Сегодня мне хотелось бы развить тему и попытаться понять, почему одни люди чуть более «предрасположены» к успеху, чем другие, почему одних людей мы считаем «клиническими везунчиками», а для других путь к успеху выглядит тернистым и нелегким. А некоторые люди всю жизнь живут из позиции «жертвы», и их судьба кажется стороннему зрителю полной лишений и тягот.
Мне хотелось бы начать отслеживать предрасположенность к успеху с самых ранних времен, с самого начала человеческой жизни — из детства. Если мы с Вами пойдем на детскую площадку или в группу детского сада, и в течение часа понаблюдаем за детьми, то увидим, что некоторые дети — заводилы, неиссякаемые генераторы энергии, некоторые — молчаливые и упорные, некоторые — тихие и застенчивые малыши... Именно в детстве закладывается склонность к успеху, а также толерантность (устойчивость) к недовольству и фрустрации — способность после каждого падения вставать и идти дальше, к заветной цели.
Здесь есть два основополагающих фактора — во-первых — конституция. То, что закладывается генетически. Это тип нервной системы, скорость передачи нервного импульса, стабильность и устойчивость, а также возбудимость и реактивность нервной системы. Наверное все со школы помнят известное разделение психотипов по темпераменту - на подвижных и импульсивных холериков, продуктивных и упорных сангвиников, уравновешенных, трудолюбивых флегматиков и несколько депрессивных меланхоликов. На самом деле, типов гораздо больше. Что же касается темперамента, то это врожденная характеристика. Но помимо генов, на нас влияет и внешняя среда. Человек рождается с целым набором генетических особенностей. Это целый континуум, целый веер различных характеристик. Это во многом зависит от среды, тех импульсов, которые поступают извне. В соответствие с этим, происходит актуализация, развитие в человеке тех или иных качеств. Я считаю, что для формирования и поддержания программы успеха, необходимо постараться позаботиться об этом ещё с детства — хвалить и поощрять своего ребенка, не ругать и не гнобить за ошибки и поддерживать, поддерживать, поддерживать, вливая в своё чадо тонны любви... Но не всё так радостно и идеально в жизни. Институт осознанного родительства лишь начинает формироваться... В своей практике я чаще слышу в качестве воспоминаний детства критику, сравнение, ограничивающие убеждения. Да и не нужно далеко ходить, я сама, на своём примере помню вместо слов поддержки, ограничения по типу: «ты не справишься», «у тебя не хватит знаний поступить», «в медицинском для тебя места нет — там учатся лишь представители династий». Именно через эти ограничивающие убеждения я проходила на пути к своей карьере.
Таким образом, в плане средовых воздействий на поддержание успеха я могу назвать трех китов — любовь, поддержка и право на ошибку. Это если мы говорим о формировании успеха в детстве. Но что же делать нам, взрослым детям? Работать со своим «внутренним ребенком» и дальше погружаться в тему успеха, напитываясь ее энергией.
Для начала я хотела бы обратиться к этимологии самого слова «Успех», мне кажется, что это что-то про возможность успеть: оказаться в нужном месте, в нужное время, с нужными людьми и реализовать своё предназначение. Поверьте, даже если Вы были лишены достаточной родительской поддержки в детстве, то во взрослом возрасте Вы всегда сможете получить поддержку, как минимум из двух источников — из окружения, и, во что бывает сложно поверить, из своих внутренних ресурсов.
Я хочу рассказать вам одну короткую историю одного маленького успеха одной девочки, которая очень мечтала получить медицинское образование, поступить в медицинский ВУЗ, но не имела при этом ни денег, ни связей, ни, по сути, доброго слова напутствия. Когда эта девушка училась на подготовительных курсах, она познакомилась с изумительными людьми, нашла себе замечательных подруг. Училась эта девушка «средне», и один из предметов давался ей чуть хуже, потому что там были задачи и сложные формулы. И за этот экзамен эта абитуриентка переживала больше всего — он был последним и решающим. Её подруги — такие же абитуриентки, поддерживали и подбадривали ее, но страх неудачи, конечно иногда брал верх. Её подруга сдавала этот предмет накануне, она поступала на другой факультет, сдала экзамен на «отлично» и позвонила нашей героине, поделившись радостью, и рассказав о заданиях, попавшихся ей в билете. Каково же было удивление нашей героини, когда наутро, в её экзаменационном билете попалась именно та задачка, условия которой накануне по телефону диктовала ей её подруга! Это был У-успех! Ситуация, когда ожидания соответствуют реальности, когда в головном мозге выделяется целый коктейль из гормонов - дофамин, который стимулирует дальнейшую активность, любознательность и деятельность, серотонин, который является гормоном счастья, окситоцин, который внушает чувство безопасности и наполняет уверенностью.
Успех может быть огромным, но не приносить истинной радости, потому что он достигнут «не так быстро, как хотелось бы», потому что Вы не умеете, не достаточно научились себя хвалить, потому что Ваши родители не научили Вас этому, потому что «у соседа трава зеленее...», и вообще, «у сына маминой подруги...»...
Хотите небольшое упражнение, уважаемые «взрослые дети», стремящиеся к успеху?
Просто похвалите себя... Вспомните того малыша, сделавшего своими ручками гербарий, фигурку из шишек или желудей, подготовившие отчет, написавшие кандидатскую, сдавшие экзамен, хорошо отдохнувшие в праздники, не поссорившиеся в очередной раз с мамой или партнером... Похвалите себя. Вы — изумительны. Пусть на личике ребенка засияет улыбка... Кстати, в этот момент Ваш мозг будет выделять гормоны счастья, обретая новый опыт проживания успеха.
Буду рада ответить на Ваши вопросы.
С пожеланиями Успеха,
психолог-психоаналитик Ирина Савран