на силу мотивации. Хотя, именно система мотивации терапевта – одна из самых наглядных и мощно влияющих терапевтических сил … В сухом остатке получается, что коучинг, при вашем желании активно расти и развиваться, ничуть не мене актуален, чем личная терапия. Супервизия В какой-то момент, когда моя работоспособность умножилась на достаточно вменяемое позиционирование, я столкнулся с проблемой нехватки профессиональной обратной связи. Не потому что не получалось. Или получалось работать плохо. А потому что у всех специалистов клиенты обрывают терапию, периодически выказывают недовольство, у них бывают рецидивы, обнуление мотивации или тотальное бессилие. И в эти моменты крайне важно видеть границу между собственными усилиями, переживаниями и причинами в голове и поведении клиента. А граница там тонкая. Очень тонкая. Не хватает обратной связи – идите на супервизию! Все же просто! Или нет? Да, не очень. Ведь поход на супервизию – это тоже испытание. Причем, чем больше у вас опыта, тем выше внутреннее сопротивление. Как-то на групповой супервизии мы оформили ТОП-причин того, почему супервизию саботируют. Страх разбазарить свои методы и наработки, страх осуждения, завышенная/заниженная самооценка, страх столкнуться с тем, кто «умней». Да, еще страх разочарования в себе и качестве своей работе. Страх перемен, в конце концов. А что думаете вы? Поделитесь в комментариях тем, из-за чего супервизию саботируют! А потому имеет смысл выделить не просто необходимость ходить на супервизию, а конкретные задачи, которые там можно решить. «Ясновидение». Помните: «Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, дай мне силы изменить то, что возможно, и дай мне мудрость научиться отличать первое от второго»? Эта часть известной молитвы весьма близка к тому, чтобы отразить практическое значение ясновидения (не того, которым владеют условные Ванги). Когда вы за счет внешнего присутствия в системе терапии раскладывает по полочкам свои переживания, домыслы, проекции, интроекты и прочие атрибуты активно работающей психики от процессов, которые творятся в голове вашего клиента. Тут важно выделить три ключа – доверие (признаться в том, что происходит в терапии). рефлексия (понять, что я чувствую, хочу, могу), диссоциация (посмотреть на свои процессы со стороны). Владение этим ключами позволяет не только отлавливать свои процессы в ходе терапии, но и использовать их для повышения качества своей работы. Устойчивость к фрустрации. Психотерапия не бывает плюшевой. Это эмоционально заряженный труд. Который проистекает на стыке знаний, умений, ожиданий, эмоциональных защит, доверия и обмена эмоциями. А еще на фоне попыток специалиста реализовать свои потребности в признании, достатке, власти, одобрении, понимании, а то и безопасности. И на фоне психологического дисбаланса клиента. Возможна ли фрустрация в таком компоте компонентов? Вопрос банальный. Да, возможна. И да, стоит научиться этой фрустрации противостоять. Повышение квалификации. С одной отдельно взятой точки зрение, наше мышление – это всегда перебирание возможных вариантов, которые есть в нашем опыте. Да, каждый человек способен генерировать уникальные решения путем спонтанного синтеза информации. Но далеко не всегда это возможно на заказ в тот момент, когда этого требует ваша работа. Потому полезно в сложных для себя ситуациях устраивать мозговые штурмы относительно того, как еще можно решать выявленные сложности. И, опять же с отдельной точки зрения, повышение квалификации, это добавление в свой арсенал новых приемов, методов и подходов, которые могут быть разу же использованы на практике. Одним словом – это апгрейд ваших возможностей. Утилизация. Ее величество утилизация – универсальный навык, который позволяет вам не просто понимать что-то о себе и своих процессах взаимодействия с клиентом, но и использовать осознанное для повышения эффективности работы. Желательно – прямо в самой работе. Желательно с восполнением потерь от собственных «косяков», совершенных под влиянием собственных же психологических процессов. Или же позволяет пережить реальные ошибки и упущения при «неудачных» взаимодействиях с клиентом, которые повлекли за собой прерывание терапии. Да, стоит вспомнить о то, что как-то так повелось, что супервизия психологов «априори» подразумевает старшего или более «опытного» специалиста. Хотя, если честно, лично мне больше помогала супервизия тогда, когда в ней можно было участвовать на равных. Этакий совместный квест в продуктивное будущее. Прикладная терапия А еще стоит также уточнить, что когда речь о практической психологии, имеется весьма четкое разделение на личную терапию, супервизию, коучинг и консалтинг. И приходится все составляющие процесса собирать по частям. Что, ИМХО, далеко не всегда правильно. Почему? А вы пройдите любой семинар по продажам. И что вы узнаете? Много нового и полезного. Но многое вы не сможете применить! Почему? Фразы в стиле «мне тяжело втюхивать клиенту мои услуги», «это слишком сложно для меня» или «мне стыдно продавать себя» звучат направо и налево. Вопрос! Эти фразы отражают личное пространство человека? По-моему ответ очевиден. Да, отражают. А потому заниматься консалтингом отдельно от личной терапии как-то не очень эффективно. Или те же продажи и супервизия. Очень часто продажи упираются не только в то, как вы продаете, но и в то, как вы организуете процесс терапии. Банальный пример. Я часто слышу фразы «мои клиенты довольны нашими встречами, но через 2-3-4 встречи они теряются», «мне не удается показать им необходимость долгосрочного взаимодействия». А когда спрашиваешь таких людей о том, как они готовят план сессии или терапии, то ответом тебе служит недоуменное молчание … К чему бы это … Или терапия и коучинг. Как-то так повелось, что терапия – это больше про мир чувств, мыслей, причинно-следственных цепочек и событий. Но не про мотивацию и самоорганизацию. А ведь многие потрясающие психологи остаются таковыми в очень узком кругу клиентов просто потому, что никогда не задавались вопросами самомотивации. Тут вам и психологические защиты. И неосознанные потребности. И ограничивающие установки. Да и «неврозы тоже тусуются рядом». Поэтому имеет смысл ввести понятие прикладной терапии. Это не совсем та самая терапия, которая досконально прорабатывает все ваши психологические сложности и особенности. Это «межведомственное явление». Та часть личной терапии, которой имеет смысл связать первые процесса, описанные выше. И вот тут мы и выходим на понятие трамплинга (к Дональду Трампу или массажу стопами слово не имеет отношения, я его выудил с одного консалтинг-семинара, и касается оно трамплина). Так вот трамплинг – это равномерное ускорение в 4 описанных выше направлениях. Которое можно завернуть в одном месте между двумя уважающими себя и друг друга специалистами. Что это даст я более чем подробно описал выше. А к чему это я. Можете воспринимать эту статью как обзор, а можете как объявление. Причем в трех категориях. «Продам». Предлагаю вам организовать ваш трамплинг со мной. Тут все просто – вы выбираете из предложенного, и мы вместе движемся к вашим целям. «Куплю». Предлагаю вам предложить мне мой трамплинг. Я серьезно! Когда достигаешь чего-то в своем деле, входишь во вкус. И хочется больше. Если вы видите то, что в чем можете запустить меня в космом – велкам! «Бартер». Бывает и так, что вы специалист в чем-то конкретном и эффективно можете этой своей опцией поделиться. И видите свои зоны роста (плюс, хотите их получить в свой арсенал). Можем организовать взаимовыгодный обмен. Интересно? Пишите Пы.сы. Просьба в комментарии предложения покупки, продажи и бартера НЕ писать. Путь будет место для обсуждения!
Хотите прокомментировать прочитанное – смело делайте это! Да, и еще нажмите кнопку «сказать спасибо» человеку, который собрал столько предложений в одной статье. Хорошего Вам дня!
Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь
Хотите научиться управлять своим неврозом самостоятельно? Пройдите онлайн курс психокоррекции индивидуально или в группе! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|